Алина Рыбкина: «Работа логопеда не так проста, как кажется на первый взгляд»

В ноябре отмечается Международный день логопеда –  профессиональный праздник логопедов, дефектологов и специалистов, которые имеют отношение к данной сфере деятельности.

 

Накануне этого события нам удалось пообщаться с учителем-логопедом детского сада №3 «Светлячок» А.А. Рыбкиной.

— Алина Александровна, как давно вы работаете учителем-логопедом и как к этому пришли?

— Учителем-логопедом я работаю уже 3 года. Меня всегда интересовала эта профессия. Будучи студенткой Шуйского филиала ИвГУ, я не сомневалась в своем выборе.

— А для чего вообще нужен логопед? И как понять, что ребенку он необходим?

— Логопед занимается диагностированием, профилактикой и исправлением дефектов речи. Для каждого возраста существует своя норма речевого развития. Например,  к году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 10 – 20  «лепетных» слов, соотносит  слова с конкретными предметами, выполняет просьбы. К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, имеет словарный запас  минимум 50 слов, четко произносит звуки [а], [у], [о], [и], [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’]. В три года ребенок употребляет в речи сложные фразы, осваивает звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’]. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,  предлоги, союзы, осваиваются свистящие звуки [с],[з], [ц], а также [ы], [э], несколько позднее шипящие [ш], [ж], [ч],[щ]. В пять лет дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка, словарный запас достигает 25 000 слов, грамматический строй и связная речь сформированы, ребенок правильно употребляет в речи грамматические конструкции, может пересказать знакомую сказку, составить небольшой рассказ по картинке.

— Может ли быть такое, что ребенок выговаривает слова правильно, но к специалисту обратиться все равно стоило бы? Какие это случаи?

— Да, это бывает при фонематическом недоразвитии речи. Звукопроизношение может быть в норме, но ребенок не различает и не выделяет речевые звуки. Это проявляется в том, что ребенок затрудняется в выделении первого или последнего звука в слове, нахождении места звука в слове и т.д. Если данное нарушение не исправить, то в школьном возрасте  это может привести к таким нарушениям как дислексия (трудности в обучении чтению) и дисграфия (нарушение письма).

— В каком возрасте необходима обязательная консультация логопеда, и необходима ли она всем без исключения?

— Обратится за консультацией к логопеду с профилактической целью я бы рекомендовала пятилетним детям, так как к 5 годам речь должна быть в целом сформирована, и если есть какие-то нарушения, то как раз до школы есть время все исправить.

— Как отличить хорошего логопеда от плохого?

— На мой взгляд, нет плохих логопедов.  Если работа над звуком идет тяжело, это не значит что логопед плохой. Работа логопеда очень сложна и зависит от характера и сложности нарушения звукопроизношения, иногда требуются значительные усилия, время и терпение. Каждый ребенок индивидуален и у каждого своя скорость обучения. Нужно набраться терпения и идти к цели.

— Какими качествами должен обладать учитель-логопед?

— Бесконечным терпением, умением добиваться поставленной задачи и, конечно, любовью к детям и к своей работе.

— Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда их дети начинают заниматься с логопедом? Что должны делать мама и папа, чтобы помочь ребенку достичь результата?

— Работа по коррекции речевых нарушений — это совместный труд логопеда, ребенка и его родителей. Поставленный звук легко теряется, если его не закрепить. А это возможно только при регулярной работе и контроле со стороны самого ребенка и его родителей. Поэтому необходимо обеспечить регулярное посещение занятий и  выполнять домашние логопедические задания и все рекомендации логопеда.

— Какие случаи из практики были для вас самыми запоминающимися?

— На одном из занятий детям было дано задание — рассмотреть картинки и разделить их на 2 группы: домашние животные и дикие. Возникло затруднение с ежиком. Завязался спор. Дети утверждали, что ежик дикий, но не очень, немножко только «дикенький».

— О чем бы вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у вас?

— Работа логопеда не так проста, как кажется на первый взгляд. В этой профессии все познается только на практике.

 

Беседовала Софья Кудряшова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика