Петергоф — жемчужина России

300 лет назад, 15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие летней резиденции Российских императоров, дворцово — паркового ансамбля — Петергофа.

 

Он расположен примерно в 29 км от Санкт-Петербурга на южном берегу Финского залива. Комплекс состоит из дворцов и парков.

Первые сведения о Петергофе, как о промежуточном месте отдыха государя при переездах, с небольшими домиками — светелками, датируются 1705 г., а сама эта местность, как место жительства русских людей, известна издавна – по Новгородским писцовым книгам.

Создать постоянную резиденцию за пределами города Петр І решил в 1714 г. Он хотел, чтобы дворцовый комплекс не уступал резиденциям европейских монархов. Летом 1721 г. был проведен первый запуск фонтанов, а в августе 1723 г. прошли торжества, посвященные открытию Петергофа. За 9 лет строительства было сделано немало: кроме Большого каскада, работало 16 фонтанов, был прорыт Морской канал, распланирован Нижний парк. Петр Великий много внимания уделял своему детищу: выписывал выдающихся архитекторов и направлял их деятельность, организовывал доставку материалов и тысяч деревьев для посадки, разрабатывал планы и утверждал подробные, и даже составлял правила поведения гостей в Петергофе.

Кончина Петра I в 1725 г. не позволила завершить задуманное, и в последующие годы Петергоф пережил и годы запустения, и блестящие триумфы.

При Екатерине I и особенно в период Петра II Петергоф постепенно приходил в упадок.  Императрица Анна Иоанновна, почитавшая своего предка, восстановила объекты и завершила строительство Петергофа.

Перестроила, а точнее, возвела новый Большой дворец Елизавета Петровна.

Павел продолжил совершенствование и строительство дворцово-садового ансамбля. Окончательный облик ансамбль Петергофа приобрел при Николае I.

Бывшая парадная резиденция Петра I, основанная в честь победы Российского государства в Северной войне, сегодня открыта для посещения. Комплекс состоит из дворцов, парков, фонтанов, которые являются зодческими и садовыми шедеврами. Дворцы считаются одними из лучших архитектурных творений. Главная достопримечательность —  фонтаны. В дворцово-парковом ансамбле Петергофа насчитывается 176 (от 150 до 200 – по разной методике подсчета) фонтанов, каждый из которых является произведением инженерной и художественной мысли.

В состав дворцово-паркового комплекса входит Верхний сад и Нижний парк. На территории первого постоянно функционируют 5 фонтанов. В центре Нижнего парка, который расположен на площади 102,5 га, сооружен Большой дворец, а у его подножия — Большой каскад — одно из самых красивых мест в мире. Протяженность водовода всех фонтанов Нижнего парка — 22 км.

Жизнь каскадам и фонтанам парков Петергофа дает фонтанный водовод. Строительством водовода занимался один из первых в России инженер — гидравлик В.Г. Туволков. В 1721 г. был проложен Ропшенский канал, состоящий из двух частей. Он снабжал фонтаны Нижнего парка. Чтобы запустить фонтаны его восточной части, был построен Красный пруд. Для обеспечения водой «Самсона» и Верхнего сада от Бабигонского водоема протянули три трубы.

Преобразования в фонтанном водоводе произошли в середине XIX века. Тогда от Ропшинских высот проложили новый канал и создали 9 водохранилищ. Вода в канал поступает преимущественно из Фабричной реки, ее объем регулируется с помощью шлюзов. Общая длина каналов составляет 40 км, всего для сбора воды создано 18 искусственных водоемов.

Большой каскад включает 255 скульптур, покрытых позолотой, 64 фонтана, из которых бьют 138 струй.

С морем Большой каскад связан Морским каналом, ширина которого составляет 12 м. Канал берет начало от бассейна Большого каскада, проходит через парк и впадает в залив, где расположена гавань. Часть канала, которая проходит через сад, облицована гранитом, а по краям имеет кайму из плитного камня светлого оттенка.

С двух сторон Морского канала расположены газоны, на которых установлены 22 плоские чаши-фонтаны. Над ними бьют вверх тонкие четырехметровые струи. Эта композиция получила название — Аллея фонтанов. Из чаш вода поступает к золоченым маскаронам, прикрепленным к гранитным пилонам, и ниспадает в канал.

Выдающейся достопримечательностью Петергофа считается Большой дворец, начавший свое существование в 1714-1725 гг. Первоначально это было скромное здание, однако Елизавета перестроила его по образцу французского Версаля. Длина фасада, обращенного к морю, составляет 268 метров. Во дворце около 30 залов: Танцевальный, или Купеческий зал, Картинный, Аудиенц-зал, Голубая приемная, Куропаточная гостиная и др.

Помимо запустения и обветшания, Петергоф пережил и настоящие катастрофы: во время наводнения 1801 г., когда очень сильно пострадали сооружения Нижнего парка, в годы после революции и в период Отечественной войны, когда был практически уничтожен.

Трудом архитекторов, строителей, художников, реставраторов, инженеров, садоводов шедевр мировой культуры удалось восстановить.

Петр Великий был не только основателем Петергофа, но и его архитектором, собственноручно выполнявшим чертежи, проекты, наброски, дававшим указания и распоряжения относительно того, чем сегодня восхищаются миллионы людей.

Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон, Николо Микетти – плеяда ведущих архитекторов Петергофа, тех, кто положил начало многим сооружениям, дворцам Петергофа. В разные века в Петергофе творили такие известные архитекторы, как Андрей  Штакеншнейдер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Франческо Бартоломео Растрелли и многие другие.

Восхищаясь гениальными идеями мастеров своего дела, необходимо не забывать и о тех, кто эти идеи воплощал в формы садовых растений, фонтанов, камней. Это садовые мастера Леонард Гарнихфельд, Антон Борисов, скульпторы Николя Пино, Бартоломео Карло Растрелли, Андрей Воронихин, Михаил Козловский, фонтанные мастера Поль Суалем, братья Джованни и Джулиано Баратини, Федор Стрельников, живописцы Каравакк, Бушуев, Негрубов, каменных дел мастера Буев, Кардасье.

Следует отметить выдающегося отечественного инженера — гидравлика Василия Григорьевича Туволкова. Он разработал план, и организовал работы по созданию самотечного водовода Петергофа, действующего, кстати, и по сей день.

Да и сейчас обслуживание Петергофа — колоссальный труд. Сотрудники приводят в порядок парки, ежедневно обслуживают более 12 тысяч каменных поверхностей и крутят более 300 задвижек.

Именно поэтому Петергоф нужно воспринимать не просто как шедевр фонтанного, архитектурного, садоводческого искусства, а и как памятник всем известным и безвестным мастерам, вложившим в это творение свои силы и душу.

Интересна топонимика мест, окружающих Петергоф. Все слышали название «Бабигонские высоты, Бабигонские пруды», и зачастую приводятся такие объяснения возникновения этого названия, что становится смешно и грустно одновременно. А вместе с тем еще в 1868 г. генерал А.Ф. Гейрот, долгое время проходивший службу в Петергофской канцелярии, дал в своих записках о Петергофе исчерпывающий ответ. До начала XVII века, эти возвышенности, как и населенный пункт, на них находящийся назывались Поповы горы. При шведском владычестве они стали именоваться Папингондо, а с возвращением под руку императора Российского наш люд переиначил это на свой лад – и называл Бабий-гон. Именно так эти возвышенности именуются в изданиях XIX века. Постепенно, это слово переформатировалось в Бабигон.

В середине центральной части Нижнего парка находится главный фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Построен в 1735 году. Петр I считал необходимым поставить скульптуру Геракла, который убивает Лернейскую гидру. Но до начала строительства русские войска победили шведов под Полтавой – это произошло в день Самсона Странноприимца, а лев – герб Швеции. Поэтому сюжет скульптуры пересмотрели и установили Самсона со львом.

Первая свинцовая статуя Самсона в начале XIX века потемнела и пришла в негодность – тогда ее заменили аналогичной, но из бронзы.  Во время Отечественной войны бронзовое изваяние было полностью утрачено. Современный вариант воссоздан скульптором В.Л. Симоновым в 1947 г.

Такое явление искусства, как Петергоф, не был оставлен без внимания художников и поэтов.

Петергоф – то, что надо видеть. Чувство восхищения талантом созидателей, красотой пространства, гордости и торжественности, возникающего у любого, кто посещает Петергоф – ради этого его надо посетить. Если такой возможности нет – то посмотреть на экране монитора или в фотоальбомах. И если у читающих эти строки, возник интерес, мы считаем свою миссию выполненной.

 

Иван Петров

Фото Светланы Лавренчук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика