Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Приближается Вербное воскресенье.

Этот день совершенно особый в церковном календаре. В само Вербное воскресенье, и накануне на улице можно увидеть огромное количество людей с вербами. Но зачем все это, в чем смысл праздника, откуда пошла эта традиция?

Когда Христос собирался идти в Иерусалим, из расположенного рядом селения Вифания пришла весть, что заболел Его друг Лазарь.

Когда Христос с учениками пришел в Вифанию, Лазарь уже скончался. Шел четвертый день с момента его погребения. Спасителя встретили опечаленные сестры Лазаря Марфа и Мария.

— Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, — сказала Ему Марфа.

— Воскреснет брат твой, — утешил ее Иисус.

— Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, — ответила Марфа.

— Я и есть воскресение и жизнь, — сказал Христос, — верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.

После этих слов Он пришел ко гробу умершего и приказал открыть его.  Когда камень, закрывавший вход, отвалили, к удивлению и испугу многих, из усыпальницы, весь обвитый погребальными пеленами, вышел воскресший Лазарь.

Это событие вошло в богослужебную жизнь Церкви под названием Лазаревой субботы. Она отмечается накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. Иерусалим потрясло невероятное известие. Десятки свидетелей разнесли всюду весть о случившемся, и столица замерла в ожидании. Мало кто сомневался: обещанный пророками Мессия-Христос был рядом, менее чем в дне пути, и уже скоро должен был войти в Свой город.

 

«Осанна Сыну Давидову!»

Как мы знаем, событие входа Господня в Иерусалим было совсем незадолго до того, когда Господь был схвачен и распят на Голгофе. Перед входом в Иерусалим Он говорил Своим ученикам, что Сыну Человеческому предстоит пострадать, даже до смерти пострадать, и через три дня воскреснуть.

Как мы знаем из Евангелий, ученики не очень хорошо понимали, о чем Он говорит. Они считали, что Мессия — это победительный царь, предводитель Израильского народа, который станет во главе этого народа и изгонит, наконец, римских оккупантов-язычников. И Его власть, а через нее и власть Самого Бога Единого, установится не только для всех народов Израиля, но и для всех народов земли.

Но Господь наш Иисус Христос вел Себя совсем по-другому. Он не стал во главе войска, Он не являл силу, не стремился к государственности, к власти… Его власть была совсем другая. Все это очень долго чувствовали, но не могли понять и сами ученики, и окружающий народ.

Именно это и послужило причиной трагического события, когда представители того самого народа, который был Богоизбранным, не узнали пришедшего Сына Божия. Они не поняли, что это Он, не поняли Его действий и отвергли Его. Именно это привело к распятию.

Когда Господь направился к Иерусалиму, Его сопровождали не только апостолы, но и множество простого народа. Подходя к городу, Иисус сказал двум Своим ученикам: «…пойдите  в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их» (Мф 21:2–3).

Он ехал на ослике, Его пешком сопровождали ученики.

Но, тем не менее, народ уже знал, что это великий чудотворец, пророк из Назарета, Который исцелял больных, воскрешал умерших… Накануне было воскрешение Лазаря — событие, которое мы празднуем в Лазареву субботу. Народ был наслышан об этом. Тот же народ слушал Его слова о Царствии Божием, видел Его дела, в которых проявилась духовная сила этого Царства. И вот этот народ, кто из любопытства, а кто из почитания, сбежался встречать Его.

И вот Он въезжает в Иерусалим. Навстречу Ему вышло множество людей, в том числе и дети, все были с пальмовыми ветвями. Многие стелили свои одежды под ноги осла — так по обычаю в древнем Израиле встречали царей и великих полководцев.

Люди уже готовы были признать в Иисусе Того, Кто пришел освободить их и сделать Израиль главным царством земли. Никто не понимал тогда, что Христос пришел, чтобы дать людям возможность войти в Царство Божие, а не сделать Израиль политическим центром всего мира.

Зная, что уже через несколько дней этот же народ отвернется от Него, Христос плакал об Иерусалиме и произнес грозное пророчество о будущем разрушении города: «…о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19:42–44). Иисус направился в Иерусалимский храм. Увидев, что в доме Божием не столько совершается молитва, сколько идет торговля жертвенными животными, а также обмен денег, Христос опрокинул столы торговцев и меновщиков, сказав: «дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк 19:46).

Простой народ и здесь восхитился поступком Господа. Слепые, хромые, немощные подошли к Нему со словами: «Осанна Сыну Давидову!»

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф 21:9). Этот возглас взят из 117-го псалма царя Давида, который пелся по большим праздникам как молитва, в которой испрашивалось скорейшее пришествие Мессии.

Слово «осанна» буквально означает «спаси, мы молим». Это моление о спасении, обращенное к Богу.

Спаситель же всех их исцелил, а негодующим по этому поводу первосвященникам и книжникам сказал: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф 21:16). Здесь Господь указал духовным лидерам народа на их слепоту, так как они не признали Мессией Того, Кого узнал простой народ, в том числе и дети.

После этих событий Христос оставил Иерусалим и отправился на ночлег в Вифанию. Совсем скоро Его ждало время испытаний и крестных страданий.

 

Пророк, Первосвященник и Царь

По свидетельству Священного Писания мы знаем, что Мессия в Своем подвиге соединяет три главных служения — Он является Первосвященником, Пророком и Царем.

В качестве Пророка Господь ранее неоднократно свидетельствовал о Себе в Евангелии. Первосвященником Он будет накануне Крестных страданий в день установления Таинства Евхаристии, а также во время последующего установления других таинств. А вот царское Свое достоинство Он являет единственный раз — входя в Иерусалим и принимая поклонение как Царь Святого града. Этим Он, в частности, указывает на то, что вера, которую Он устанавливает как истинную — христианство — это не только вера, обращенная к частным личностям, но и та, которая должна стать верой сообщества, народа, всей полноты церковной. Ибо царь — это не только глава отдельных личностей, но и глава народа, всей Церкви.

Одновременно с этим Господь являет неотмирную природу Своего Царства, то есть ту, которая «не от мира сего». Он входит в Иерусалим и принимает то поклонение, которое осуществляется исключительно добровольно. То, которое люди приносят Ему сами, так как видят в Нем обещанного Мессию. Таким образом, Господь свидетельствует, что устанавливает Царство без насилия. Он показывает, что всякое насильственное обращение в христианство Им отвергается.

 

Свидетельство победы

Вход Господень в Иерусалим для Церкви не просто повод для веселия, а событие, имеющее непосредственное значение для истории нашего спасения. Именно поэтому для нас праздником является, например, и усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, в котором Церковь отмечает то свидетельство веры, которое явил святой Иоанн на последнем этапе своей земной жизни.

Точно также и Вход Господень в Иерусалим — это праздник не о том же, что праздновали жители Иерусалима, сами даже не вполне понимая, что именно. Они ошибочно ожидали земного избавления от римского владычества и установления Мессией царства социальной справедливости и победы над врагами Израиля. Мы же празднуем Вход Господень в Иерусалим как свидетельство победы Богочеловека над теми, кто считал Его лжемессией, кто не хотел Его прихода в Святой град как Владыки и Царя народа.

Мы также празднуем в этот день Его победу, как вход в Седмицу страданий, через которые и было совершенно дело спасения человеческого рода.

 

Наш символ жизни

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим в русских храмах освящаются ветви вербы.

Смысл этого церковного обряда прост. Ветви вербы отсылают нас к тем ветвям пальм, с которыми жители Иерусалима встречали Господа. В нашей стране, по понятным климатическим причинам, пальмы не растут. В то же время, конечно, Вход Господень в Иерусалим — это пальмовое воскресенье. И изначально речь идет именно о вайях, то есть о ветвях финиковых пальм, с которыми этот праздник встречают и сегодня, к примеру, на Святой земле. В нашей же Церкви берется то красивое весеннее растение, которое одним из первых пробуждается к жизни.

Ветви вербы верующие по традиции приносят в субботу накануне Вербного воскресения на Всенощное бдение. Во время полиелея — особой части богослужения — священник читает молитвы на освящение верб и окропляет их святой водой. После этого их можно унести домой, поставить там к иконам в «красный угол» или в другое достойное место, где они, пускай, будут радовать верующих хотя бы до праздника Пасхи, помогая создать особую атмосферу тех дней, которые переживает вся Церковь (освящают вербу также и в воскресенье после литургии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика