Прерванный полёт, или долгое возвращение домой

Сегодня на территории Тейковского района установлено около сорока памятников воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

 

Недалеко от деревни Подвязново установлен памятник на могиле военного летчика, погибшего в середине июля 1942 года при возвращении с боевого задания. Сохранились воспоминания свидетелей тех лет. Вот одно из них, записанное в июне 1972 года:

«Я, Давыдов Анатолий Андреевич и мой товарищ Киселёв Геннадий Андреевич, видели, как погиб военный лётчик-истребитель Юрий Николаевич Соколов. Это было в середине июля (число не помню) 1942 года. После обеда, примерно около 4-5 часов, я и мой товарищ Геннадий Киселёв (он сейчас живёт и работает в посёлке Синяя Осока в леспромхозе) окучивали картофель около деревни Подвязново на полях бывшего колхоза им. Сталина. В это же время недалеко от деревни Подвязново на окраине леса колхозный пастух (фамилию его не помню) пас стадо коров и уже перегонял своё стадо на другое место. Я услышал гул самолета. Сначала я не обратил внимания на самолет, так как в то время здесь военные самолеты летали часто, и мы к ним уже привыкли. Но потом, прислушавшись, я понял, что гудит он как-то необычно, а когда посмотрел на самолёт, то увидел, что он и летит ненормально. Самолет летел от Иванова в сторону Москвы. Над деревней Подвязново самолёт сделал разворот на Иваново, потом ещё сделал разворот в сторону Москвы. Из-под хвоста самолета пошёл сильный дым, затем самолет «клюнул» носом и резко пошел на снижение. И только пастух отогнал стадо коров, как самолёт врезался на этом месте в землю и раздался сильный взрыв.

Мы с Геннадием Киселёвым прибежали к месту взрыва. Там рвались патроны и близко подходить было опасно. Но мы, насколько можно было, подошли и одну металлическую коробку с патронами, отлетевшую несколько в сторону от места падения самолёта, оттащили в безопасное место. К месту взрыва сбежались жители деревень Подвязново, Собольцово, Крапивник. А минут через 25 к месту гибели лётчика подъехали, видимо, однополчане, товарищи погибшего. Они оцепили место взрыва самолета и стали собирать останки товарища и его самолета. Метрах в 15 от места взрыва я видел руку пилота в кожаном рукаве. Найденные останки летчика захоронили близ места катастрофы около дороги в   лесу недалеко от Подвязново. В могилу летчика, вместо обелиска был вкопан одним концом простреленный винт погибшего самолета. И была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь погиб гордый сокол Юрий Николаевич». Обелиск на могиле погибшего летчика Юрия Николаевича Соколова поставлен позднее, а кем и когда  не знаю».

Есть еще одно свидетельство очевидца, Г.А. Киселева, записанное в декабре 1973 года: «Это было в 1942 году в деревне Подвязново Тейковского района. Мы с товарищами (фамилии которых я не помню) сидели на крыльце своего дома и наблюдали за летевшей эскадрильей самолётов. Вдруг один из них взорвался и загорелся, после чего резко пошел на снижение. Самолёт упал в полутора километрах от деревни Подвязново. Когда мы прибежали к месту происшествия, лётчик находился под крылом самолета. Он был мёртв. Документы его были в парашюте, который висел на березе. Вскоре место происшествия оцепила приехавшая одна из в/частей г. Тейково, так как там было очень много патронов в ящиках и другого оружия. Похоронили лётчика на месте, где упал самолет, и вместо памятника на его могиле были поставлены остатки крыла самолета или пропеллера».

Как следует из рассказа А.А. Давыдова, на могиле летчика вместо обелиска был вкопан винт упавшего самолета и установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь погиб гордый сокол Юрий Николаевич». На основании этой таблички кто-то позже решил, что фамилия погибшего летчика Соколов. Поэтому долгое время считалось, что в Тейковском районе свой последний приют нашел летчик Соколов Юрий Николаевич.

На протяжении последних лет члены местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» под руководством бойца областного сводного поискового отряда «Эхо» В.И. Изотова занимаются благоустройством захоронения летчика-истребителя. Но при этом Владимир Ильич Изотов сомневался в подлинности фамилии.

О том, как дальше развивались события, поведала руководитель Ивановского регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» О.А. Чебоксарова во время своего визита в Тейковский район.

— Несколько лет назад в наш сводный поисковый отряд «Эхо» вступил Владимир Ильич Изотов. Будучи мальчишкой, он впервые услышал историю о погибшем летчике еще в детстве от отца. И у него была версия, что из-за надписи на табличке «Здесь погиб гордый сокол Юрий Николаевич» кто-то уже в послевоенное время решил, что фамилия летчика Соколов. Так погибший «сталинский сокол» на долгие годы превратился в Соколова. В конце прошлого года мы выяснили, что в районе деревни Подвязново погиб командир звена, младший лейтенант Ю.Н. Камерилов. Юрий Николаевич родился 26 октября 1917 года в городе Сталинграде. На службу поступил в декабре 1938 года. Воевал на Ленинградском фронте. С первого дня войны показал себя храбрым и мужественным летчиком – истребителем. На его счету 146 боевых вылетов. Младший лейтенант Камерилов производил штурмовку войск противника, патрулирование, разведывательные операции. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество был награжден орденом Красной Звезды, имел две благодарностями от командования эскадрильи, — рассказала Ольга Александровна Чебоксарова.

Все эти сведения были найдены поисковиками в архивных документах в Подольске в рамках федерального проекта «Без срока давности». О.А. Чебоксарова выступила с предложением направить на место гибели Юрия Николаевича Камерилова поисковую экспедицию, а также исправить невольно закравшуюся ошибку и указать правильную фамилию на месте захоронения летчика. Очевидно, возникнут трудности с поиском родственников Ю.Н. Камерилова. В документах указана лишь его мама, которая проживала в Казани. Из этого свидетельствует, что жены у него не было, но возможно, были братья и сестры, у которых сегодня есть наследники.

На территории современной Ивановской области в годы Великой Отечественной войны боевых действий не велось. Младший лейтенант Камерилов погиб в тыловой зоне. Как рассказали представители областного поискового отряда «Эхо», подобные случаи не были единичными. Кто-то из погибших летчиков отрабатывал полетные навыки, кто-то — способы парашютирования с самолета. Каждое подобное происшествие затем подробно разбиралось, из этого делались соответствующие выводы. И затем, уже с учетом этих ошибок, к сожалению, написанных кровью, летчики могли воевать и побеждать. Вечная память героям!

 

Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика