«Музей — это моя душа…»

Человек, о котором пойдёт речь, начинал свою сознательную жизнь в нужде и нелёгком труде.

Он смог добиться богатства и  высокого положения в обществе, знавал тяжёлые утраты и значительные достижения, и закончил жизнь в непрестанной работе и бедности…

16 февраля 2022 года исполняется 170 лет со дня рождения Дмитрия Геннадьевича Бурылина, русского и иваново-вознесенского промышленника, мецената и благотворителя, коллекционера и создателя Ивановского музея.

Сто лет назад корреспондент газеты «Известия» писал: «Бурылина как фабриканта забыли скоро, но Бурылина, как собирателя музея, народ и весь край не забудет. И этому не помешает то, что он человек другого круга, круга, враждебного пролетариату. Это не имеет значения».

Увы, всё сложилось не так. Долгое время, после смерти и почти до конца XX столетия имя Д.Г. Бурылина было почти забыто. Конечно, оно было известно специалистам, но не широкому кругу людей. И только в 90-х годах о нём снова заговорили и приложили усилия к восстановлению славного и доброго имени.

Личность Дмитрия Геннадьевича Бурылина очень разноплановая и многослойная, а круг его интересов и деятельности настолько широк, что охватить хотя бы их основную часть в кратком газетном сообщении невозможно. Именно поэтому мы попытаемся очертить грани его характера и главные этапы жизни широкими мазками, отдельными, но характерными фактами и событиями.

Дед Дмитрия Геннадьевича, Диодор Андреевич Бурылин, был крепостным графа Шереметева. Сметливый и трудолюбивый  крестьянин создал своё дело, выкупил себя и свою семью из крепостной зависимости и стал купцом и промышленником. Бурылины — приверженцы древлеправославной веры, иначе именуемой старообрядчеством. Необходимо отметить, что многие из крупных промышленников  России XIX века, очень часто выходцы из небогатого сословия и исповедующие древлеправославную веру. Кстати, достижения в торговом и промышленном деле бывших крепостных и мещан, напрочь разбивают миф о русском мужике, как забитом, бессловесном и тёмном: Бурылины, Гарелины, Морозовы, Каретниковы – яркое тому подтверждение.  К сожалению, Диодор Андреевич был убит  при поездке на Ростовскую ярмарку в 1860 году. Руководство делом перешло к его сыну – Геннадию Диодоровичу, который ни особым трудолюбием, ни умением руководить производством не отличался: и фабрики, и торговля пришли в упадок. Но Дмитрий и его старший брат Николай, которые трудились на фабрике (изначально простыми набивщиками) и участвовали в организации процесса производства практически с малых лет, рук не опустили, и постепенно привели всё в порядок.

Дмитрий Геннадьевич не получил систематического образования, но был человеком умным и любознательным, тонко чувствовал конъюнктуру рынка и необходимость внедрения нового в производство. Достаточно сказать, что он одним из первых стал применять на своих фабриках английские и американские станки, существенно повысив производительность. Россия того времени технологически сильно уступала передовым странам Европы. В частности, русская артиллерия зависела от закупок специфического хлопкового сырья для артиллерийских зарядов у англичан. Д.Г. Бурылин,  съездив в Англию, проявил качества настоящего разведчика, выведав секреты изготовления этого сырья и организовав его производство на вновь построенной (самой крупной в России) фабрике в Иваново-Вознесенске. Так Русская армия избавилась от зарубежной  зависимости, Ивановский край получил дальнейшее техническое развитие и рабочие места, а Д.Г. Бурылин – существенную прибыль и стабильного потребителя в лице армии. Высокие доходы, золотые и серебряные медали отечественных и зарубежных выставок, признание коллег и власть предержащих – доказательство успехов Дмитрия Геннадьевича на этом поприще.

Огромный вклад Дмитрий Геннадьевич внёс в развитие любимого города. Несмотря на приличное состояние, он не стремился ни в столицу, ни за границу, продолжал жить в Иваново-Вознесенске, и всячески развивал его. Его усилиями и на его средства построено множество зданий в городе, в частности: краеведческий музей, здание Реального училища (ныне художественный музей), здание фабрики (корпуса Ивановского университета), облагорожен бульвар (часть улицы Ленина) и многое другое. Стараниями Д.Г. Бурылина сохранена деревянная Успенская церковь  XVII века, которая была разобрана, отреставрирована и перенесена на новое место. К сожалению, мы, потомки, не проявили такого радения – самая старая церковь Иванова, памятник деревянного зодчества, сгорела в 2015 году.

Дмитрий Геннадьевич много сил и средств тратил на благотворительность – сиротские дома, начальные школы, церковные приходы обустраивались при его участии. Достаточно сказать, что он был попечителем или членом попечительских советов 57 различных учреждений. Заметим, что всё это требовало и времени, и личных денежных средств.

Главной же страстью и делом всей его жизни было коллекционирование, которое началось, собственно, в 12 лет, когда бабушка, видимо почувствовав или заметив в нём эту склонность, именно ему, а не старшему внуку Николаю, передала старинные книги и иконы, оставшиеся от деда.

Коллекции Д.Г. Бурылина включали в себя оружие и одежду, предметы быта и религии, картины и скульптуры, как уникальные, так  и широко распространённые, огромную библиотеку и собрание масонских реликвий. Разные исследователи насчитывают от 14 до 16 тематических коллекций в его собрании. Тут и единственные в мире часы, показывающие время в разных точках мира и демонстрирующие движение Солнца и Луны; и редчайший «Апостол» Ивана Фёдорова 1564 года; и собрание трубок и игральных карт, и даже египетская мумия. Не обошлось и без курьёзов – в качестве экспоната был пузырёк с тёмной жидкостью и надписью «Тьма Египетская» — чем не предтеча творению Малевича.

Особую гордость и любовь Д.Г. Бурылин испытывал к коллекции тканей, как отечественного, так и зарубежного производства. По разным оценкам, она включает более миллиона экземпляров. Чтобы оценить масштаб коллекции, просто представьте себе – только для просмотра (без чтения аннотаций и вникания в детали образцов), на это уйдёт больше месяца!

Дмитрий Геннадьевич был большим патриотом  своего города и нашего края, и собрал огромное количество материалов по истории, этнографии, экономическому развитию Иваново-Вознесенска и области, и планировал издать объёмную и подробную книгу. Увы, материалы после его смерти были утрачены.

В 1912-1915 годах Д.Г. Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея (изначально экспонаты хранились прямо в его доме). О нём Бурылин говорил: «Музей — это моя душа, а фабрика — источник средств для жизни и его пополнения». Кстати, открытая при музее библиотека с редчайшими книгами работала бесплатно ежедневно (кроме дней церковных праздников)  с 10 до 22 часов.

Для пополнения коллекции Д.Г. Бурылин много путешествовал: Германия, Франция, Англия, Турция, Египет. Любопытный факт: Дмитрий Геннадьевич очень хотел посетить, как тогда говорили,  Новый Свет, и даже приобрёл билет на печально известный «Титаник». Срочные и важные дела не позволили ему отправиться в путешествие, и он избежал трагичной участи.

Среди круга общения Д.Г. Бурылина были многие известные ученые, культурные и общественные деятели того времени, среди них Л.Н. Толстой, И.В. Цветаев, министр финансов С.Ю. Витте, борец-авиатор И.М. Заикин, директор Императорского российского исторического музея князь Н.С. Щербатов  и другие.

Еще в 1896 году Д.Г. Бурылин завещал свои коллекции родному городу Иваново-Вознесенску: «Означенное собрание… не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нуждой и трудами)».

После революции имущество Д.Г. Бурылина (в том числе и жильё) были национализированы, и ему с семьёй пришлось ютиться сначала в полуподвальном помещении своего дома, а затем в доме зятя.

Д.Г. Бурылин до 1923 года исполнял обязанности хранителя музея, а затем по навету был отстранён от этой должности.

Скончался Дмитрий Геннадьевич 13 сентября 1924 года, и был похоронен по древлеправославному обряду, в выдолбленной лиственничной колоде, выстеленной травами. По поводу его захоронения ходит много слухов и легенд, но это, как говорится, совсем другая история. По официальной версии место его захоронения на кладбище в Балино.

К сожалению, после национализации фабрик и музейного собрания Д.Г. Бурылина, к сбережению экспонатов и сохранности их как единой коллекции отнеслись без должного внимания.

Коллекция  распространилась географически очень широко. Локальное собрание Иваново — Вознесенска волею судьбы оказалась в различных музеях России (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) и ближнего зарубежья.

На базе собранных коллекций в Иванове созданы Музей Д.Г. Бурылина, Музей ивановского ситца и Областной художественный музей, а книги вошли в фонд областной научной библиотеки.

Личность и дела Д.Г. Бурылина постепенно возвращаются из забвения и получают должную оценку общества. Так, в 1997 году издана книга А.А. Додоновой «Дмитрий Геннадьевич Бурылин», имя Д.Г. Бурылина носит Ивановский краеведческий музей, в 2000 году Д.Г. Бурылину присвоено звание почётного гражданина г. Иванова  (посмертно),  в 2014 году в Литературном сквере областного центра ему установлен памятник.

Хочется высказать слова признательности нашему замечательному земляку, и с уважением и гордостью отметить, что жизнь свою он прожил в соответствии с мудрым завещанием его деда:  «Жить не зависит от нас, а хорошо жить от нас зависит. Познания свои должно употреблять на истинную пользу и благо своих ближних и Отечества…»

Вечная память и огромная благодарность большому труженику и патриоту, сыну своей Родины – Дмитрию Геннадьевичу Бурылину.

Иван Петров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика