Под сенью двенадцати лип
Это было давно:
Под сенью двенадцати лип
Стояло село,
Повсюду калиток скрип.
Лишь только умылось солнце росой,
Народ идёт по своим делам,
Кто за колодезной водой,
А кто-то к родным полям.
Но, время, куда ты нас привело?
Здесь вьётся тропинки потерянной след.
Бурьяном с крапивой село заросло.
И тех двенадцати лип больше нет.
Жизнь изменяется и течёт.
И, кажется, что всё так,
Как быть должно:
Солнце каждый день встаёт
И уходит за горизонт.
Отчего же так хочется плакать?
Отчего?
По зову родовой памяти мысли мои время от времени обращаются к истории тех мест, где когда-то проживали мои предки.
Одно из таких мест — село Богатырёво. Некогда очаровательный, процветающий уголок среднерусской полосы, в настоящее время, как и многие другие сёла России, подвержен проблеме «увядания».
Привлекает само название села. Обратимся к этимологии топонима Богатырёво. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Слово «богатырь» в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев… В летописи (Ипатьевской) слово «богатырь» встречается впервые в рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 гг. Итак, слово «богатырь», по-видимому, заимствовано было нашими храбрецами у тюрко-монгольских кочевников, с которыми велась многовековая борьба. По некоторым данным становится видно, что это слово окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига».
«Слово «богатырь» употреблялось в отношении к татарским воеводам в том же смысле, как и слово «храбор» в отношении к русским воеводам. С течением времени слово «богатырь» переносится и на русских храбров и вытесняет древнерусский термин».
Опираясь на эти данные, можно предположить, что название селению было дано не ранее 1240 года. Слово богатырь стало распространяться по Руси во время татаро-монгольского ига.
В народных преданиях села существовала такая легенда: очень давно в селе около церкви были похоронены семь богатырей, отсюда и берёт своё название село. В каком году возникло это захоронение — неизвестно. Можно предположить, что некие семь богатырей ещё во времена татаро-монгольского ига сложили головы близ селения, которое впоследствии стало именоваться Богатырёво.
Но откуда привязка именно к церкви? Перейдём к наиболее достоверному факту. Церковь Троицы стоит в центре села Богатырёво. «Кирпичное, побелённое по кладке здание построено в 1864 – 69 гг. (колокольня – в 1874 г.)… Небольшой сельский храм периода эклектики в русско-византийском стиле со своеобразной объёмно – пространственной композицией».
Итак, Троицкая церковь была построена в 1864 – 69 годах. Часто церкви строили на возвышенности, на месте успения святых и павших. Поэтому, возможно, в возникновении народной легенды о семи богатырях есть фактические истоки. По свидетельствам старожилов, в конце 30-х годов 20 века в церкви ещё шли службы. Но примерно в это же время церковь подверглась варварскому разорению, иконы выбрасывали на улицу и топтали ногами. Здание церкви было отдано под сельский клуб.
Село Богатырёво упоминается в Сборнике документов и материалов по истории Тейково (составитель И.И. Зимин) в связи с действиями Тейковской группы РСДРП. «В 1905 году организовали в Богатырёве группу… Работа группы – распространение книг из небольшой библиотеки, листовки, устраивались митинги… В Богатырёвскую ячейку принимают 40 человек, проводим митинги, беседы, в лавке кооператива и школе, потом устраиваем народный дом при кооперативе, кирпичный завод и почтовый ящик».
Богатырёво является памятным местом, где в 1905 году была создана одна из первых в губернии социал-демократических ячеек на селе и где в 1918 году была образована одна из первых в области коммун.
Из записей Зимина узнаём, что на то время село жило насыщенной жизнью, развивалось в плане инфраструктуры. Имелась школа, кооператив, в окрестностях находился кирпичный завод. Местонахождение завода под вопросом, но по воспоминаниям старожилов кирпичи обжигали в ямах около деревни Бирюково (8 км от Богатырёва), сейчас на этом месте находится небольшой лесок под названием Ямы, и действительно там можно наблюдать симметрично расположенные углубления, в народе называемые ямами. Каждую весну ямы наполняются до краёв водой, которая сходит к началу лета.
В начале 20 века село Богатырёво Сахтышской волости Суздальского уезда принадлежало помещику И. Шафрову. Его имя упоминается в воспоминаниях жителя села Богатырёва Ремизова в связи с законом от 7 ноября об отрубах: «Здесь закон 7 ноября об отрубах и реакция, но мы сильно агитировали против, и в результате отказ тех, кто хотел на отрубах и отрубная система у нас в Богатырёве не проведена, несмотря на старания землеустроительного комитета, которая в лице председателя местного помещика Шафрова И. много раз приезжала в село».
Известно, что в конце 19 – начале 20 веков в селе было развито земледелие, у каждой семьи были земельные наделы, также занимались подвозкой дров в Тейково, но это только те, у кого были хорошие лошади. Многие жители села работали в Тейкове. Тот же Ремизов, родившийся в 1872 году, пишет: «Отец мой работал в Тейкове столяром у бывших Каретниковых…»
Также не последнее место занимало рыболовство, рядом с селом протекала речка Чёрная, впадающая в озеро Сахтыш. Рыбы ловили много, привозили в село на телегах, зимой замораживали прямо на снегу. В близлежащих болотах запасались на зиму клюквой и также её замораживали, а потом использовали для приготовления киселей.
В каждой семье выпекали свой хлеб в специальных формах.
В начале 20 столетия жизнь в селе текла своим чередом, росли дети и им были не чужды простые детские забавы. По воспоминаниям старожилов, на окраине села жила одинокая старушка, зимой и летом она спала не на печи, а в печи, предварительно настелив соломы. Однажды местная ребятня решила над ней подшутить, заложили окна в её избе сеном. Проснулась старушка, а на дворе ещё темно, опять спать легла. Только потом догадалась, в чём дело и поругала ребят за шалость.
Молодёжь после тяжёлого рабочего дня выходила на улицы села, чтобы потанцевать, и на всё хватало сил. Некоторые дома были под железной крышей и состояли из летней и зимней избы. Вокруг одного из домов в качестве палисада росло 12 лип, в июле пьянящий липовый запах окутывал территорию, находящуюся рядом. На месте этого дома впоследствии был построен медпункт.
В марте 1931 года в селе был организован колхоз «Дружба».
В начале Великой Отечественной войны в 1941 году в селе была закрыта школа. Мужчины ушли воевать, дети и женщины работали на полях, выращивали картофель.
В послевоенное время в селе жили очень бедно. Большинство жителей ходили в Тейково на работу. Известен такой случай: молодые девушки шли на работу, им нужно было пройти через ледяной ручей, чтобы не испортить единственные сапожки, их снимали и шли босиком по талой воде.
В послевоенное время колхоз «Дружба» являлся в районе крупным хозяйством молочно-мясного направления, его площадь составляла 4074 гектаров, из них пашни занимали 1632 гектара. В 1970 году колхоз был ликвидирован. Данный колхоз вошёл во вновь организуемый совхоз «Крапивновский».
Имеются сведения, что в 1985 году с. Богатырёво относилось к Новогоряновскому сельсовету, в то время численность населения села составляла 127 человек. Но уже в 2003 году упоминается о том, что
с. Богатырёво входит в Крапивновский сельсовет.
В настоящее время в селе две улицы – Центральная и Заречная. Постоянных жителей очень мало, в основном приезжают на летний период. Церковь находится в полуразрушенном состоянии. До сих пор сохранился памятник односельчанам – героям Великой Отечественной войны. Лес всё ближе подбирается к селу, переплетаясь с садовыми посадками, когда-то давно возделанными заботливыми руками.
Е. ЖИРНОВА,
методист районной библиотеки