Война по письмам брата

Девятого мая наша страна отметила 75-летие Великой Победы.

В истории человечества не было войны, подобной Великой Отечественной.

Не было не только потому, что она является самой разрушительной и в ней погибли миллионы людей, но и потому, что никогда раньше не было столько героев и таких геройских подвигов, как в той войне. Эта великая дата заставляет нас в очередной раз оглянуться на суровое военное прошлое, вспомнить тех земляков, кто внес свой вклад в разгром врага. Одним из тех, кто сложил голову в бою с врагом, был житель деревни Сидорино А.П. Курносов.

Алексей Павлович Курносов родился в 1922 году. Весной 1941 года Тейковским райвоенкоматом был призван в ряды Красной армии, попал служить в техническую часть аэродрома Васильково Киевского военного округа. Свои впечатления о первых месяцах он отразил в письмах, которые сегодня хранятся в домашнем архиве у родственников бойца.

Из писем мы узнаем, что вместе с Алексеем служил его друг Леонид и еще один земляк – Василий Климов из Репнова. 3 июня 1941 года принимают присягу. Парни несут службу, помогают местным жителям в уборке урожая, по выходным ходят в кино.

Как известно, Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Но провокации на границе гитлеровская Германия устраивала регулярно еще задолго до этой даты. В письмах, датированных 7 и 9 июня 41-го года,  Алексей Павлович пишет родным, что их «по ночам бомбят и обстреливают германские самолеты». А вот отрывок из письма, которое описывает события 10 июня: «Вечером 10 июня наш городок и аэродром Васильково взорвали, просто подняли на воздух. Зина, если бы можно было говорить, то я много бы сказал, но сейчас говорю, что можно. Пожар был виден на 60 километров от лагеря, но если бы вы видели, как от взрывов земля тряслась…»

Война еще не началась, а красноармейцы уже гибли и получали ранение. Из писем мы узнаем, что солдаты уже в середине июня в казармах спят, не раздеваясь и с оружием у изголовья, так как командование сообщило, что недалеко от аэродрома был выброшен вражеский «парашютный десант».

В письмах красноармеец Курносов старается не описывать боевые действия. Его послания домой пронизаны заботой о близких – родителях, сестрах. Но даже по обрывочным фразам понятно, что обстановка с каждым днем накаляется. После нападения Германии учащаются бомбардировки, семьи офицеров срочно эвакуируют в тыл.

Часть, в которой служил наш земляк, начинает отступление к Киеву. По дороге отступающую колонну бойцов обстрелял из пулеметов вражеский самолет. Двух сослуживцев убило, а один умер позже от ранения. Отступать приходилось окольными дорогами, так, как пишет Алексей Павлович, «на шоссе было нельзя выглянуть, такое движение, что вы не представляете себе в голове».

Под Киевом после переформирования А.П. Курносов попадает служить техником в эскадрилью Героя Советского Союза военлёта Зайцева. В одном из писем просит прочитать своих родственников о подвигах и награждении Зайцева в газете. В одном из писем советует сестре поступить в техникум, просит никому не продавать велосипед и не отдавать его пальто и брюки («самому еще пригодятся»).

29 августа 1941 года Алексей вместе с однополчанами попал под бомбежку на железнодорожной станции в 50 километрах от Киева. Были разбиты вагоны, десять человек погибли, было много раненых. В письме признается отцу, что было очень страшно. При этом описывает, что много бомб не разорвалось, за что «спасибо германским рабочим, что их не зарядили».

Но даже в это тяжелое время быт солдат состоял не только из несения боевой службы. К бойцам приезжал Краснознаменный ансамбль Александрова, иногда показывали кинофильмы. Во время приезда автолавки Алексей купил себе «духового мыла и одеколон за 50 копеек».

А фронт тем временем стремительно приближается. В августе немцы находились уже в 10-30 километрах от аэродрома, где служил А.П. Курносов. Наши части подвергаются постоянным обстрелам и бомбардировкам. Можно только представить, как тяжело приходилось нашим солдатам. А в письмах в родной дом на первом месте забота о близких: «Наступает осень, что с дровами? Собрали ли урожай? Как здоровье родителей?» И неизменная просьба не беспокоиться: «Все хорошо, бьем германцев».

В сентябре немцы взяли Киев. С этого времени следы нашего земляка теряются, больше солдатских треугольников в Тейковский район не приходило. На запрос отца в отдел по учету погибших и пропавших без вести пришел ответ: красноармейца А.П. Курносова с сентября 1941 года можно считать пропавшим без вести. В списках тех, кто в октябре 1941 года с боями прорвался из окружения, фамилия нашего земляка не значится…

В годы Великой Отечественной войны ярко проявила себя целая плеяда видных полководцев, неувядаемой славой покрыли себя дивизии и полки. И все же, основную тяжесть войны приняли на себя простые солдаты, оставившие своих родителей, жен, детей, привычный и размеренный уклад жизни. Наш высший моральный долг — помнить о тех, кто не вернулся с полей сражений, кто погиб в боях, от ран и в фашистских лагерях. Кто ценой своей жизни приближал час Великой Победы.

 

Cергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика