Быть хозяином на земле

Мы продолжаем серию материалов о героях наших публикаций прошлых лет. Насиб Курбанович Курбанов – известный и уважаемый в районе человек.

Для встречи с ним был еще один повод – в этом году у Насиба Курбановича «двойной юбилей»: ему исполняется 65 лет и ровно 40 лет, как в день своего рождения он приехал в Тейково и начал работать на тейковской земле.

– Родился я в Грузии и никогда не думал, что попаду в Ивановскую область. А всему виной случайности. Друг должен был ехать в Тейково по направлению Саратовского института механизации, но в последний момент его жена отказалась, дело могло дойти до развода. А у меня был свободный диплом, и я поехал за него. Да так и остался. Время быстро пролетело… До сих пор 19 октября я повторяю тот путь, как приехал: железнодорожный вокзал, «Сельхозтехника».

Насиб Курбанович работал в «Сельхозтехнике» технологом, заместителем управляющего. Затем – первым заместителем начальника управления сельского хозяйства Тейковского района, директором совхоза «Тейковский». Возглавлял ТОО «Тейковский», фирмы Товарищество на вере «Курбанов и компания» и «Мир овощей». Говорит, что вполне сознательно ушел из управления сельского хозяйства на производство. Коллеги сказали ему: «А ты возьми да попробуй». Он взял и попробовал. И показал, что работать в сельском хозяйстве можно. Насиб Курбанович был новатором в своем деле, благодаря чему  возглавляемое им хозяйство процветало.

– Став директором совхоза «Тейковский», через год вывел хозяйство из убыточных, через два года получили миллион рублей чистой прибыли. Мы всегда опережали время, потому что я следил за развитием отрасли и интересовался опытом других стран. В 1991 году закончил университет, получил второе образование – руководитель агропромышленного комплекса.

Многие вещи, которые мы вводили в хозяйстве, в области начали делать только через несколько лет. Мы одни из первых стали приватизировать землю для своих работников.

У нас были свои внутренние деньги, потом появились чеки. И люди заинтересовались, потому что сами участвовали в этом процессе. У многих почему дела не идут ? Они не вовлекают людей в процесс, потому что считают: «Я – хозяин, как скажу – так и будет». Я тоже был хозяином, но решал все вопросы вместе с людьми.

Почему мы еще выросли? У нас в хозяйстве действовала своя система налогов. Одно звено, занимающееся выращиваем овощей, – это была самая прибыльная отрасль – платило в казну хозяйства 60% от вырученных денег, другое звено платило 30%, а последнее звено я уже дотировал на 10%, потому что у него было самое отдаленное место, значит были расходы горючего большие и т.д. Вот это нормальная система.

В своем хозяйстве я представления не имел, что такое, когда человек не вышел на работу из-за пьянства. У нас зарплаты были очень большие. Но с самого первого дня работы я ввел строгую систему поощрений и наказаний, было что терять.

После  развала СССР мы приняли из Узбекистана больше 27 русскоязычных семей. И ребята до сих пор живут на тейковской земле. Тяжело было, но к 1990-му году каждый работник в моем хозяйстве имел жилье – дом или квартиру. И люди держались на работе. 70% коллектива проработали в хозяйстве более 15 лет. Это редкая вещь в сельском хозяйстве, поэтому и дела шли нормально. А потом была ошибка…

Для того чтобы не выживать, а развиваться, по расчетам Насиба Курбановича, хозяйству нужны были миллионные инвестиции. Кредит взять побоялся – время было такое: можно было потерять все. Но чтобы поднять хозяйство, основную его долю пришлось продать.

– Новые хозяева сказали, что я не справляюсь со своими обязанностями, и я ушел. А через несколько месяцев они последнюю корову забили… Все-таки я справлялся. Сейчас я понимаю, что надо было рискнуть.

Жалко, конечно… Когда приехал в Тейково, в районе было 11 хозяйств, сегодня осталось два – совхоз «Сокатовский» и «Нельша». Тогда насчитывалось 7700 коров, сегодня около 700 голов – в 10 раз меньше! В советские времена мы обеспечивали молоком практически все население. Сегодня коров нет, а молока – сколько хочешь.

Сейчас, проезжал мимо родных полей, вижу, хозяйство заброшено, крыши провалились, мелиоративные трубы выкопаны.

Насиб Курбанович был председателем Агропромышленного союза Ивановской области и членом ревизионной комиссии товаропроизводителей в Москве. Везде, где бывал, – в Англии, Германии, Чехословакии, Болгарии, Мексике – изучал опыт развития отрасли. И у него свой взгляд на развитие сельского хозяйства:

– Во-первых, обязательно должны быть инвестиции и кредиты, но проценты должны быть минимальные. Иначе выжить сельскому хозяйству просто невозможно.

Во-вторых, сельское хозяйство должно работать по замкнутому циклу: произвел, переработал, продал. Сейчас между производителем и переработчиком война – каждый хочет заработать. Молочные заводы при покупке молока давят на производителя: «Больше рубля не буду платить». Благодаря замкнутому циклу производитель будет иметь прибыль, без лишних накруток на продукцию.

В-третьих, нужно отвечать за качество продукции. В 2009 году мы направляли на ВВЦ свое молоко, сметану, кефир, творог и по всем видам продукции получили золотые медали и благодарность руководства за качественную продукцию, мы делали натуральный продукт.

В-четвертых, государство должно давать дотации, субсидировать сельское хозяйство, потому что это затратная отрасль. Интересно, что в Англии в декабре скот пасется на улице. Овчарни пленкой покрыты, с торцов сеном заложены, стен нет вообще. А мы 6-7 месяцев держим скот в помещении – это же затраты. Потому конкурировать с ними сложно. Англия себя обеспечивает на 104% хлебом, а овощами – только на 50%. У англичан стратегия: основные продукты, необходимые человеку, – хлеб, молоко, мясо – нужно производить самим, а овощи можно купить за границей –  так они обойдутся дешевле, чем самим производить, и государство не дотирует эту отрасль.

В отрасли Насиб Курбанович проработал 35 лет. Он заслуженный работник сельского хозяйства. Награжден грамотами различного уровня, в том числе Министерства сельского хозяйства. Часто выступал спонсором.

– Я никогда не хвастался этими вещами. Если ты делаешь это для себя, то зачем рассказывать? Знаете, в жизни так бывает: когда-то ты мог практически все, а сейчас не можешь ничего… Каждый год в церковный приют Подмосковья я посылал деньги на подарки детям к Новому году. В прошлом году мне пришло письмо с просьбой оказать помощь. У меня не было такой возможности. Они, наверное, надеялись, а я не смог. И до сих пор переживаю…

Насиба Курбановича много раз «призывали во власть»: звали в Ивановский обком, в Москву – в госкомсельхозтехнику помощником председателя – от всего отказывался.

 – Если бы, допустим, завтра надумал прийти во власть, то только с одной мыслью – что-то сделать нужное для людей. Для меня важно, чтобы человек, во-первых, был профессионал, во-вторых, чтобы имел свое мнение. Я очень это ценю. И еще: я никогда не считал своих коллег подчиненными, называл их сотрудниками. Всегда старался быть справедливым. Пять лет я уже не работаю в совхозе, но до сих пор сотрудники на день рождения поздравляют. Это дорогого стоит…

С 2010 года Насиб Курбанович на пенсии, но продолжает работать. В настоящее время он – генеральный директор оптового сельскохозяйственного рынка в Иванове. Помогает детям в их работе. Дом, друзья, шестеро внуков – для него радость. В биографии Курбанова свои взлеты, свои падения.

– У меня дома – два ящика благодарственных писем и грамот, а на пенсию вышел – стал получать 6600 рублей. А потом говорят: «В сельское хозяйство люди не хотят идти». Конечно, с таким отношением государства к сельскому хозяйству, кто пойдет?

В принципе, если бы на сегодняшний день государство не на словах, а делом помогло сельскому хозяйству, вернулся бы. В связи с санкциями Запада появилась возможность «поднять» российского производителя, — говорит Н.К. Курбанов.

В беседе с Насибом Курбановичем  я обратила внимание на такую особенность: он то и дело повторяет: «У меня в хозяйстве». Он признается, что в свое время его часто ругали за такие слова.

 – Меня всегда поправляли:  «Да у тебя нет своего хозяйства. Есть совхоз». А я считал, что это мое, хотя не был собственником. Я вкладывался, работал  –  и днем и ночью. Дело не в названии: совхоз, колхоз или фермерское хозяйство. Думаю, суть в человеке, в его отношении к делу.

Разговор с Насибом Курбановичем получился откровенный и немного грустный. Настоящий профессионал. Умный собеседник. Человек с высоким чувством ответственности перед своей совестью и людьми. Он заставил задуматься о главной проблеме села: нет хозяина. Есть собственники, а нет хозяина — человека, не просто пожинающего плоды, а вкладывающего в землю труд и свою душу.

 

Беседовала И. СЕРЕГИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика