Сельская школа — особый мир, особые отношения

Педагог  – это не просто профессия, это призвание. Быть хорошим учителем – талант, быть хорошим учителем начальных классов – талант вдвойне.

Ведь именно первая учительница навсегда остается в памяти ребенка как человек, встретившийся на его долгом и порою трудном пути по стране знаний.

Среди молодых специалистов Тейковского района, которые связали свою судьбу с сельской школой, можно выделить учителя начальных классов Новолеушинской средней школы А.В. Костюк.

Алёна Викторовна родилась и выросла в Тейкове. После окончания школы поступила в Шуйский филиал Ивановского государственного университета, где получала образование по двум специальностям: «Учитель начальных классов» и «Педагог дополнительного образования». Высшее образование получала по программе целевой подготовки педагогов для работы в муниципальных образовательных организациях Тейковского района. После окончания института пришла работать в Новолеушинскую школу учителем начальных классов.

Почему она выбрали профессию учителя? Что повлияло на её выбор? Вот что на эти вопросы ответила Алёна Викторовна:

— Я всегда любила школу, даже не столько учиться, сколько просто находиться в этой атмосфере. Свои школьные годы я вспоминаю с особым теплом. Моя школьная жизнь была очень насыщенной и интересной. Уже с 8 класса я мечтала, что когда-нибудь вернусь в школу, но уже в другой роли, в другом статусе. К счастью, всё так и получилось.

— Как началась ваша педагогическая деятельность? Помните свой первый урок?

— Конечно же, я помню свой первый урок. Он был посвящён трагическим событиям, которые произошли 1 сентября 2004 года в городе Беслане. Помню, как тряслись руки, сердце колотилось… По лицам своих учеников я поняла, что урок надолго останется в их памяти.

— Как проходила ваша адаптация в педагогическом коллективе? Кто из коллег помогал вам на данном этапе?

— Новолеушинская средняя школа имеет статус сельской.  В  ней обучаются дети, проживающие как в самом селе Новое Леушино, так и в деревнях Старое Леушино, Максимцево, Крапивник, Таковец, Хомутово, Матренкино, а также в селе Светлый и городе Тейково. Адаптация у меня проходила достаточно легко. Администрация школы и коллектив приняли меня хорошо, объясняли каждую мелочь, давали ответы на все мои вопросы. Я очень благодарна за поддержку директору школы И.Е. Дроздовой, завучу Н.А. Климашиной, а также коллегам – учителям начальных классов С.В. Татриновой, И.Я. Трибунской и И.В.Лаптевой.

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» Эти слова были написаны великим русским классиком Антоном Павловичем Чеховым еще в конце XIX  столетия, но свою актуальность они не потеряли и сегодня. Сельский учитель, кто он? Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно просто рассказать о конкретном педагоге. Надо говорить о каждой конкретной школе, сложившихся в ее стенах традициях, особенностях менталитета местных жителей и уникальности сельских детей. Сельская школа – особый мир, особые отношения.

— Работа на селе отличается от аналогичной работы в городе, а особенно в большом городе, — делится своим мнением А.В. Костюк. —  В селе все друг друга знают, здесь более пристальное внимание к учителю. Каждый шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции. Роль сельского учителя особая, ведь он несёт ответственность за судьбу ребёнка. За годы педагогической деятельности через его руки и сердце проходит не одно поколение детей. И так важно увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, помочь ему сделать правильный жизненный выбор, сохранить естественность в проявлении чувств, любовь к традициям и людям села, к окружающей природе. Особо следует отметить такую особенность, как многогранность профессиональной деятельности, которая вытекает из недостаточной укомплектованности сельских школ кадрами. Получая образование, я не предполагала, что смогу учить детей и старших классов. Уроки музыки и изобразительного искусства в старших классах, с одной стороны, требуют много подготовки, но вместе с тем приносят максимальное удовольствие. 

— Трудно ли работать учителю с современными детьми? Современный ученик — какой он?

— Вопрос, на который достаточно сложно ответить, ведь все дети абсолютно разные и по характеру, и по темпераменту, у каждого своя харизма. Самое главное, что их должно объединять – это желание учиться. Всё. Если ученик не хочет, чтобы его научили, то все его положительные или отрицательные качества не имеют смысла.

— А какими качествами должен обладать современный педагог?

— Современный педагог должен быть в гармонии с собой и с учениками. Учитель должен быть справедливым по отношению к ученикам. Нужно сказать, что дети в целом объективно различают плохое и хорошее и отвечают вам тем же. Они ценят добро, участие, внимание, заботу учителя и платят тем же. Современному учителю необходимо установить контакт с детьми, показать на примере для чего нужна дисциплина, уметь чётко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером. На уроке должно происходить плодотворное сотрудничество учителя и ученика. При этом эмоциональные реакции учителя должны жёстко контролироваться. Они должны быть только позитивные. Большое внимание уделяется  внешнему виду и стилю учителя. Современный учитель должен быть модным, следить за развитием модных тенденций. Он не должен быть серым и приходить в школу в одном и том же сером или чёрном костюме. Одежда учителя тоже играет немаловажную роль. Умение следить за причёской, макияжем невольно воспитывает в детях эстетические чувства. Также учитель должен обладать гуманностью, мобильностью, терпением и желанием совершенствоваться.

— Вы не жалеете, что стали учителем?

— Работа в школе очень увлекла меня. Общение с детьми – это что-то особое, к ним прикипаешь душой сразу и навсегда. В них стремишься вкладывать всё самое лучшее, радуешься их успехам, огорчаешься, когда у них что-то не получается. Растёшь и взрослеешь вместе с ними. Буквально за год моя жизнь очень изменилась, стала ярче и интереснее. Мне хочется становиться лучше в профессиональном плане и, конечно, в личностном. Поэтому могу точно сказать, что нет, я не жалею, что стала учителем. На данный момент я не представляю себя никем другим.

— На ваш взгляд, чего сегодня не хватает молодым специалистам для стимулирования, чтобы оставаться в школе?

— Вопрос очень интересный. Наверное, каждый ответит на него по-своему. Мне, например, элементарно не хватает 24 часов в сутках. Кроме непосредственно учебного процесса, очень много времени уходит на подготовку к занятиям, а самое главное — много времени уходит на ведение всей учебной документации. Хочу добавить, что в рамках муниципальной программы «Развитие образования в Тейковском муниципальном районе»  в течение 3 лет я получаю доплаты (ежемесячные и единовременные) как молодой специалист.

— Алёна Викторовна, что бы вы пожелали будущим выпускникам, которые хотят выбрать педагогическую стезю?

— Будущим молодым специалистам я бы хотела пожелать терпения (поверьте, его нужно очень много!), смелости и никогда не падать духом. А ещё, самое главное — любить детей и свою работу.

 

Беседовал Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика