Сила духа закаляется в трудностях

Долгожданная девочка родилась под утро. Ласковое майское солнышко обещало хороший день, но почему-то всплыло в памяти дурацкое, ни на чем не основанное утверждение: родился в мае –  всю жизнь маяться будешь…

«Нет уж, маяться моя дочка не будет, хоть и трудно на свет ей пришлось появиться», – подумала молодая мама. Но жизнь подкидывала и подкидывала испытания.

Лена росла любознательной и доброй девочкой. Как и все дети, любила сказки на ночь, бабушкины пирожки и забавные игры. С удовольствием бегала за бабочками на даче, играла с котом дома, рассматривала книжки. Вот только, когда волновалась, с трудом могла выговаривать слова. А потом стали наступать моменты, когда требовалась медицинская помощь. Хорошо, что бабушка работала недалеко и могла в случае чего прибежать. У мамы такой возможности не было. А потом семья решила, что жить Лене лучше у бабушки: рядом сад, школа.

Кстати, в сад устроили с трудом: болезненные периоды Лены стали преградой. Только хлопотами бабушки удалось решить проблему. Самое печальное, что врачи никак не могли поставить точный диагноз, из-за этого и инвалидность не могли оформить. Ее дали, когда Лене уже исполнилось 12. Тот период, вспоминает бабушка, был очень тяжелым: больницы, комиссии, непонимание… Но это отдельная история.

Пока Лена училась в начальной школе, болезнь проявлялась редко и, как правило, в период эмоциональных нагрузок, например, перед контрольной работой. В такие дни бабушка, у которой внучка уже находилась постоянно, сидела у телефона и по первому же звонку бежала в школу.

С возрастающей нагрузкой в школе болезнь прогрессировала, и с 5 класса Лену пришлось перевести на домашнее обучение. Окончила школу Лена с хорошими результатами. Поступила на очное обучение в Тейковский текстильный техникум, и в 2007 году вышла из него с дипломом бухгалтера-экономиста. Казалось бы, ура, есть специальность, начнется взрослая жизнь, работа. Но, увы, несмотря на востребованность профессии, работодатели Лену брать не спешили, узнав о ее недуге. Сегодня  у нее инвалидность 3 группы. Иногда перепадала возможность поработать, но это были совсем короткие периоды. Например, в школе помощником библиотекаря Лена проработала всего месяц. Так, перебиваясь случайными возможностями поработать, Лена постепенно свыклась с мыслью, что быть полноправным членом общества ей вряд ли удастся в полной мере. Общение у нее не самое широкое – близкие да немногочисленные знакомые. Одноклассницы не стремились к общению с Леной. О замужестве и вовсе не мечтает. Но в этом вопросе точку окончательно, наверное, ставить не стоит, ведь Лене пока 30 лет.

И все же в социум, вопреки ожиданиям, Лене удалось попасть. Однажды ей позвонили из Центра занятости населения, где она стояла на учете как безработная, и предложили работу. В фотостудию и магазин требовался продавец. С радостью согласилась. И вот уже больше года она работает у индивидуального предпринимателя, чему очень рада. Дело даже не в возможности что-то заработать, хотя и это не последнее дело, главное – есть общение. Маленький мир своей квартиры расширился. Теперь надо и заказы принимать, и продукцию предложить – в сфере услуг не так-то просто работать.

Откроем небольшой секрет: в студии, кроме Лены, работает еще один человек с ограниченными возможностями здоровья. И этот факт – не просто сердечное участие хозяйки магазина-студии Анастасии Евтушенко. Свой бизнес она расширяла с помощью программы Центра занятости, по условиям которой нужно было трудоустроить инвалида. Так получилось обоюдно выгодно: и предпринимателю, которому оказывается финансовая поддержка от государства, и людям, которых неохотно принимают на работу, а то и вовсе отказывают именно по причине ограниченных возможностей здоровья.

Между тем проблема трудоустройства инвалидов продолжает оставаться, несмотря на то, что в обществе стало больше внимания уделяться людям с ограниченными возможностями. Особенно тяжело тем, кто сильно ограничен в движениях: в общественном транспорте не предусмотрена низкая посадка для колясочников, пандусы не везде есть. В поликлинике и больнице и вовсе не предусмотрены возможности передвигаться на коляске. По возможности полноценно адаптироваться в обычной повседневной жизни инвалидам можно судить о благополучии государства и общества в целом. А пока работодатели чаще дистанцируются от инвалидов. Процесс социализации для таких людей – настоящий бой. Правда, Лену Тихонову бойцом явно не назовешь: тихая, немногословная, часто слезки блестят в глазах – сама кротость, но ей улыбнулось счастье, и теперь она себе и другим старается доказать, что она может быть полезной, что ее диагноз – не приговор. А за ее улыбкой вы вряд ли увидите, что преодоление – это ее постоянное состояние. Люди, закаленные трудностями, самые сильные – это факт.

 

Е. ВЖЕЩ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика