Алина Рыбкина: «Работа логопеда не так проста, как кажется на первый взгляд»
В ноябре отмечается Международный день логопеда – профессиональный праздник логопедов, дефектологов и специалистов, которые имеют отношение к данной сфере деятельности.
Накануне этого события нам удалось пообщаться с учителем-логопедом детского сада №3 «Светлячок» А.А. Рыбкиной.
— Алина Александровна, как давно вы работаете учителем-логопедом и как к этому пришли?
— Учителем-логопедом я работаю уже 3 года. Меня всегда интересовала эта профессия. Будучи студенткой Шуйского филиала ИвГУ, я не сомневалась в своем выборе.
— А для чего вообще нужен логопед? И как понять, что ребенку он необходим?
— Логопед занимается диагностированием, профилактикой и исправлением дефектов речи. Для каждого возраста существует своя норма речевого развития. Например, к году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 10 – 20 «лепетных» слов, соотносит слова с конкретными предметами, выполняет просьбы. К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, имеет словарный запас минимум 50 слов, четко произносит звуки [а], [у], [о], [и], [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’]. В три года ребенок употребляет в речи сложные фразы, осваивает звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’]. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, предлоги, союзы, осваиваются свистящие звуки [с],[з], [ц], а также [ы], [э], несколько позднее шипящие [ш], [ж], [ч],[щ]. В пять лет дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка, словарный запас достигает 25 000 слов, грамматический строй и связная речь сформированы, ребенок правильно употребляет в речи грамматические конструкции, может пересказать знакомую сказку, составить небольшой рассказ по картинке.
— Может ли быть такое, что ребенок выговаривает слова правильно, но к специалисту обратиться все равно стоило бы? Какие это случаи?
— Да, это бывает при фонематическом недоразвитии речи. Звукопроизношение может быть в норме, но ребенок не различает и не выделяет речевые звуки. Это проявляется в том, что ребенок затрудняется в выделении первого или последнего звука в слове, нахождении места звука в слове и т.д. Если данное нарушение не исправить, то в школьном возрасте это может привести к таким нарушениям как дислексия (трудности в обучении чтению) и дисграфия (нарушение письма).
— В каком возрасте необходима обязательная консультация логопеда, и необходима ли она всем без исключения?
— Обратится за консультацией к логопеду с профилактической целью я бы рекомендовала пятилетним детям, так как к 5 годам речь должна быть в целом сформирована, и если есть какие-то нарушения, то как раз до школы есть время все исправить.
— Как отличить хорошего логопеда от плохого?
— На мой взгляд, нет плохих логопедов. Если работа над звуком идет тяжело, это не значит что логопед плохой. Работа логопеда очень сложна и зависит от характера и сложности нарушения звукопроизношения, иногда требуются значительные усилия, время и терпение. Каждый ребенок индивидуален и у каждого своя скорость обучения. Нужно набраться терпения и идти к цели.
— Какими качествами должен обладать учитель-логопед?
— Бесконечным терпением, умением добиваться поставленной задачи и, конечно, любовью к детям и к своей работе.
— Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда их дети начинают заниматься с логопедом? Что должны делать мама и папа, чтобы помочь ребенку достичь результата?
— Работа по коррекции речевых нарушений — это совместный труд логопеда, ребенка и его родителей. Поставленный звук легко теряется, если его не закрепить. А это возможно только при регулярной работе и контроле со стороны самого ребенка и его родителей. Поэтому необходимо обеспечить регулярное посещение занятий и выполнять домашние логопедические задания и все рекомендации логопеда.
— Какие случаи из практики были для вас самыми запоминающимися?
— На одном из занятий детям было дано задание — рассмотреть картинки и разделить их на 2 группы: домашние животные и дикие. Возникло затруднение с ежиком. Завязался спор. Дети утверждали, что ежик дикий, но не очень, немножко только «дикенький».
— О чем бы вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у вас?
— Работа логопеда не так проста, как кажется на первый взгляд. В этой профессии все познается только на практике.
Беседовала Софья Кудряшова