Знакомство с профессиями

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?..

В. Маяковский

 

Перед каждым человеком, вступающим в самостоятельную, взрослую жизнь, неизбежно встаёт вопрос: кем быть? Ответить на него не так-то просто.

Сегодня в мире насчитывается множество профессий, какие-то уходят своими корнями в далёкое прошлое, а некоторые только-только делают первые шаги. Тем сложнее и ответственнее выбор. Конечно, родители играют огромную роль в выборе профессионального пути детей, но именно школьная и внешкольная работа расширяет кругозор подрастающего поколения.

Сегодня мы поговорим о профориентационной работе в средней школе №1. Право граждан на профессиональное самоопределение закреплено в Конституции РФ. В фабуле ст.37 имеется следующая норма: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию». Для того чтобы сделать осознанный выбор профессии, будущим выпускникам необходимо знать свои личностные особенности. Склонность и способность – две основные причины профессионального самоопределения подростка. Но, несомненно, надо знать, какие требования предъявляет та или иная профессия к кандидату, что составляет содержание и характер труда.

Не случайно профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как неотъемлемую составляющую всей системы учебно-воспитательного работы, но ни в коем случае как сумму эпизодических мероприятий, связанных с выпуском старшеклассников из школы. Поэтому уже с начальных классов в нашей школе идёт формирование и развитие широких познавательных мотивов. Учащиеся знакомятся с миром профессий через предметные уроки, тематические классные часы, интересные встречи, дискуссии, экскурсии на производство и предприятия, посещение выставок, театров. В этом году наши ребята уже побывали в пожарной части и в музее Свято-Никольского храма родного города, на конеферме в совхозе «Светлый»; на обзорных экскурсиях по Плёсу, Ярославлю, Ростову. В рамках проекта Правительства Ивановской области «Путешествие по губернии» ученики 4-А класса с классным руководителем Фроловой Светланой Анатольевной посетили город Кострому, знаменитый своей историей и достопримечательностями.

«Интересные путешествия» совершили учащиеся 9-х и 11-го классов. В октябре одиннадцатиклассники побывали в гостях у работников ЗАГСа на чудесном мероприятии – «Свадебные традиции народов России». Руководитель Ирина Николаевна Малинова и ее работники не только рассказали о самом обряде (сватовстве, помолвке, девичнике и свадьбе), но и показали презентацию, предложили ребятам занимательную игру «Блиц – вопрос, блиц — ответ». В свою очередь специалисты тейковского УПФР продолжили уроки грамотности для учащихся 9-х классов. Девятиклассники познакомились с пенсионной системой России, узнали, для чего нужен СНИЛС. Специалисты УПФР рассказали детям об основных видах пенсии, о том, как формируются пенсионные права граждан. Учащиеся проявили большой интерес к своему будущему, задавали много вопросов, получили исчерпывающие ответы, остались довольны.

Важный этап профориентационной работы в нашей школе проходит в 5-7 классах. В этот период у школьников идёт развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Например, пятиклассники посетили музей семьи Цветаевых. Ребята познакомились с укладом жизни в крестьянской семье: учились ставить чугунок в печь, молоть зерно, гладить паровым утюгом…

Следующий этап – для 8-9 классов. Профориентация в этот период проходит через уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору. Проводится групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения. Учащиеся посещают ярмарки образовательных услуг, предприятия города и области. Наши ребята активно сотрудничают с городской библиотекой г. Тейково, с ОДЮБ г. Иваново, посещают занятия, на которых знакомятся с особенностями жизни родного города, творчеством людей, прославивших родной край; активно участвуют во встречах с интересными людьми (например, встреча с поэтами и писателями литературного клуба «Вдохновение»; писателем-краеведом Зиминым Д.И.). В этом году на базе девятых классов нашей школы была сформирована группа педагогического класса под руководством Николаевой О.А. Они не только выполняют работу вожатых, шефствуя над ребятами первого класса, но и занимаются в Центре психолого-педагогической помощи семье и детям, знакомятся с особенностями обучения в педагогическом колледже г. Иваново.

Для учащихся 10-11 классов наступает последний этап, когда идёт закрепление убеждённости в правильности выбора профиля обучения.

В течение учебного года школу посещают представители различных ВУЗов. За предыдущие месяцы были представители Филиала права и управления ФСИН России, ИВГПУ, Михайловской Военной Артиллерийской Академии г. Санкт- Петербурга и др. В школе создан специальный стенд, посвящённый профориентации, на котором представлена информация об учебных заведениях не только Ивановской области, но и других регионов России. На сайте школы также есть информация о Днях открытых дверей в различных учебных заведениях.

Традиционно в школе проходят дни «Профессиональных проб», регулирует это министерство образования школьного ученического правительства. Дни «Профессиональных проб» содействуют процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии. Одиннадцатиклассники проводят уроки с 1 по 10 класс. Темы уроков соответствуют планированию, подготовка к проведению уроков занимает несколько дней. Занятия проводятся в течение одного дня, во всех классах одновременно строго по расписанию. В пробах могут принять участие все желающие. Профессиональные пробы завершаются подведением итогов — педагогическим советом, в ходе которого выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении работы учителя. Для многих этот день является последним определением в выборе профессии. Во многом благодаря этому в школу вернулись работать наши выпускники, сегодня они преподают математику и информатику, русский язык и литературу, музыку и трудовое обучение, есть и в начальных классах три педагога. Наши выпускники преподают и других городских и районных школах. В прошлом году три выпускника поступили в педагогический университет г. Владимира.

Познание особенностей многих профессий проходит в школе через игру, мероприятия, конкурсы различных направлений, в которых ребята принимают самое активное участие (например, конкурс детского рисунка «Моя будущая профессия»). В ноябре в лицее № 67 г. Иваново традиционно проходил открытый региональный форум школьных печатных изданий «Медиа Школа». Наша школа участвует в нем с 2009 года. В этом году он стал межрегиональным, так как дистанционно к нему присоединились Лунинец (Беларусь), Ростов-на-Дону, г. Кулебаки (Нижний Новгород), г. Киров, г. Новосибирск, г. Никольское (Ленинградская область). Форум – это не только обучение, обмен опытом, но и возможность приобрести новых друзей, создать PR-кампанию для школьной газеты и, конечно же, почувствовать себя настоящим журналистом, встать вровень с тем, для кого увлечение стало профессией.

Уже не первый год подряд учащиеся средней школы № 1 достойно представляют себя в роли режиссёров, операторов на городском конкурсе буктрейлеров. Ребята из театральной студии «Маска», руководитель Беликова Е.М., продолжают оттачивать своё актёрское мастерство. Ученицы кадетского класса художественное искусство осваивают в кружке «Радуга» (руководитель Нечаева С.А.), а мальчики под руководством Фокина В.В. постигают военное дело: учатся стрелять из пневматической винтовки, тренируются в сборке и разборке автомата Калашникова, занимаются дисциплинами начальной военной подготовки (строевая подготовка, защита от оружия массового поражения, уставы Вооружённых сил, противопожарной подготовкой, медицинской, учатся выживанию в различных экстремальных ситуациях). Будущих шахматистов воспитывает и готовит Петухов Л.А.

Да. Спешить с выбором профессии не следует, но было бы нелепо игнорировать одарённость и интерес ребят к делу. Работа школы состоит не только в том, чтобы дать определённое количество знаний по предметам, но и расширить перспективы при выборе будущей профессии, а иногда и послужить толчком к пробуждению дремлющей способности. Ведь удачное самоопределение – это счастье человека, возможность дерзать, творить и дарить окружающим радость.

На этом, конечно, профработа не заканчивается. Ведётся работа и с родителями. Проводятся тематические классные собрания: «Как подготовить ребенка к выбору профессии», «Как правильно выбрать профессию», «Как человеку с многими талантами найти себя в мире профессий».

И. ПАНЫШЕВА,

заместитель директора по УВР,

О. ВАЙС,

учитель русского языка и литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика