Минус сто Иванов

В конце прошлого лета наша газета опубликовала репортаж об открытии памятника фронтовикам в селе Стебачево, средства на который собрали всем миром. В праздничные майские дни мы побеседовали с кураторами проекта «Стебачево-Победе», инженером Михаилом Савченко и журналистом, кандидатом наук Юлией Рынкович.

— После торжества бездуховности конца 80-х — 90-х, когда и ветераны, и без того хватившие лиха в двадцатом веке, и сама Победа пережили забвение, а где-то и поругание, сегодня мы наблюдаем не только интерес к Великой Отечественной войне, но и реальные действия по сохранению ее памяти. Множатся сайты с данными о фронтовиках, проходят различные акции. Теперь подключились и дачники?

ЮР: — Нераскрытая тема стебачёвцев, сложивших голову за Родину, с детства тревожила меня каждую весну. Стебачевские дома практически все довоенные еще и потому, что после войны уже некому было построить новые. В деревнях о таких как я, пришлых, принято говорить «дачник». Однако, видя мой интерес, стебачевские старожилы немало рассказывали о своих предках, и статистика печальна: из призыва 1941-го года практически никто не пришел с фронта.

МС: — В 2018 году народный сход в Стебачево принял единодушное решение увековечить память односельчан – участников Великой Отечественной войны и создать памятник с перечислением фамилий воинов. Примерно в это же время мы создали сайт stebachevo.ru, где стихийно, от нахлынувших в мае чувств, которые, как мне кажется, близки большинству из наших сограждан, придумали проект «Стебачево-Победе». В его основу легла мольба и одновременно строгий наказ старейшей уроженки Стебачево Антонины Ефимовны Савельевой, обладательницы феноменальной памяти. Суть его звучала так: «Не забудьте!» Мысленно шагая по деревенской улице, она под запись перечислила поименно большинство ушедших на фронт. С именами, фамилиями, годами рождения и комментариями, кто кому приходился роднёй. Посчитали — оказалось шестьдесят пять фамилий!

— Масштаб прошлогоднего мероприятия в Стебачево, а главное – патриотический настрой присутствовавших на этом по-настоящему сельском празднике, признаться, произвел впечатление. Было очевидно, что это не дежурное памятное мероприятие. Особенно запомнилась колонна нарядных стебачевцев, показавшаяся из-за церкви с красным флагом и впереди девушка с каштановыми кудрями, словно выпорхнувшая из военного времени. Она шла с сумкой военного врача, и, как оказалось, действительно врач-кардиолог, из тех самых дачников.

ЮР: — Нам, росшим в 90-е, когда духовность в целом и осознание чувства Родины в частности, уважение к ее героям (которые сами о том, как замертво падали на дно воронки, никогда не расскажут), казалось, катились в бездну, сегодня очевидно, что ситуация меняется. Дело не в том, что мы стали красивее, сытнее и спокойнее жить и от скуки заинтересовались историей. Просто люди из разных поколений, которых объединила благодарность к павшим, вдруг отчетливо поняли: вот ушел последний ветеран в поселке, вот уже стали глубокими стариками «дети войны». Антонина Савельева несколько дней не дожила до исполнения своей мечты: стебачевский памятник занял место у церкви над рекой за день до ее похорон. Мечты, потому что долго-долго десятилетняя девочка отказывалась верить похоронке и все ждала папу, Ефима Афиногеновича Шитова, призванного сразу после начала войны и пропавшего без вести спустя год. Можно метафорически допустить, что небеса услышали дочернюю просьбу: Ефим, облеченный в черный гранит, вернулся в село. И на этом примере все отчетливее сознаешь призрачность последнего вагона эшелона военной памяти: еще немного, и он растает в майском прозрачном воздухе, а с ним и эхо «израненой в битвах гармони», и угольный дым.

МС: — После обработки имевшихся данных и архивных поисков стало понятно, что воевавших в годы Великой Отечественной войны жителей села очень много для столь небольшого населенного пункта. Сейчас мы оперируем цифрой свыше 100 человек, и каждый день приносит нам новую информацию. Собранные документы показывают, что стебачевцы были достойными сынами своей древней славянской земли и в боях являли образцы мужества и героизма.

— А кого-то можно отметить особенно?

МС: — Я считаю, что мы, люди, не видевшие той войны, не имеем права оценивать действия ее участников. По мотивам военной истории сегодня нередко «лепят» красивый лубок, поэтому на ваш вопрос отвечу цитатой из книги “Воспоминания о войне” солдата Ленинградского фронта, а позже — профессора, многолетнего работника Эрмитажа Николая Николаевича Никулина: “Представить это отчаяние невозможно, и поймет его лишь тот, кто сам на себе испытал необходимость просто встать и идти умирать. Не кто-нибудь другой, а именно ты, и не когда-нибудь, а сейчас, сию минуту, ты должен идти в огонь, где в лучшем случае тебя легко ранит, а в худшем — либо оторвет челюсть, либо разворотит живот, либо выбьет глаза, либо снесет череп. Именно тебе, хотя тебе так хочется жить! Тебе, у которого было столько надежд. Тебе, который еще и не жил, еще ничего не видел. Тебе, у которого все впереди, когда тебе всего семнадцать! Ты должен быть готов умереть не только сейчас, но и постоянно. Сегодня тебе повезло, смерть прошла мимо. Но завтра опять надо атаковать. Опять надо умирать, и не геройски, а без помпы, без оркестра и речей, в грязи, в смраде. И смерти твоей никто не заметит: ляжешь в большой штабель трупов у железной дороги и сгниешь, забытый всеми в липкой жиже погостьинских болот… И встает сотня Иванов, и бредет по глубокому снегу под перекрестные трассы немецких пулеметов. А немцы в теплых дотах, сытые и пьяные, наглые, все предусмотрели, все рассчитали, и бьют, бьют, как в тире…».

Героизм вообще понятие относительное. Но чем ты старше, тем его понимание делается глубже, сложнее и одновременно абстрактнее. Смотришь на стебачевские поля, изгибы реки, едешь по дороге, где эти мужики пешком прошли в последний раз к призывному пункту под плач детей и вой жен, и мысленно ставишь себя на их место: не идти воевать ты никак не можешь по многим причинам и хорошо понимаешь, чем скорее всего это для тебя закончится. И вот тут становится жутко…

ЮР: — Работаешь с архивными материалами и словно само пространство меняется, начинаешь иначе смотреть на здешние лужайки с лютиками и одуванчиками: пятеро мальчишек, когда-то бегавших по ним босиком, были награждены орденом Отечественной войны I степени. Среди них Кузнецов Н.П. (1922-1944), который был награжден этим орденом в годы войны (остальные – в 1980-е годы). О цене подвига двадцатидвухлетнего Николая Петровича говорит то, что всего за годы войны орденом Отечественной войны I степени были удостоены 324 903 человека из примерно 34,4 миллионов советских солдат и офицеров, служивших в годы войны. Прежде чем найти информацию о Николае в архивах, важной для меня его характеристикой стали горестные слова Антонины Савельевой: «Какой парень был! Тракторист, гармонист, красавец! Добрый, уважительный, веселый…»

Николай Петрович Кузнецов родился в селе Стебачево. После окончания неполной средней школы работал в колхозе трактористом. Был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную армию 4 ноября 1941 года Тейковским райвоенкоматом. Служил наводчиком орудия в 662 артиллерийском полку 208 стрелковой дивизии 1-й ударной армии II Прибалтийского фронта в звании младшего сержанта. Отличился в боях за местность в излучине реки Великая Пушкиногорского района Псковской области (ныне известную как «Стрежневский плацдарм») и высоту, которую наши солдаты нарекли «Чёртова гора». Сухие фразы из сводки: оперативный плацдарм, тактическое наступление… В боях за этот плацдарм основной ударной силой были 435 и 578 стрелковые полки и поддерживавший пехоту 662 артполк 208 стрелковой дивизии, понесли большие потери в личном составе. А вот цитата из наградного листа: «В наступательном бою при форсировании реки Великая в районе деревни Симушково 26 марта 1944 года и в боях по расширению плацдарма на западном берегу реки с 7 по 11 апреля 1944 года огнём своего орудия тов. Кузнецов уничтожил два пулемёта противника, подавил огонь двух орудий, уничтожил до 30 немецких солдат и офицеров. 11 апреля 1944 года при отражении атаки противника, тов. Кузнецов, несмотря на артиллерийский обстрел и бомбежку со стороны противника, не прекращал вести огонь своим орудием. В этом бою тов. Кузнецов погиб, не отходя от орудия». Приказом по 90 стрелковому корпусу 1 ударной армии №24/н от 16.06.1944 младший сержант Кузнецов Н.П. был награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

МС: — Ещё один уроженец села Стебачёво, как раз Иван — Прохоров Иван Николаевич (1915 года рождения) за годы войны награжден тремя медалями «За отвагу». Отметим, что в годы войны Родину защищали четыре сына и невестка кузнеца села Стебачево Николая Васильевича Прохорова –Тимофей (1903 г.р.), Сергей (1905 г.р.), Иван (1915 г.р.), Григорий (1922 г.р.), и жена Григория – Прохорова (Иванова) Зоя Петровна (1922 г.р.).

Рядовой, а затем ефрейтор Иван Николаевич Прохоров проходил службу шофёром паркового взвода в 1170 легком артиллерийском полку 15 легкой артиллерийской бригады резерва главного командования. Своей первой медалью «За Отвагу» он был награждён за то, что «…в период боевых действий с июня 1943 г. по апрель 1944 г., нередко под огнем противника, восстанавливал машины, требующие капитального ремонта…». В том же 1944 году И.Н. Прохоров был награжден второй медалью «За Отвагу», за то, что «24.08.1944 года в районе деревни Янчин во время налета авиации его машина была зажжена, находившиеся в ней ящики со снарядами стали загораться. Тов. Прохоров первым бросился тушить автомашину, и в течение нескольких минут ликвидировал пожар, этим спас машину и боеприпасы». В 1945 году ефрейтор Прохоров награжден своей третьей медалью «За Отвагу», за то, что «с января по март 1945 года лично восстановил 8 боевых и 7 транспортных автомобилей, выведенных из строя огнём противника, а также подорвавшихся на минах, широко используя при этом сбор трофейных запчастей, агрегатов и узлов». В 1985 году Иван Николаевич Прохоров был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Сбор данных о фронтовиках продолжается, поэтому просим всех, располагающих какими – либо данным об уроженцах и жителях села Стебачево, воевавших в годы Великой Отечественной войны, поделится информацией, которую можно отправлять по электронной почте: mail@stebashevo.ru.

 

Татьяна Иванова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика