Читать-писать умеем, только как?

3 человека из 1000 назвали себя неграмотными в Ивановской области 11 лет назад, а сейчас?

«Грамотность» и «безграмотность». Сегодня «неграмотный» человек сидит в соцсетях, и горстями «ляпает» в Паутине  ошибки – пишет, как слышит, а запятые с точками вообще не признает.

Действительно, понятие «грамотность» претерпело  изменение смысла коренным образом в течение всего одного века! В самом деле, вошло оно в оборот на Руси в конце 19 века, потому что тем, кто научился писать и читать, выдавали грамоту. То есть, неграмотные, в большинстве – крестьяне, тогда не умели  читать и писать — абсолютно!

Сегодня слово «неграмотный» стало пониматься иначе – либо это человек, допускающий много грамматических ошибок, либо обладающий плохими знаниями. Но не умеющих читать и писать в современном мире стало гораздо меньше, чем, например, в веке 19-м. Главная причина безграмотности людей, как считают специалисты, заключается в том, что они просто-напросто мало читают.

 В 1965 году в мире появился Международный день грамотности – 8 сентября. В тот день на иранской конференции собрались министры образования всех стран,  они поставили задачу  тотального повышения уровня знаний в мире, полной ликвидации безграмотности.

А в СССР к тому времени с главной задачей ликвидации безграмотности   уже справились. Вспомним «ликбез» — широкую кампанию молодого советского государства в 1919 году. Обучение чтению и письму проводили в специальных школах для «переростков», на предприятиях работали «ликвидационные пункты» — и через 7 месяцев курсов молодые рабочие уже читали и писали.

Первые грандиозные успехи молодого государства. Если в 1897 году доля грамотных (лица, умеющие читать и писать или только читать)  составляла 29,6% от населения России в возрасте 9-49 лет, то по переписи населения 1926 года она уже достигла 60,9%.

В 1927 году появились в стране единые учебные программы, обязательный предмет «чистописание». В 30-е годы открылись обязательные школы-четырехлетки, а затем семилетки. В 40-е годы в школах обязательно преподавали логику, психологию, латынь, впервые ввели школьную форму.

По переписи населения 1959 года доля грамотных в России уже составляла 98,5%, а в 1989 году – 99,8% среди взрослых от 9 до 49 лет.

А что с грамотностью сегодня?  Среднее поколение обеспокоено тем, что молодые люди все больше пренебрегают нормами русского языка. Хотя в Интернете, напротив, появилось даже целое движение «ревнителей» грамотного письма в соцсети, которые жестко указывают людям на ошибки. На самом деле это разновидность некоего троллинга, который не является конструктивным диалогом.

И все-таки сегодня стопроцентной грамотности  у нас в стране еще нет. Крайние данные по вопросам грамотности и образования предоставлены Всероссийской переписью населения 2010 года. Оказалось, что неграмотных в стране насчитывалось тогда 0,3%, в основном, среди людей старше 69 лет.

Проблем грамотности актуальны и сейчас, хотя в средней школе могут учиться все дети, но не все учатся по разным социальным причинам. Родители и учителя обеспокоены ухудшением знаний школьников в связи с установкой на дистанционное обучение. Многих беспокоит переориентация на приобретение профессиональных навыков, а не фундаментальных знаний. Хотя многие принципы системы образования, сложившиеся в СССР, до сих пор заимствуются даже западными странами.

Нужна ли грамотность миру? Как строить систему образования? Бороться ли с неграмотностью? Организация ЮНЕСКО несколько лет назад утверждала: если бы каждая женщина в мире получила хотя бы начальное образование, детская смертность сократилась бы на 1/6, а материнская – на 2/3. А если бы каждая девочка в Азии и Африке получила начальное образование, стало бы на 14% меньше детских браков.

И в заключение – цифры. В 1959 году по России на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше приходилось  300 человек, не имеющих начального образования. А в 1989 году всего 65 человек.

В Ивановской области по переписи населения 2010 года на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше, указавших уровень своего образования, не имели общего начального образования 5 человек, из них неграмотными себя назвали в среднем 3 человека на 1000 населения (всего 2282 человека).

За прошедшие после крайней переписи населения годы ситуация в сфере образования и уровень грамотности наших земляков, жителей области, изменились. Интересно будет оценить, как. Предварительные данные узнаем после 15 ноября.

Отдел информации Ивановостата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика