Братья Медведевы – живописцы из Тейкова

В 20-х годах XIX столетия слава художников Медведевых растёт и крепнет.

Множится число заказов от священнослужителей и прихожан разных храмов Владимирской и Ярославской губерний. К середине 20-х годов создаётся впечатление, что Медведевы создали одновременно две или даже три артели, которые трудятся в разных местах. И это, возможно, правда. Так, например, за период с 1824 по 1826 годы ими были расписаны сразу три храма в разных местах.

 

Тимофей Медведев. Вся жизнь – в труде.

Часть вторая

 

Выпускник Ярославской Духовной семинарии  Колокольцев Серапион Флегонтовичъ в 1862 году был назначен священником церкви Всех Святых в Ростове Великом. От него нам осталось составленное им описание этой церкви. Вот что он пишет:  «Стенное письмо Всехсвятской церкви есть бесспорно самое первое ее украшение. Произведено оно в 1824 и 25-м годах, при Преосвященных Симеоне и Аврааме, как значится в клеймах церковной арки, – замечательным в то время художником Тимофеем Медведевым, и доселе знатоками живописи признается за лучшее его произведение в Ярославской епархии. Вся живопись – аль-фреско…».

Несомненно, хвалебные эпитеты говорят о высоком качестве росписей. Колокольцеву было с чем сравнивать, ведь он бывал в лучших храмах губернского Ярославля; он, однако же, выделяет «замечательность» творчества именно Тимофея Медведева и оставляет для нас временные вехи 1824-1825 гг. Упоминание Преосвященного епископа Симеона говорит нам о том, что росписи начаты до его смерти (т.е. до 28 марта 1824 г.). Закончены же они в 1825 году уже при епископе Аврааме. Преосвященный Авраам, назначенный на должность архиепископа Ярославской епархии, проезжал к месту своего назначения в июле 1824 г. через Ростов и наверняка знакомился с местными церквами. То есть он видел росписи Медведева и стал с ним знаком лично. Эта важная деталь ещё даст о себе знать в будущем.

Летом же 1824 года, а именно 1 августа крестьяне «Владимирской губернии Шуйской округи вотчины князя Григория Алексеевича Долгорукаго села Тейкова… Тимофей и Епифан Алексеевы Медведевы» заключили контракт на роспись Покровского собора в селе Иваново. Контракт этот подписал и устроитель церкви Яков Куваев, прадед Надежды Харлампиевны Куваевой, которая выйдет замуж за Николая Геннадьевича Бурылина и вместе с ним создаст «Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры» – будущей Большой Ивановской мануфактуры (БИМ).

Покровский собор был центральным собором великолепного храмового ансамбля на Покровской горе в селе Иваново. Сейчас это территория площади Пушкина. Собор был взорван в 1931 году. На Соборной горе из кирпича была выложена надпись: «На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры».

У этого дворца была непростая судьба. Там, где века стояли храмы, театральное сооружение советских времён не выстояло. Первый серьёзный ремонт потребовался уже через 8 лет, а потом пополз грунт под фундаментом. Дворец культуры закрыли в 1965 году на ремонт на долгие 22 года. Вообще «пролетариат иваново-вознесенский», как называл ивановцев В.И. Ленин после мощной стачки 1905 года, варварски отнёсся к православному наследию после Великой Октябрьской социалистической революции. Из 28 храмов, украшавших Иваново-Вознесенск в 1918 году, к середине 1980-х остались целыми всего 7.

В «Описании древностей Покровского Собора» 1904 года, которое сохранил для нас фабрикант-коллекционер и создатель Ивановского краеведческого музея Д.Г. Бурылин, читаем: «Расписывали стены храма знаменитые в своё время художники, братья Медведевы, уроженцы села Тейково, за своё искусство вызванные в Санкт-Петербург для работы в придворных церквах. Стиль письма греческий. Писаны стены по сырому грунту, клеевыми красками. Сохранилась живопись довольно хорошо и по этой причине, а также по своей оригинальности для нашего времени, она производит весьма благоприятное впечатление и одобряется многими художниками, посещавшими Покровскую Соборную церковь».

Ещё одно свидетельство мастерства тейковских художников можно прочитать в прессе того времени: «Стены храма расписаны превосходно известным живописцем Медведевым; некоторые клейма могут быть образцами церковной живописи». Эта цитата взята из «Журнала МВД» 1855 года. Таким образом, творчество крепостных из Тейкова было прославлено на всю Россию.

Что же получается, артель Медведевых работала одновременно в Ростове и в Иванове? Но и это не всё.

В городе Юрьев-Польский (правильное изначальное написание Юрьев–Польской, от слов «Юрьев на поле») существует знаменитейший Георгиевский собор, возведённый в 30-х годах XIII века, украшенный дивной каменной резьбой. К началу XIX века собор был изуродован разными пристройками. Долгое время вынашивалась мысль о приведении внешнего вида храма к исходному. В начале XX века исследованием истории, архитектуры, украшением храма занялся Константин Константинович Романов, выдающийся русский архитектор, исследователь древнерусского зодчества. По поручению Императорской Археологической Комиссии он произвёл осенью 1909 года исследование древнего Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской губернии. Ввиду ограниченности выделенных для этого денег исследование было проведено в виде кратковременной разведки. На следующий год он издал «Краткий отчёт о разведке…», в котором указал, что «стенопись исполнена в 1825 году; она датируется надписью на стене; следов древней росписи пока не найдено».

Следующими изученными документами стали материалы обследования Георгиевского собора в 1961 году под руководством не менее знаменитого советского архитектора А.В. Столетова. Именно ему Россия обязана сохранением Дмитриевского собора в г. Владимир. Выводы Столетова: «Существующая в настоящее время масляная живопись на стенах, пилонах, сводах, арках и куполе собора выполнена в 1825 году… Местами утрачена вместе со штукатуркой».

Таким образом, при первом подходе к изученному материалу выяснилось, что на 1824-1825 гг. приходится роспись сразу трёх церквей, находящихся в треугольнике со сторонами примерно в 100 вёрст. Первое впечатление – удивление, вторая реакция – такого не может быть! И только с третьего подхода приходит понимание: требуется дальнейший поиск.

Некоторую ясность в эти сомнения может внести запись из Памятной книги ивановского купца А.Ф. Полушина от 1825 года: «1825 г. С весны стали расписывать живописью у Покрова Пресвятой Богородицы; поряжены за 14.000 рублей, села Тейкова, Тимофей и Епифан Медведевы». Таким образом, по этому свидетельству современника получается, что Тимофей Медведев с августа 1824 года по весну 1825 года не приступал к росписям Покровской ивановской церкви. Где же он был? Ответ ясен – заканчивал росписи в Ростове и расписывал Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Представленные исследования доказывают, что Тимофей Медведев обладал не только высокой личной работоспособностью, но и большим организаторским талантом. Руководить одновременно двумя или тремя артелями художников, в двух-трёх разных местах, и создавать при этом отличные образцы монументальной живописи под силу только выдающемуся мастеру, что Тимофей Алексеевич и доказал.

Остановимся на самих росписях. По церкви Всех Святых в Ростове другой информации, кроме описания Колокольцева не сохранилось. Церковь эта была разрушена в советские времена. О росписях Георгиевского собора можно судить по сохранившимся картинам. Отделка стен навсегда скрыта от нас; штукатурка была сбита вместе с росписями. Отделка верхних ярусов церкви выполнена в присущем тому времени «академическом» стиле. Картины библейских сюжетов выполнены  в светло-коричневом тоне с охристыми оттенками, с добавлением сочных деталей голубого, золотистого, жёлтого цветов. По архитектурному устройству храма полотна больших размеров отсутствуют. Штуки и отдельные клейма на стенах, в арках, в своде выполнены картинами аналогично Спасо-Преображенскому собору в Угличе и Успенскому собору в Мышкине. Вокруг каждой штуки изображена гризайлевая белая рама под лепнину. Разделены картины искусно вырисованными архитектурными подобиями лепнины же. Мастерски выписаны колонны с коринфскими капителями. В конхе алтаря хорошо сохранилась «Тайная вечеря».

В парусах основной части церкви изображения четырёх евангелистов. Таким образом, удивительному резному каменному убранству храма снаружи вполне соответствует и дополняет его художественное убранство стенного письма внутри. Здесь на западной стене одного из приделов автор обнаружил фреску на сюжет ночной беседы Иисуса Христа с Никодимом. Впоследствии эта фреска послужила автору примером для атрибуции росписей Медведевых в другой, до того неизвестной церкви.

Из договора живописцев с Яковом Куваевым видно, что в Покровском храме Иванова будет продолжена линия иконографии Троицкого храма села Васильевское (см. предыдущую статью). В этом же договоре даётся весьма важная информация о работе живописцев Медведевых. Во-первых, они сбивают старую штукатурку и затем накладывают её заново для написания каждого изображения. Во-вторых, в договоре строго прописывается только основной объём работ. Какие сюжеты и где будут написаны, должны избирать заказчики. Для этого у мастеров имеется комплект «эстампов». В-третьих, мы узнаём социальное положение художников, а именно то, что и Тимофей и Епифан являются крепостными крестьянами. Здесь же мы получаем информацию о владельцах села Тейково. В-четвёртых, по содержанию контракта становится ясным, какую именно работу выполняет сам Тимофей (пишет штуки), а что делает его брат Епифан (уборку, то есть украшение). В-пятых, мастера дают гарантию своего труда и готовы исправить всё за свой счёт. Имеется там и очень важное замечание: все рабочие должны иметь при себе паспорта. Это гарантирует, что в артели нет укрывательства беглых. Медведевы берегли свою репутацию.

Росписи Покровского ивановского храма продолжались с весны 1825 года до осени 1826 года. За всю работу братья взяли 14 000 рублей. Для росписи сельского храма это была большая сумма, только подтверждавшая сформировавшийся авторитет мастеров.

Завершив к осени 1826 года свои работы в Ростове, Юрьеве-Польском и Иванове, Тимофей Медведев приезжает в губернский город Ярославль, где ему суждено будет трудиться в нескольких храмах с перерывами в несколько лет.

 

М. БУТОВ, краевед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика