История одной фотографии

Фотографии, помещенные на этой странице, взяты из архива нашей семьи. Все эти фотографии сделаны примерно в середине 60-х годов XX века.

На каждой из них – моя мама, Кубарева Агнея Евлампиевна водитель ППЧ – 23 (в обиходе – пожарной части хлопчатобумажного комбината).

На одной фотографии – весь состав городской пожарной части, к которой относилась и ППЧ-23 во главе с начальником Я.М. Крыловым (в середине в белой рубашке). Следующее фото сделано 1-го мая в гараже пожарной охраны. После демонстрации папа зашел к ней на работу, у кого-то оказался фотоаппарат.

Фотография, где мама стоит у своей машины, сделана как фотоиллюстрация к очерку в газету «Ленинский путь» фотокорреспондентом газеты Р. Горбушевым.

Женщина – шофер, женщина – водитель… Сегодня нам привычно видеть девушек и женщин за рулем личных автомобилей. А в те далекие годы женщина – водитель да еще пожарной машины… Это вызывало и удивление, и восхищение. Правда, свою профессию мама выбрала случайно, такое было время.

Моя мама, Кубарева Агнея Евлампиевна, родилась в 1924 году в селе Малое Марково Лежневского района. С малых лет помогала родителям в их крестьянском труде, в уходе за младшими детьми.

Когда пришло время, пошла в школу, находившуюся в 7 км от села. Как она вспоминала, в школу ходили всей ватагой: собирались все школьники села и шли вместе, так как дорога шла через лес. Особенно страшно, говорила мама, было зимой. Темно, а под елками огоньки красные – волки. Поэтому выходили из дома с горящими головешками, чтобы волков отпугивать.

Жизнь семьи изменилась в 1932 году. Семью бабушки – маминой мамы – признали «кулаками». Бабушкины родители, семьи ее брата и сестры были высланы, как говорили тогда, на строительство Магнитки – Магнитогорского металлургического комбината. Мамину семью оставили, потому что в гражданскую войну отец служил в Красной Армии.

Когда случилась эта трагедия, дед принял решение уехать из села. Было решено ехать в Тейково, так как здесь жила сестра деда. Так моя мама стала тейковчанкой. Училась в семилетней школе №2, затем продолжила учебу в средней школе №1, по окончании которой поступила в Ивановский индустриальный техникум. Но началась война. Как-то мамин отец, работавший тогда в Тейковском автопредприятии, сказал, что на предприятии не хватает водителей, так как всех мужчин мобилизовали на фронт. И мама пошла на курсы вождения.

Получив права, она пришла в Тейковское автопредприятие. Работала в бригаде – три девушки и слесарь – 13-летний парнишка.

Работали на легендарном ЗИС-5 – грузовике с газогенераторами. Это автомобиль, двигатель которого получает в качестве топлива газ, вырабатываемый газогенератором. В качестве топлива чаще всего использовали дрова. Так что, отправляясь в рейс, везли полкузова груза и полкузова чурочек.

Первые рейсы мамы осенью – зимой 1941 года были по маршруту Тейково – Москва. Туда везли продукты, воинское обмундирование, марлю, бинты, а оттуда – раненых.

Маршруты удлинялись по мере продвижения наших войск вперед. Одни из последних военных рейсов были в освобожденный Брянск.

За свой труд в годы Великой Отечественной войны мама была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

После войны, с 1948 по 1958 гг., мама вместе с мужем (моим отцом) работали водителями лесовозов в Якшинском леспромхозе. В 1957 г. молодая семья вернулась в Тейково. Устроиться на работу в те годы было непросто. На бирже труда маме предложили пойти на ХБК. Она согласилась. Когда она пришла на инструктаж в пожарную охрану комбината, начальник П.В. Гусев, прочитав записи в маминой трудовой книжке, спросил, не пойдет ли она в пожарную охрану водителем. Мама согласилась и проработала здесь до самого выхода на пенсию в 1979 году. Как вспоминают мамины сослуживцы, она была очень добросовестным работником. Машина была всегда на ходу, всегда заправлена водой. А ведь слесарей в пожарной охране не было,  все ремонтные работы водители выполняли сами.

Многолетний труд мамы в пожарной охране был оценен – ее имя занесено в Книгу почета областной пожарной охраны.

Кстати, в те годы у всех водителей был вкладыш – талон, в котором в случае нарушения правил инспекторы ГАИ делали проколы (“дырки”, как их называли водители). Так вот в талоне мамы не было ни одного прокола; за все годы работы она ни разу не допустила нарушения правил, не совершила ни одного ДТП.

Нелегкая профессия, выбрать которую заставила война. Нелегкая была и жизнь. В 46 лет осталась вдовой. Меня, младшую, растила в одиночку. Жила одна в частном доме, газа и воды не было, всю работу выполняла сама: обихаживала огород, колола дрова, делала мелкий ремонт, красила дом. Но и этого было мало. После выхода на пенсию еще десять лет трудилась дневным сторожем на медскладах. А когда окончательно оставила работу, помогала воспитывать внуков. И стоит заметить, что мама никогда не жаловалась, не плакалась, хотя пережить пришлось многое. Вероятно, это особенность женщин ее поколения, женщин – тружениц, способных пережить все невзгоды.

 

Тамара Кочнева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика