Уроки мужества лётчика — штурмовика Сухорукова

У Свято-Никольского храма села Алферьева находится Георгиевская часовня.

На ней размещены мемориальные плиты с именами земляков, не вернувшихся в родные края с полей сражений Великой Отечественной войны. На одной из гранитных плит высечено и имя знаменитого уроженца этих мест, Героя Советского Союза, лётчика-штурмовика Сухорукова Ивана Александровича (1922 — 1998). В этом году отмечается его вековой юбилей.

 Родился будущий герой 23 марта 1922 года в деревне Иваньково в крестьянской семье. В стенах Никольской зимней церкви села Алферьево он был крещён и наречён Иваном. Его отец – Александр Андреевич, участник Первой мировой войны, награждён за храбрость Георгиевским крестом.

После окончания Большеклочковской школы Иван Сухоруков обучался в ФЗУ города Иваново. В те годы все мальчишки страны мечтали о небе, кумиром миллионов был знаменитый ас Валерий Чкалов. Оказавшись в областном центре, Иван Сухоруков начинает обучаться в ивановском аэроклубе.

А совсем скоро навыки управления самолетом будут востребованы в боевых условиях.
В сентябре 1941 года он оперативно закончил школу пилотов города Серпухова, где в срочном порядке переучился для полётов на самолёте «Ил-2».
В октябре 1941 года он уже на передовой выполняет самые трудные задачи командования. Иван Александрович освобождал от неприятеля Северный Кавказ, Кубань, Крым, Украину, Белоруссию, Польшу, Германию.

В боевой биографии штурмана 805-го авиационного полка немало славных страниц. Особенно ожесточенные бои, в которых ему пришлось участвовать, шли на Таманском полуострове. Немецкие захватчики планировали сделать Тамань плацдармом для дальнейшего наступления на Кавказ. 5 сентября 1942 года он был полностью захвачен неприятелем.

Битва за Кавказ вошла в историю как одно из величайших сражений Второй мировой войны. На пути наших бойцов протянулось мощное оборонительное немецкое укрепление от Новороссийска до Темрюка – «Готенкопф», или «Голубая линия».

Бои не прекращались ни днем ни ночью. Авиация противника часами висела над позициями моряков. На помощь флоту пришла наша авиация. Так, 5 октября 1943 года командир авиаэскадрильи 805-го штурмового авиаполка И.А. Сухоруков был ведущим четырех самолетов «Ил-2». Командованием была поставлена задача произвести ликвидацию плавсредств противника в районе поселка Качугуры. Несмотря на яростное противодействие зенитной артиллерии противника, группа сумела прорваться в заданный район, атаковать цель и потопила две немецкие баржи. Однако при возвращении обратно самолет Сухорукова был подбит, группу вести он уже не смог, машина снизила скорость и сильно отстала. Видя подбитый советский самолет и считая его легкой добычей, на него набросились сразу два фашистских «Ме-109». Казалось, обреченная на гибель машина начала маневрировать, были отбиты все атаки истребителей противника. В конце воздушного боя Сухоруков, проявив чудеса храбрости, сумел сбить один вражеский самолет. Летчику удалось на неисправной израненной машине пересечь линию фронта и успешно совершить посадку в расположении наших передовых частей. За этот подвиг бесстрашный летчик был удостоен ордена Красного Знамени.

9 октября 1943 года Новороссийско-Таманская наступательная операция Северо-Кавказского фронта завершилась. Наши бойцы поставили победную точку в битве за Кавказ. За время оккупации в Темрюкском районе было убито более 2000 мирных жителей, разрушено и сожжено 4380 домов. Жителей Темрюкского района немцы использовали и в качестве живого щита при переправе войск через Керченский пролив. Разместив своих солдат и офицеров в трюмах, а технику сверху, они загоняли на паромы и баржи женщин с детьми на руках, стариков для того, чтобы наши бомбардировщики не сбрасывали свой смертоносный груз на головы мирных жителей.

В мемуарах Маршала авиации Сергея Игнатьевича Руденко встречается информация о подвиге старшего лейтенанта Сухорукова. Вот небольшой отрывок из книги воспоминаний «Над Вислой, Одером и Берлином»:

«В январе 1945 года Красная Армия начала невиданное по размаху и силе ударов зимнее наступление – Висло-Одерскую операцию. Наступление охватило фронты от Балтийского моря до Дуная. 14 января рано утром двинулись на врага войска Первого Белорусского фронта. Начало великих боёв было омрачено плохой нелётной погодой. Над рекой Вислой стоял густой туман. Но разве могли лётчики сидеть без дела, когда сухопутные войска вели смертельные бои с врагом, нуждались в помощи авиации. Парой звеньев-штурмовиков они вылетали на поле боя. Здесь очень пригодилась напряжённая подготовка к операции. Лётный состав наизусть знал построение обороны врага и умел моментально, по едва уловимым признакам, найти объект для ударов. Это стало решающим фактором в успешных боевых действиях. Самолёты «Ил-2» под командованием старшего лейтенанта Ивана Александровича Сухорукова, штурмана 805-го штурмового авиационного полка, вылетели на боевое задание.

В районе населённого пункта Варка ведущий обнаружил около двенадцати танков и более двух батальонов пехоты, развёрнутые в боевые порядки. Противник намеревался предпринять контратаку во фланг наступавшим войскам. Сухоруков доложил об этом командиру 6-го штурмового авиационного корпуса генералу Б.К. Токареву, который находился на командном пункте 5-й Ударной армии, предупредил о нависшей опасности пехоту.

Затем атаковал вражеские танки. После первого захода штурмовиков от метко сброшенных противотанковых бомб несколько танков остались догорать на поле боя. Пехота противника, спасаясь от пулемётно — пушечного огня, залегла. И.А. Сухоруков со своим ведомым делают ещё семь заходов, оставаясь на поле боя до полного израсходования боеприпасов. А в это время подошли другие группы штурмовиков. Они довершили разгром противника».

В представлении на звание Героя Советского Союза, подписанном командиром 805-го штурмового авиационного полка подполковником Колесниковым, сказано: «За произведённый 81 вылет и уничтоженные при этом: 15 танков, 75 автомашин с грузом и живой силой, 15 повозок с грузом, 6 полевых орудий, 2 цистерны с горючим, 1 легковую машину, 2 зенитных орудия, 4 зенитных пулемёта, за взорванный склад с боеприпасами, за сбитый самолёт противника «Ме-109» и уничтоженные до 420 солдат и офицеров противника, за геройские подвиги, проявленные в боях, и отличное выполнение заданий командования, за умелое руководство подчинённым составом, за произведённые 60 боевых вылетов в качестве ведущего без потерь ведомых – достоин представления к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза». Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 15 мая 1946 года, и штурману 805-го авиационного полка И.А. Сухорукову была вручена медаль «Золотая звезда» и орден Ленина.

Среди наград прославленного лётчика – четыре ордена Красного Знамени, причем последний из них нашел своего владельца лишь в 1993 году, по каким-то причинам он не был вручен в годы войны, два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1 и 2 степеней, 18 боевых и юбилейных медалей.

После войны Иван Александрович летал на первых реактивных истребителях, закончил Военно-воздушную академию. Долгие годы был заместителем начальника авиационно-технического училища в городе Даугавпилс. Затем трудился главным инженером агропромышленного объединения. Вместе с супругой Тамарой Алексеевной воспитал двух дочерей Татьяну и Людмилу, был любящим дедушкой для своих внуков Дмитрия и Ирины. В конце жизни вынужден был как беженец покинуть Латвию и переселиться в город — герой Смоленск.

Последний раз в родных краях Иван Александрович побывал летом 1995 года.

Скончался ветеран 21 февраля 1998 года. Погребение состоялось на воинском кладбище Смоленска в День Российской армии 23 февраля.

Память полковника авиации, Героя Советского Союза Сухорукова И.А. увековечена памятной доской на здании Большеклочковской школы, в которой он обучался. Его имя высечено на мемориальной часовне Георгия Победоносца в селе Алферьево, на памятной доске «Герои-тейковчане» в городе Тейково. Во Всероссийском пантеоне Славы на Поклонной горе тоже можно найти имя прославленного воина. В 2000 году инициативная группа выступала с ходатайством перед властями города Тейково с прошением одной из улиц города присвоить имя Героя Сухорукова. Тогда местные власти приняли решение, что вновь застраиваемая улица Ольховая на южной окраине города получит имя героя, однако этого так и не произошло.

Воспоминания о войне Сухорукова И.А. включены в первый том альманаха тейковских авторов «Слияние времен». Тейковский писатель, участник войны Иннокентий Миронов написал об Иване Александровиче очерк «Слагаемые подвига», а поэт Владимир Есин посвятил ему стихотворение «Небу молится Россия»:

Вам взлёт! –

Уходят эскадрильи,

Туда, где правит бал война…

И небо пенится о крылья,

И рвётся в клочья тишина.

Вам взлёт! –

И тянут ветви-руки

Им вслед окрестные леса.

Вам взлёт!

И лётчик Сухоруков

«Ил» поднимает в небеса.

И давит даль тяжёлой синью,

И пламенеет горизонт, –

И небу молится Россия,

И продолжается полёт!

Сергей Потанин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика