Александр Шарабаев: «Стебачёво отмечено Небесами»

Он по праву может считаться певцом, а точнее, художником ивановской земли: здесь родился, вырос, угадал свое призвание и в полной мере проявил как творческий дар, так и талант педагога.

Из Иванова Александр Шарабаев, разносторонний мастер, график, монументалист и плакатист, шагнул к известности: занял третье место во Всесоюзном конкурсе молодых художников-плакатистов в 1977 году и получил премию Советского Фонда мира на международном конкурсе политического плаката «За мир и социальный прогресс» в 1986 году (работа называлась «Мир звёздам, счастье людям»).

Слом во всех сферах жизни, который принесла с собой жесткая постперестроечная реальность, помог Александру Шарабаеву раскрыть в себе преподавателя для самых маленьких художников, наставника в ремеслах для ребят постарше. Да, невероятно обидно, когда полному творческих сил автору, чей талант уже подкреплен многолетним опытом, а сил и задумок еще много, подрезают крылья на вершине его мастерства. Однако о безвременье, в которое погрузилась страна в 90-е годы, художник Шарабаев отзывается философски: значит, всем нам надо было пройти это испытание. Пасть духом, клясть судьбу за условно упущенные по вине бестолковых политиков возможности не в характере оптимиста Шарабаева. Тем более, что ему есть и всегда было, ради кого творить и трудится: у художника три сына, подрастают внуки. А в середине нулевых годов, в зените профессиональной зрелости, он обрел для себя Стебачево.

Сегодня пейзажи нашего села – неиссякаемый источник его творческой энергии и вдохновения.  «На стебачевский берег Нерли я приезжаю регулярно, навещая с женой могилы ее родных. Невозможно не обратить внимание на поэтически живописный разлив реки, в котором много веков трепетало, словно купалось, отражение храма Иоанна Богослова. Это было еще до того, как река вернулась в свои изначальные пределы. Но и с новыми очертаниями стебачевская Нерль ничуть не утратила привлекательности для художника, рыбака, туриста. Мы с семьей бываем здесь в разные времена года, устраиваем велосипедные прогулки, рыбачим зимой и летом, а я без конца фотографирую это избранное Богом место. Фотографии ложатся в основу новых интерпретаций знакомого тем, кто любит Стебачево».

«Я не из той категории людей, которые отчетливо ощущают энергетические связи с Космосом, с Землей и еще много с чем. Но безоглядно полюбил красоту этого необыкновенного и в то же время такого простого маленького местечка нашей необъятной Родины. Стебачевские пейзажи созданы для того, чтобы их запечатлеть. Они могут вызывать у художника и любого человека, чувствующего красоту природы, самые разные состояния, от творческой эйфории, до умиротворения, покоя, благодати. Всегда восхищает камерность, укромность этого места по сравнению с Волгой, например. Но если Плес для многих ивановских и не только художников стал творческой Меккой, то Стебачево не засижено ни мухами, ни живописцами. Когда я показывал работы, на которых оно изображено, на выставках, многие коллеги заинтересовались им, но пока так и не приехали».

«Стебачево, без сомнения, место, отмеченное Небесами или тем, кто на них живет. Иной раз луч солнца упадет на храм, поворот реки, и такое ощущение, что это неспроста, словно кто-то сверху указывает нам направление. В Стебачеве стоит побывать уже ради того, чтобы осмотреть храм снаружи и изнутри. Я всякий раз захожу в него с удовольствием, рассматриваю уникальные скульптуры иконостаса. Это очень редкое явление в наших краях. Для меня они такие же живые, как лики с фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре, где мне довелось побывать в студенческой юности».

«Художники зачастую любят красочную осень, когда все вокруг расцвечивается, позлащается, бронзовеет… Осень – это буйство красок. Лето же – «зеленка». Зиму писать сложно. Весну я люблю за то, что радуешься каждой гнилушке, показавшейся на проталинке, на душе от этого тепло. Но Стебачеву к лицу любое время года, здесь всегда необычайно покойно и легко дышится. Мне после ухода из этого мира замечательного художника, председателя Ивановского отделения Союза художников Марка Малютина, его вдова, словно творческую эстафету, передала прекрасный набор голландской пастели. Что и подтолкнуло меня к совершенствованию в этой технике. В память о прекрасном мастере и человеке его материалами я и рисую Стебачево».

«Убежден в том, что всем нам надо чаще бывать на природе. Ну как ребенок, круглый год живущий в городе, научится понимать и любить природу родного края да и всей нашей прекрасной планеты? Вот с удочкой на рассвете садишься на коряжку, под крутой бережок. Солнышко всходит, вода, как зеркало, отражающее утро; играет рыба, и от ее движения перламутром переливаются круги на воде… Тишина. Потом ветерок начинает рябить воду, и наступает день. Речные растения, травы, ящерицы… Зимой — облака на фоне сиреневого неба… На реке красиво в любую погоду. Восхищаясь великими русскими реками, мы должны видеть и красоту рек не столь полноводных, но ничуть не менее прекрасных, таких, как Нерль»

 

Подготовила Ольга Севастьянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика