Николай Поддубный: «В сельской школе есть больше свободы для реализации идей»

В минувшем учебном году состоялся конкурс профессионального мастерства «Педагог года».

 

В номинации «Педагогический дебют» победителем стал учитель истории Морозовской средней школы Н.М. Поддубный.

Мы решили узнать у победителя, почему он выбрал для себя нелегкую педагогическую стезю.

— Николай Михайлович, расскажите немного о себе.

— Родился я в Москве, на востоке города, в 2001-м году. В очень раннем возрасте начал учиться играть на флейте в музыкальной школе неподалеку от дома, в общеобразовательную школу пошел в 7 лет. Всего я учился в трех школах, переходя из одной в другую по разным причинам. Но все же главной для меня стала 57-я школа, куда я попал в 5-м классе и которую окончил в 2019-м году. В школьных коридорах на каждом этаже стояло пианино, и именно там у меня возникла привязанность к повседневной игре. В подростковом возрасте я очень полюбил велосипедные и пешие походы. Много путешествовал по России, несколько раз, в том числе и в одиночку, побывал заграницей. Вообще довольно рано я обрел самостоятельность.

— Какую роль в школьные годы для вас играла история?

— В школьные годы я очень полюбил читать, и после прочтения в восьмом классе «Тихого Дона» начал исследовать (сейчас понимаю, довольно поверхностно) тему гражданской войны в России. Через этот интерес историческая тематика стала моей любимой, важной частью моей жизни. Мне кажется, что история – одна из тех дисциплин в школе, которая может сильно выходить за рамки прохождения программы, ведь почти в любом культурном явлении или предмете можно найти проявления исторического контекста.

— Был ли у вас педагог, на которого вам хотелось быть похожим?

— Конечно, был, и даже не один. Наш классный руководитель Инна Юрьевна Шапиро – учительницы алгебры, понимающий и чуткий наставник. Учительница истории Любовь Игоревна Меерсон, очень ярко описывавшая исторические события, доказавшая мне и одноклассникам, что история – совсем не однообразный набор дат и фактов. В целом весь педагогический коллектив нашей школы – внимательные, интересные люди.

— Почему выбрали для себя профессию педагога?

— Поступив на исторический факультет РГГУ, я довольно быстро понял, что такая форма деятельности, как работа с документами и источниками, мне не совсем подходит. Несмотря на интерес к отдельным темам, приработок – занятия музыкой с дошкольниками – приносил мне больше радости, чем учеба в университете, и удавался мне даже лучше. Тогда же я решил, что продолжить педагогическую династию (мои дед и бабушка по отцовской линии основали музыкальную школу в маленьком городке Белгородской области) будет хорошим решением, так как у меня достаточно и знаний, и терпения для этой работы.

— Почему решили начать свою педагогическую деятельность именно в сельской местности?

— Всегда хотел переселиться из загазованной, неуютной, суматошной Москвы в более спокойное место, подходящее для спокойной, размеренной работы. Я очень люблю природу, а бытовой комфорт для меня совсем не в приоритете.

— Ваш выбор пал на Тейковский район…

— Это довольно интересная история. Дело в том, что я долго искал место для работы, обзванивая районные отделы образования во всех понравившихся мне областях. Мало где, прямо скажем, мне отвечали терпеливо, видимо предполагая какой-то подвох в такой авантюрной идее. Из трех школ, директора которых ответили мне в итоге согласием принять и обсудить условия работы, именно в Морозовской школе меня встретили наиболее гостеприимно и радушно. Хочется поблагодарить за это руководство и работников районного отдела образования. Кроме того, районный центр Тейково – живой, энергичный город.

— Как проходила адаптация в новом педагогическом коллективе, кто помогал на этом этапе?

— Очень помогала Ольга Витальевна Гогулина, наш директор, Ольга Витальевна Емельянова, завуч. Невероятным везением считаю, что работаю в соседнем кабинете с Ириной Ивановной Гончаровой, учителем литературы и русского языка. Учитель физкультуры Владимир Александрович Кувшинов активно участвовал в организации моего внешкольного досуга. Кроме простых бытовых советов и подсказок, существенно облегчивших мне проживание в первые недели, к моим вопросам и сомнениям по педагогической части все учителя в школе всегда прислушивались максимально внимательно, и я всегда знаю, что на мою просьбу о помощи ответят честно и обстоятельно.

— Каждая школа имеет свою особенность, свою изюминку. Что можно сказать о Морозовской школе?

— Наверное, дружный, сплоченный коллектив. Побывав во многих сельских школах, я могу сказать, что деловая бездушная атмосфера, совершенно неподходящая сельской жизни, в некоторых все же присутствует. У нас, вкупе с достаточно высоким уровнем образования, к каждому ученику применяется индивидуальный подход, весьма уместный в школе с небольшим количеством учеников.

— На ваш взгляд, в чем особенность работы учителя на селе?

— В сельских школах меньше классы, ученики не так избалованы городскими возможностями, есть больше свободы для реализации задуманных креативных идей. Однако трудностей тоже немало: в школе я веду шесть предметов, невежество и узость мышления – мощные преграды на пути педагогического процесса. И, конечно, главная особенность – обилие рассказов и сплетен на самые разнообразные темы, касающиеся нового жителя села — самая ожидаемая, и в то же время самая сложная проблема.

— Современный ученик, какой он?

— Очень разный. Все ребята – индивидуальности, и трудно найти какой-то обобщающий признак. Быстрые реакции, быстрое (иногда, правда, поверхностное) мышление – пожалуй, как-то так.

— Расскажите о своем участии в конкурсе «Педагог года – 2024».

— Неожиданно для себя одолел все этапы и сумел победить, здорово! Опять же не сумел бы этого сделать без всесторонней поддержки со стороны старших коллег

— Какой этап для вас оказался самым сложным?

— Безусловно, третий этап – проведение урока. К нему я дольше всего готовился и сильнее всего перед ним волновался. Однако этот этап был и наиболее интересен. Работать с незнакомой аудиторией оказалось проще, но при этом проработка способа подачи материала должна была быть доведена до идеального состояния. Кажется, мне удалось осуществить задуманное!

— Роль педагога в современном обществе?

— Такая же, как и раньше – наставник, собеседник, старший товарищ. Современный педагог должен уметь показывать ученикам широкий выбор путей развития, один из которых впоследствии сможет выбрать ученик. Главные качества для успешного и яркого учителя сегодня – эрудированность, непосредственность, независимость и доброжелательность.

— Что бы вы могли посоветовать будущим выпускникам, которые планируют выбрать профессию учителя?

— Набраться терпения, не делать никаких скоропалительных выводов о работе заранее. Только опыт способен дать учителю уверенность в том, что он делает все правильно, и так называемый «синдром самозванца» — совершенно естественная часть первых лет работы преподавателем.

 

Беседовал Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика