Под сенью двенадцати лип

Это было давно:

Под сенью двенадцати лип

Стояло село,

Повсюду калиток скрип.

Лишь только умылось солнце росой,

Народ идёт по своим делам,

Кто за колодезной водой,

А кто-то к родным полям.

Но, время, куда ты нас привело?

Здесь вьётся тропинки потерянной след.

Бурьяном с крапивой село заросло.

И тех двенадцати лип больше нет.

Жизнь изменяется и течёт.

И, кажется, что всё так,

Как быть должно:

Солнце каждый день встаёт

И уходит за горизонт.

Отчего же так хочется плакать?

Отчего?

По зову родовой памяти мысли мои время от времени обращаются к истории тех мест, где когда-то проживали мои предки.

Одно из таких мест — село Богатырёво. Некогда очаровательный, процветающий уголок среднерусской полосы, в настоящее время, как и многие другие сёла России, подвержен проблеме «увядания».

Привлекает само название села. Обратимся к этимологии топонима Богатырёво. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Слово «богатырь» в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев… В летописи (Ипатьевской) слово «богатырь» встречается впервые в рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 гг. Итак, слово «богатырь», по-видимому, заимствовано было нашими храбрецами у тюрко-монгольских кочевников, с которыми велась многовековая борьба. По некоторым данным становится видно, что это слово окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига».

«Слово «богатырь» употреблялось в отношении к татарским воеводам в том же смысле, как и слово «храбор» в отношении к русским воеводам. С течением времени слово «богатырь» переносится и на русских храбров и вытесняет древнерусский термин».

Опираясь на эти данные, можно предположить, что название селению было дано не ранее 1240 года. Слово богатырь стало распространяться по Руси во время татаро-монгольского ига.

В народных преданиях села существовала такая легенда: очень давно в селе около церкви были похоронены семь богатырей, отсюда и берёт своё название село. В каком году возникло это захоронение — неизвестно. Можно предположить, что некие семь богатырей ещё во времена татаро-монгольского ига сложили головы близ селения, которое впоследствии стало именоваться Богатырёво.

Но откуда привязка именно к церкви? Перейдём к наиболее достоверному факту. Церковь Троицы стоит в центре села Богатырёво. «Кирпичное, побелённое по кладке здание построено в 1864 – 69 гг. (колокольня – в 1874 г.)… Небольшой сельский храм периода эклектики в русско-византийском стиле со своеобразной объёмно – пространственной композицией».

Итак, Троицкая церковь была построена в 1864 – 69 годах. Часто церкви строили на возвышенности, на месте успения святых и павших. Поэтому, возможно, в возникновении народной легенды о семи богатырях есть фактические истоки. По свидетельствам старожилов, в конце 30-х годов 20 века в церкви ещё шли службы. Но примерно в это же время церковь подверглась варварскому разорению, иконы выбрасывали на улицу и топтали ногами. Здание церкви было отдано под сельский клуб.

Село Богатырёво упоминается в Сборнике документов и материалов по истории Тейково (составитель И.И. Зимин) в связи с действиями Тейковской группы РСДРП. «В 1905 году организовали в Богатырёве группу… Работа группы – распространение книг из небольшой библиотеки, листовки, устраивались митинги… В Богатырёвскую ячейку принимают 40 человек, проводим митинги, беседы, в лавке кооператива и школе, потом устраиваем народный дом при кооперативе, кирпичный завод и почтовый ящик».

Богатырёво является памятным местом, где в 1905 году была создана одна из первых в губернии социал-демократических ячеек на селе и где в 1918 году была образована одна из первых в области коммун.

Из записей Зимина узнаём, что на то время село жило насыщенной жизнью, развивалось в плане инфраструктуры. Имелась школа, кооператив, в окрестностях находился кирпичный завод. Местонахождение завода под вопросом, но по воспоминаниям старожилов кирпичи обжигали в ямах около деревни Бирюково (8 км от Богатырёва), сейчас на этом месте находится небольшой лесок под названием Ямы, и действительно там можно наблюдать симметрично расположенные углубления, в народе называемые ямами. Каждую весну ямы наполняются до краёв водой, которая сходит к началу лета.

В начале 20 века село Богатырёво Сахтышской волости Суздальского уезда принадлежало помещику И. Шафрову. Его имя упоминается в воспоминаниях жителя села Богатырёва Ремизова в связи с законом от 7 ноября об отрубах: «Здесь закон 7 ноября об отрубах и реакция, но мы сильно агитировали против, и в результате отказ тех, кто хотел на отрубах и отрубная система у нас в Богатырёве не проведена, несмотря на старания землеустроительного комитета, которая в лице председателя местного помещика Шафрова И. много раз приезжала в село».

Известно, что в конце 19 – начале 20 веков в селе было развито земледелие, у каждой семьи были земельные наделы, также занимались подвозкой дров в Тейково, но это только те, у кого были хорошие лошади. Многие жители села работали в Тейкове. Тот же Ремизов, родившийся в 1872 году, пишет: «Отец мой работал в Тейкове столяром у бывших Каретниковых…»

Также не последнее место занимало рыболовство, рядом с селом протекала речка Чёрная, впадающая в озеро Сахтыш. Рыбы ловили много, привозили в село на телегах, зимой замораживали прямо на снегу. В близлежащих болотах запасались на зиму клюквой и также её замораживали, а потом использовали для приготовления киселей.

В каждой семье выпекали свой хлеб в специальных формах.

В начале 20 столетия жизнь в селе текла своим чередом, росли дети и им были не чужды простые детские забавы. По воспоминаниям старожилов, на окраине села жила одинокая старушка, зимой и летом она спала не на печи, а в печи, предварительно настелив соломы. Однажды местная ребятня решила над ней подшутить, заложили окна в её избе сеном. Проснулась старушка, а на дворе ещё темно, опять спать легла. Только потом догадалась, в чём дело и поругала ребят за шалость.

Молодёжь после тяжёлого рабочего дня выходила на улицы села, чтобы потанцевать, и на всё хватало сил. Некоторые дома были под железной крышей и состояли из летней и зимней избы. Вокруг одного из домов в качестве палисада росло 12 лип, в июле пьянящий липовый запах окутывал территорию, находящуюся рядом. На месте этого дома впоследствии был построен медпункт.

В марте 1931 года в селе был организован колхоз «Дружба».

В начале Великой Отечественной войны в 1941 году в селе была закрыта школа. Мужчины ушли воевать, дети и женщины работали на полях, выращивали картофель.

В послевоенное время в селе жили очень бедно. Большинство жителей ходили в Тейково на работу. Известен такой случай: молодые девушки шли на работу, им нужно было пройти через ледяной ручей, чтобы не испортить единственные сапожки, их снимали и шли босиком по талой воде.

В послевоенное время колхоз «Дружба» являлся в районе крупным хозяйством молочно-мясного направления, его площадь составляла 4074 гектаров, из них пашни занимали 1632 гектара. В 1970 году колхоз был ликвидирован. Данный колхоз вошёл во вновь организуемый совхоз «Крапивновский».

Имеются сведения, что в 1985 году с. Богатырёво относилось к Новогоряновскому сельсовету, в то время численность населения села составляла 127 человек. Но уже в 2003 году упоминается о том, что

с. Богатырёво входит в Крапивновский сельсовет.

В настоящее время в селе две улицы – Центральная и Заречная. Постоянных жителей очень мало, в основном приезжают на летний период. Церковь находится в полуразрушенном состоянии. До сих пор сохранился памятник односельчанам – героям Великой Отечественной войны. Лес всё ближе подбирается к селу, переплетаясь с садовыми посадками, когда-то давно возделанными заботливыми руками.

 

Е. ЖИРНОВА,

методист районной библиотеки

Рисунок1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика