По местам Тейкова, связанным с историей Великой Отечественной войны. Часть 6

Сегодня мы вспомним тех, кто ковал Победу в тылу. Об этом напоминает нам памятник труженикам тыла на улице Октябрьской.

Наш город перестраивал свою жизнь по законам военного времени. 29 июня 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР дали директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей: «Организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым, предоставить под госпитали, больницы, школы, учреждения. Укрепить тыл, обеспечить усиленную работу всех предприятий».

Уже к 1 июля была проведена полная светомаскировка корпусов предприятий, центральной подстанции, жилых и других зданий. Шла срочная перезаправка оборудования на ткани военного ассортимента, в том числе производство двуслойной байки, чего прежде комбинат не выпускал. В срочном порядке был организован участок по пошиву фуфаек и теплых брюк.

«Работай быстро, четко, ловко. Сейчас станок – твоя винтовка!» Этот призыв на ХБК стал девизом для работающих.

Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве, город Тейково стал прифронтовым, но продолжал производить ткани, продовольствие, обмундирование, его население активно участвовало в строительстве оборонительных сооружений, в формировании народного ополчения. Здесь формировались воздушно-десантные бригады, стрелковые дивизии, танковые части, бомбардировочная эскадрилья. На фронт ушли более 3 тысяч текстильщиков Тейковского хлопчатобумажного комбината. Массовая мобилизация привела к нехватке кадров. Кто заменит ушедших на фронт? И тут глубокий патриотизм показали ветераны труда. Десятки ветеранов – текстильщиков добровольно пришли на родное предприятие, к станкам и машинам.

«Мне 56 лет, — делилась в те дни в многотиражной газете комбината М.Ф. Иконникова, — 31 год я отработала ткачихой. По возрасту пора идти на отдых, но по времени, которое переживаем, не уйду с производства. Отказалась от отдыха и моя товарка по работе, знатная ткачиха Пелагея Митрофановна Волкова. Обслуживая три станка и вырабатывая тяжелые ткани, она не уступает в работе молодым»… Ветераны подменили опытных работниц, которые, в свою очередь, переходили на места, где прежде трудились мужчины.

С первых недель войны в самых лучших традициях старших поколений поступала молодежь. Юноши и девушки трудились под девизом: «За себя и за товарища, ушедшего на фронт». Бригады А.И. Мишина и Н.А. Макаровой первыми на комбинате начали движение двухсотников – за выполнение сменной нормы не менее чем на 200 процентов. Ватерщицы стали переходить на совмещенный труд, т.е. обходиться без съемщиц. Эти и другие патриотические начинания широко подхватывала молодежь. Многие рабочие обучали текстильным профессиям своих детей – подростков. Следом за Анисьей Павловной Морозовой в первые же дни войны в ткацкий цех пришла ее дочь Лиза. Так началась трудовая биография будущей знатной ткачихи, Героя Социалистического Труда Елизаветы Александровны Кабановой. Ее память увековечена на Аллее Славы и на мемориальной доске у проходной комбината.

Более трех миллиардов метров готовых тканей дали фронту и тылу в годы войны текстильщики Ивановской области, почти каждый шестой метр был тейковским, прошедшим через руки наших текстильщиков.

Коллектив ХБК в конце 1942 года за сверхплановую поставку тканей для фронта получил первую премию и переходящее Красное Знамя Наркомтекстиля СССР, а в 1944 году – Красное Знамя Государственного комитета обороны. Вручая Знамя, Герой Советского Союза полковник А. Хацкевич сказал тейковским текстильщикам: «Ваша победа на производственном фронте приближает час окончательного разгрома ненавистного врага!» В годы Великой Отечественной войны на Тейковском ХБК было образовано 50 комсомольских молодежных бригад, более 350 текстильщиков за стахановскую работу были признаны ударниками текстильного производства. Уже в августе 1941 года ежедневный заработок в фонд обороны перечислил каждый труженик ХБК. И так было до самой Победы.

Вместе с текстильщиками по-ударному трудились в тылу в годы военного лихолетья тейковские швейники, торфодобытчики, лесопереработчики, хлебопеки, транспортники, медики, педагоги, культпросветработники, которые делали все возможное для приближения победы над врагом.

На одни лишения и трудности наслаивались другие. Особенно нелегко пришлось летом и осенью 1942 года. В ту пору по существу прекратился подвоз в нашу область угля и нефти, появились трудности в обеспечении сырьем. Люди были мобилизованы на заготовку торфа и дров. «Торфяной фронт» был не менее важным, чем работа в цехах. Большую помощь на этом фронте оказывали школьники. В краеведческом музее школы №4 собрано множество материалов – свидетельств ребят военной поры. Вот одно из них: «Пилили в летние каникулы дрова в лесу. Валили деревья, распиливали их на метровые поленья – норма 5 кубометров на человека. Когда начинались занятия, ходили в госпиталь: делали перевязки, стирали бинты, помогали солдатам писать домой письма, читали им книги, давали концерты…» В городе разместились прифронтовые госпитали, в которых наряду с тейковскими медиками круглосуточно трудились рабочие – хозяйственники: повара, истопники, похоронщики.

Особую самоотверженность, трудовой героизм, огромное напряжение сил проявляли женщины. Они взяли на себя многие мужские обязанности, работали по 12 – 14 часов в сутки, недоедая и недосыпая. После нелегкой рабочей смены они шли на станцию разгружать вагоны, принимали раненых из эшелонов, дежурили в госпиталях, выезжали на заготовку торфа. А дома также ждали неотложные дела, дети, которых надо было накормить, обиходить.

Не только с топливом и сырьем было трудно. Остро недоставало продовольствия. И в этих тяжелых условиях первая забота была о детях. Взрослые делали все возможное, чтобы дети как можно меньше ощущали бедствия войны. 15 мая 1942 года в детском саду комбината состоялся очередной выпуск будущих первоклассников. Каждый ребенок получил подарок пенал, линейку, игрушку. А 27 июня 1942 года тейковчане заботливо приняли в свои семьи оголодавших детей, эвакуированных из Ленинграда.

Горожане активно участвовали в сборе средств в помощь фронту. Работали по воскресеньям, а на заработанные средства приобрели для авиаэскадрильи истребитель «Тейковский текстильщик». На средства обороны через отделение Госбанка тейковчане вносили денежные средства, облигации госзаймов, золотые и серебряные изделия, различные ценные вещи. Продолжали начатый в июле 1941 года сбор подарков и теплых вещей для фронтовиков. И так было до окончания войны.

…23 июля 1945 года железнодорожный перрон в Тейкове был запружен людьми, расцвечен букетами цветов. Казалось, весь город пришел, чтобы встретить первый поезд с возвращавшимися в родные места демобилизованными воинами Великой Победы. Короткая остановка, короткие сердечные приветствия — и вот уже те, кто сошел с поезда, оказываются в горячих объятиях родных, близких, друзей…

Но не все возвратились домой. Из почти 17 тысяч мобилизованных на фронт Тейковским военкоматом не вернулся домой каждый третий, из трех тысяч текстильщиков ХБК не вернулись семьсот. Их память увековечена монументом, установленным на территории комбината. А те, кто вернулся с ратного фронта, немедленно переключились на фронт трудовой, вынесли на своих плечах испытания послевоенного возрождения. И чем дальше от нас уходят те годы, тем грандиознее видится беспримерный подвиг людей, вошедших в легенду. И годы сороковые всегда будут особой строкой в нашей истории.

 

Галина Минина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика