Тимофей Медведев. Разные стороны творчества

Вот уже больше года газета «Наше время» публикует последовательный рассказ о жизни и творчестве крепостных художников из села Тейково братьев Медведевых.

Главная цель его — не сенсация, а именно последовательное, основанное на фактах, архивных и музейных документах изложение общей истории жизни и творчества этой замечательной семьи художников, а также искоренение из этой истории выдумок, ошибок и неточностей, о которых говорилось ещё в выпуске газеты № 39 от 17 мая 2014 года. Эти публикации способствовали привлечению интереса читателей к своим землякам-живописцам. Однако параллельно с ними продолжают появляться статьи о Медведевых, несущие устаревшие или просто неверные сведения. Автору задают вопросы: где же правда, как же на самом деле? Поэтому автор вынужден прервать последовательный ход изложения рассказа и дать определённую информацию, забегая вперёд.

В одном из договоров Тимофея Медведева кому-то встретилось, что он представляется как «житель» села Тейково. До этого он представлялся как «крестьянин» села Тейково. Из этого автор публикации делает поспешный вывод об изменении социального статуса художника и утверждает, что тот выкупился из крепостной зависимости и стал свободным человеком. К сожалению, это ничем нельзя подтвердить. Последовательное изучение жизни Тимофея Алексеевича показывает, однако, что он всегда стремился стать вольным. Следует констатировать, что пока не обнаружено ни одного документального подтверждения того, что Т.А. Медведев до своей смерти получил вольную.

Кстати, о его смерти. Второй выпуск литературного альманаха тейковских авторов «Слияние времён-2» содержит статью В.П. Куприяновского «Крепостные живописцы», где автор по старинке предполагает, что Т.А. Медведев трудился в 1836 году в Ростове. В более ранних публикациях других авторов утверждалось, что он работал и в 1842, и в 1845 гг. Но это ранние публикации, которые появились в печати, когда не было проведено доскональное исследование родословной Медведевых (см. «Наше Время» № 39 от 17.05.2014 и № 2 от 14.01.2015). В тейковском альманахе можно было бы прокомментировать устаревшие сведения ссылкой на вновь открытые данные.

Приходится напомнить, что имеются архивные документы, в которых архитектором В.П. Стасовым, под руководством которого работал последний год Тимофей Алексеевич, и его духовником-священником указывается точная дата смерти – 20 марта 1835 года. Дата эта впервые опубликована в газете «Наше время» № 2 от 14.01.2015. Затем была указана в статье о Тимофее Медведеве и графе Мусине-Пушкине в № 5 от 4 февраля 2015 года. Впервые же она была озвучена в выступлении на научной межрегиональной конференции в г. Углич в ноябре 2014 года, там же эти сведения были сданы для публикации в сборник статей конференции.

В указанной же публикации В.П. Куприяновского даются неверные сведения об Успенской единоверческой церкви. Такая церковь находится не в селе Горицы, а в Воробьёвой пустыни рядом с селом Дунилово. Это на разных берегах реки Теза.  Дальше В.П. Куприяновский делает весьма необычное предположение о том, что сыновья Медведевых «перебрались в …Палех, где они получили заказ из Тейкова и исполнили его как палехские мастера»!?

Напрашивается мысль о том, что автор вряд ли погружался в ту эпоху, которую берётся описывать. Крепостные крестьяне, зарабатывавшие себе на жизнь и на оброк барину разными отхожими промыслами, могли подолгу отлучаться из вотчины своего хозяина на вполне законных основаниях, но о самостоятельном переселении в вотчину другого барина не могло быть и речи. Так называемый «Юрьев день», а правильнее «выход крестьянский» (XII-XVII вв.), сам по себе прекратил своё действие после введения в практику писцовых книг, которые закрепощали крестьян за своими владельцами. Поэтому уже с конца XVI — начала XVII веков и до отмены крепостного права крестьянин мог быть переселён в другую местность только по решению барина (владельца) или будучи проданным (подаренным) другому владельцу.

Часто спрашивают, сколько же было братьев и как звали их отца? В разных публикациях указываются в лучшем случае три брата, иногда только два старших. Отчество же их отца ошибочно пишут «Петрович». На самом деле у Алексея Степановича Медведева было четыре сына, три из которых стали живописцами-иконописцами (см. указанную родословную).

Недавно вышла статья М. Смирнова «Заступница земли тейковской» («Наше время» №27 от 01.07.2015). Автор статьи сообщает читателям сенсационную весть о приобретении в частную коллекцию иконы «Деисус» руки Тимофея Медведева. И так же сенсационно лишает его права именоваться живописцем. Цитирую: «Впрочем, живописцем Тимофея Алексеевича всё-таки не называли. Иконописец! Писал иконы».

Оказывается, ещё как называли! Свидетельством остались многочисленные хвалебные отзывы о стеновых росписях Тимофея Алексеевича писателя А.Н. Муравьёва (1836), архитектора В.П. Стасова (1834), Совета Демидовского высших наук училища (1827), П.А. Вяземского (1832) и других.

П.А. Вяземский, обращаясь в Императорскую Академию художеств по поводу работ тейковского мастера, так и писал: «о живописце Медведеве». О высоком авторитете живописца говорит также то событие, что Т. Медведева именно как художника-монументалиста, предпочитая его другим мастерам, приглашают в столицу, в Санкт-Петербург для росписей двух храмов (1834-35). Само за себя говорит и то, что в 1831 году Т.А. Медведев был награждён серебряной медалью «За полезное» с формулировкой «за отличное искусство в живописи…». И, наконец, сам Тимофей Медведев в договорах в зрелые лета рекомендовался своим заказчикам как «живописных дел мастер». Право именоваться живописцем было заработано им долгим трудом, постоянными переездами, высокой творческой активностью.

Но хватит об именовании, вернёмся к творчеству. Оно у Тимофея Медведева не ограничивалось только написанием икон, оно было весьма разнообразным. Позволю, забегая вперёд, кратко изложить свои взгляды на направления творчества Т.А. Медведева.

Во-первых, это монументальные стеновые церковные росписи. Об этом направлении его творчества мы сейчас имеем представление по сохранившимся фрескам в селе Васильевское, в селе Дунилово Шуйского района, в самом городе Шуя (сейчас всё это – Ивановская область), в Георгиевском соборев Юрьеве-Польском (Владимирская область), в городах Мышкин и Углич (Ярославская область), в самом городе Ярославль. Совсем недавно трудами реставраторов были открыты частично сохранившиеся медведевские росписи Троицкого собора Измайловского полка в Санкт-Петербурге. И это большая удача! До сих пор об этих росписях смутно упоминалось, но без конкретных данных.

Монументальные росписи Медведева имеют свой отличительный характер, манеру исполнения, цветовую гамму. У него свой подбор иконографии для выполнения фресок. Можно проследить, как была выполнена одна и та же фреска с тридцатилетним интервалом. Да, у нас появилась такая возможность! В августе этого года мы с супругой совершили трёхдневную экспедицию за 800 км от Тейкова и обследовали самый ранний известный сейчас храм, который ещё в 1796 году расписывали Тимофей и Епифан Медведевы. До этого первый расписанный ими храм датировался 1803 годом. Стиль выполнения многофигурных композиций новой церкви полностью совпадает со стилем картин росписей Троицкого храма в Васильевском. Отдельные фрески нашли повторение в Парском и в Юрьев-Польском. Они похожи как две капли воды, разве что выполнены с интервалом в 30-35 лет. Рассказ об этом в подробностях впереди.

Во-вторых, это иконописное направление творчества Тимофея Медведева и его братьев Епифана и Василия. Всеми исследователями отмечается сугубая трудность изучения этого вопроса за отсутствием самих икон. Ведь десятками иконы писались и в Угличе, и в Тейкове, и в Ростове, и в других местах, но долгое время не могли найти ни одной иконы. Однако и здесь есть положительные результаты. Так первой иконой руки Тимофея Медведева, которую мы обнаружили в 2013 году, стала икона «Христос Вседержитель». Выполнена она в 1809 году. Икона написана в стиле русского барокко. Впервые сообщение о нахождении этой иконы было сделано в 2013 году на городских детских краеведческих чтениях ученицей средней школы № 10 г. Тейково Кубышкиной Варварой, которая пользовалась предоставленными ей автором фактами. Её работа заняла тогда первое место и была представлена на XXIV областные краеведческие чтения учащихся Ивановской области. Теперь появилось сообщение, что обнаружена ещё одна подписная икона Т. Медведева. Есть уверенность, что это не предел. Кстати, подписная, то есть подписанная иконописцем икона, это не редкость, а обязательная норма для рубежа XVIII-XIX веков. Традиция эта идёт от иконописцев Оружейной палаты ещё XVII века, а в начале XVIII века Петром I в связи с всеобщим ухудшением качества иконописи был издан указ, прямо предписывавший каждому изографу «подписывати год, месяц и число, в которой он степени, имя свое, и отчество, и прозвание подлинно».

В-третьих, это портретное направление. В Ивановском музее им Д.Г. Бурылина сохраняется фотофиксация портрета капиталистого крестьянина А.Ф. Полушина. Его сын свидетельствует о том, что братья Медведевы были хорошими портретистами.

В-четвёртых, это написание картин религиозной направленности. В 2013 году была атрибутирована картина: «Борис Годунов и монах Чудова монастыря». 1828 г. Дерево, масло. Сохранность картины хорошая. Имеется свидетельство, что это была не единственная картина Т. Медведева. Презентация этой картины проведена на научной межрегиональной конференции в г. Углич в ноябре 2013 года.

В-пятых, это выполнение светских интерьерных росписей купеческих домов и государственных учреждений. В их число входит интерьер зала Ярославского Демидовского училища высших наук (1826) и, по свидетельству угличских исследователей (мною пока не проверено), дома купцов Буториных (1824).

Здесь не упомянуто ещё об одном занятии Т.А. Медведева, которое скорее было временным увлечением, чем направлением его деятельности. Если уважаемый читатель проявит терпение, то в следующих статьях будет обо всём этом рассказано подробнее.

 

М. БУТОВ

1 thoughts on “Тимофей Медведев. Разные стороны творчества

  • 03.05.2022 в 13:51
    Permalink

    Добрый день! Мог ли Тимофей Медведев на заказ повторить портрет Натальи Гончаровой на керамике (фарфоре)? Мог ли он подписывать свои работы двумя буквами «ТМ»? У меня есть в коллекции изображение Н. Гончаровой, Пушкиной, Ланской на керамической (фарфоровой) овальной пластине, в серебряном обрамлении, якобы, из семейной коллекции статского советника Дашкова (имеется штамп с такой надписью и гербом), на изображении которой стоят две буквы «ТМ»? С ув., Игорь Николаевич

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика