К истории фотографии в Тейкове

В вышедшей недавно книге С.В. Кузьмина и М.В. Смирнова «Тейково» (Иваново, 2023) один из разделов называется «Человек с фотоаппаратом».

 

«До сих пор неизвестно, – пишут авторы, – была ли дагеротипия даже в куда более крупном селе Иванове. Вероятно, нет. Поэтому местные богатеи (о простом люде уж и речь молчит) вынуждены были довольствоваться услугами доморощенных или заезжих изографов-портретистов, даже когда в Москве и Петербурге уже во всю фотографировали и фотографировались. Впрочем, непреодолимое желание увековечить себя любимых для потомства не знало расстояний: тейковцы ездили в Москву и подвергали себя сложной по тем временам процедуре дагеротипирования. <…> В 1870-е годы в близлежащий Иваново-Вознесенск пришла дешевая, быстрая, доступная коллоидная фотография. Путь к увековечиванию стал куда короче. Мы долго разыскивали сведения о существовании в Тейкове собственных ателье, но не нашли таковых. Очевидно, их просто не существовало. Первые ателье появились в Тейкове только в советское время – одно, так сказать, общегородское, другое – при хлопчатобумажном комбинате».

Насчет дагеротипии авторы книги, пожалуй, правы. Даже более простой и менее затратный процесс фотографии далеко не сразу был усовершенствован настолько, чтобы «шагнуть» из столиц в провинцию. Так что в 1850-е – 1860-е годы обеспеченные тейковцы действительно пользовались услугами живописцев или фотоателье ближайших крупных городов. Вместе с тем в селе Иваново фотоателье появились еще в 1860-х, и затем в некоторые годы их количество в богатом, промышленно развитом Иваново-Вознесенске нередко превышало количество фотоателье губернского центра. Так что тейковцам не надо было ждать «летних гастролей» ивановских фотографов, тем более что профессионалы обязаны были получать разрешение на съемки в конкретной местности; тейковцы могли съездить в Иваново-Вознесенск сами. Кстати, скорее всего Тейково не пользовалось популярностью фотографов-профессионалов именно из-за близости Иваново-Вознесенска: они понимали, что не выдержат конкуренции с ивановцами.

И все же в Тейкове до революции, пусть и непродолжительно, фотоателье работали.

Первым владельцем фотомастерской в селе (по крайней мере, начиная с 1876 г., когда полицейским вменили в обязанность ежегодно отчитываться перед канцелярией губернатора о наличии профессиональных фотоателье на вверенной их заботам территории) стал известный иваново-вознесенский фотограф Сергей Евгеньевич Соколов (1859–1920), 23 июня 1879 г. получивший разрешение на производство фотографических работ в Суздале, Коврове, Иваново-Вознесенске и селе Тейково Шуйского уезда. Тем, кто интересуется его биографией, аспектами профессиональной деятельности, родственными связями, предлагаем ознакомиться с книгой «Светопись Соколовых. История фотографии в историях семьи» (М., 2017). Скажем только, что полицейские рапорты зафиксировали существование фотоателье С.Е. Соколова в 1879–1883 годах в Коврове, в 1885 г. в Суздале, в 1889–1891 годах в Муроме (разрешение от 6 февраля 1889 г.), а главное – в 1880 г. в селе Тейково Шуйского уезда. С 1882 г. Сергей Евгеньевич владел фотоателье и в Иваново-Вознесенске, целиком уйдя затем в типографскую и книготорговую деятельность.

Интересно отметить, что именно в Тейкове в январе 1930 года родился внук С.Е. Соколова Рудольф Алексеевич Соколов, фотограф-любитель, один из соавторов книги «Светопись Соколовых».

К глубокому сожалению, начиная с 1909 г., от полицейских исправников требовалось сообщать только количество фотоателье без указания имени владельца и места расположения заведения. В противном случае мы бы знали, кто содержал фотомастерскую в Тейкове в 1913 г. Основываясь на датах подачи полицейских рапортов, можно сказать, что продержалась она в селе несколько месяцев, однако важно, что это было второе профессиональное фотографическое заведение, которое работало в Тейкове до революции.

Вместе с тем нельзя забывать, что целый ряд видов Тейкова запечатлен на видовых открытых письмах (открытках), а это значит, что сюда приезжали или здесь жили другие фотографы, чьими услугами воспользовались издававшие видовые открытки фирмы. Кстати, одним из издателей был местный житель Александр Матвеевич Ражев, с 25 февраля 1910 г. являвшийся действительным членом Русского фотографического общества (в списках членов общества 1914 г. местом жительства Ражева указано село Тейково Шуйского уезда Владимирской губернии). Учитывая это, можно с уверенностью утверждать, что он сам и снял здание земской школы Тейково, изображение которой и поместил на единственную изданную им открытку.

Открытки с видами Тейково издавал также фотограф Н. Пилин, воспользовавшийся услугами знаменитой московской литографической фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». Пилин издал пять видов Тейкова: железнодорожную станцию, фабрику Товарищества А. Каретниковой с сыновьями (два вида), въезд в село и улицу Треть. Одна из изданных им открыток прошла почту в мае 1911 года. Специалисту по истории фотодела в Российской империи, автору словаря-справочника «Российские фотографы (1839–1930)» (Коломна, 2013) Анатолию Петровичу Попову был известен профессиональный фотограф Николай Александрович Пилин, владевший фотоателье «Рембрандт» на Сретенке и «Новое дело» на Тверской в Москве. Возможно, именно он и приезжал фотографировать Тейково для последующего издания его видов на открытых письмах.

Вместе с тем мы обратили внимание на упоминание в книге «Тейково» Ираиды Ивановны Пилиной, которая вместе с тейковским краеведом И.И. Зиминым написали историко-бытовой очерк о Тейкове. К сожалению, ни в Музее истории города Тейково, ни в Тейковской городской библиотеке об И.И. Пилиной нам ничего сказать не смогли.

Еще на 12 открытках с видами с. Тейково (прошли почту в марте 1909 и в июле 1914 г.) ни издатель, ни автор снимков не указан. Но это означает, что в Тейкове побывал еще, по крайней мере, один фотограф – профессионал или любитель.

Кстати, о фотографах-любителях. К концу ХIХ века процесс фотографирования настолько упростился, что занятие фотографией стало доступным для очень многих людей, прежде всего, из обеспеченных семей. В силу того, что от любителей не требовалось получать разрешения на производство фотографических работ и полицией они не учитывались, сказать, сколько именно фотографов-любителей было в Тейкове в начале ХХ века, практически невозможно. Узнать об их существовании позволяют практически только фотографии, на обороте которых стоит оттиск штампа или сделанная от руки надпись с именем фотографа и обстоятельствами съемки. До сих пор ни в музеях, в том числе в Музее истории Тейково, ни в частных коллекциях, ни в семейных архивах такие фотографии нам найти не удалось.

Между тем авторы книги «Тейково» называют несколько фамилий тейковцев, которые могли владеть фотоаппаратами: «Одни утверждают, что таковым был юный Петр Алексеевич Журов, в то время последний владелец фабрики в Кибергине. Другие настаивают, что первый фотоаппарат появился у господ Каретниковых. Третьи рассказывают (и это вероятнее всего), что фотоаппарат привез в Тейково приглашенный Каретниковыми инженер-химик Бруно-Александр Александрович Штильмарк, отец будущего выдающегося писателя, автора романа “Наследник из Калькутты” Роберта Штильмарка. Он был удивительным изобретателем, применял новые технологии, использовал совершенно неожиданные комбинации органических соединений. Кажется, именно он первым в мире отпечатал фотографическое изображение на ткани. И ткань эта была… тейковский ситец. Фотографии работы Каретниковых до нас не дошли, а вот снимки Журова и Штильмарка сохранились в частных коллекциях и государственных архивах».

Литературовед, критик, поэт Петр Алексеевич Журов (1885–1987) действительно известен как фотограф-любитель. Он увлекся фотографией еще в период учебы в Иваново-Вознесенском реальном училище, став, как отмечено в книге «Иваново: взгляд из прошлого», «счастливым обладателем любительской компактной фотокамеры с автоматическим затвором». На фотографиях, выполненных Журовым в тот период, запечатлены соученики по училищу, в том числе будущий нарком просвещения Андрей Бубнов, будущий поэт Дмитрий Семеновский. Снимал ли Журов именно Тейково, мы не знаем.

Бруно-Александр Штильмарк окончил естественный факультет Московского университета, и в 1910 году получил должность инженера-химика, специалиста по текстильному крашению сначала на тейковской текстильной фабрике, а вскоре – на одной из фабрик Иваново-Вознесенска. В 1918 г. Штильмарк с семьей вернулся в Москву, правда, и в Иваново-Вознесенске, в целом, жил недолго, поскольку являлся участником Первой мировой войны. В 1938 г. он был расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Так что, если Б.А. Штильмарк был фотографом-любителем до переезда во Владимирскую губернию, то действительно мог приехать в Тейково со всеми принадлежностями для занятия фотографией. В Государственном архиве Ивановской области находится ряд любительских фотографий из архива потомков Бруно-Александра Штильмарка (1883–1938), а также отпечатанные на ткани его портреты с невестой Марией Оскоровной Лилиенфельд (1886–1971), выполненные накануне свадьбы. К сожалению, даже потомки Р.А. Штильмарка не знают, занимался ли Бруно-Александр Штильмарк фотографией, и наверняка известно только, что фотографом-любителем был его сын — писатель Р.А. Штильмарк. Однако вполне вероятно, что любительские фотографии были выполнены самим Б.А. Штильмарком.

Безусловно, фотографов-любителей в Тейкове было больше. Так, издание «Тейково. Бархатная книга» иллюстрировано сделанными в Тейкове в начале ХХ века любительскими фотографиями из домашнего архива уроженца с. Тейково, выдающегося русского врача Ивана Петровича Виноградова (1880–1955).

Читатели помнят: в книге «Тейково» сказано, что в годы советской власти здесь появилось два фотоателье: «одно, так сказать, общегородское, другое – при хлопчатобумажном комбинате». Найти информацию о фотографах-профессионалах, работавших после 1917 г., сложно, но в данном случае нам помогли следственные дела из архива Управления ФСБ по Ивановской области, которые мы начали изучать, работая над биографией кохомского, а затем иваново-вознесенского фотографа И.Ф. Вермаховского. Согласно следственному делу, основным кругом общения Вермаховского оказались те, чьей профессией являлась фотография, что позволило следствию «изобличить в преступной деятельности» целое так называемое «контрреволюционное формирование из числа фотографов».

В привлечении Вермаховского к работе на японскую разведку следствие обвиняло фотографа Архитектурно-планировочного управления Ивановского горкомхоза Павла Захаровича Ефимова, который был связан со стажировавшимся в Иванове офицером Японской армии капитаном Тодамасом Шимануки. Якобы по заданию Ефимова Вермаховский собирал сведения о различных предприятиях, в том числе и в Тейкове, поскольку «производил фотоработы на Тейковском х/б комбинате и торфболоте, заснимая производственные процессы этих предприятий». По данным следствия, Ефимов поведал Вермаховскому о связях с Шимануки и просил рассказывать «о настроениях населения и рабочих, о характере промышленных предприятий». Через Вермаховского, приезжавшего в Тейково и бывавшего на квартире фотографа Тейковского комбината Швецова, Ефимовым якобы был использован и Швецов.

Андрей Иванович Швецов, проживавший в Тейкове в доме № 44а по Октябрьской улице, 17 мая 1938 г. был арестован Тейковским районным отделом НКВД и содержался под стражей в Ивановской городской тюрьме № 1. Родился А.И. Швецов 13 сентября 1879 г. в крестьянской семье в деревне Терентьево Тейковского района. Его отец, начиная с 11 лет, работал в Тейкове на фабрике Каретникова. Андрей до 15 лет помогал деду вести крестьянское хозяйство, а 15 августа 1895 г. поступил в механический отдел фабрики Каретникова учеником столярно-модельной мастерской. В 1905–1907 годах Андрей Швецов был членом социал-демократической партии и даже делегировался рабочими в Москву для переговоров с хозяином, не желавшим удовлетворять требования бастующих рабочих и грозившим закрыть фабрику. Также Швецов был представителем общего собрания рабочих фабрики по выборам в I, II и III Государственные думы, избран выборщиком на выборах члена III Государственной думы, проходивших во Владимире. По директиве партии он голосовал за Н.А. Жиделева. С фабрики Швецов уволился, очевидно, во время Первой мировой войны, как говорил он сам, «по мобилизации». После 1917 г. А.И. Швецов на фабрику не вернулся, работал фотографом, был кустарем-одиночкой.

Невзирая на показания Швецова, отрицавшего все обвинения, 3 января 1939 г. следствие признало его обвиняемым по ст. 58 п. 10 УК, поскольку он, «будучи враждебно настроен к ВКП(б) и Советской власти, проводил последовательно контрреволюционную меньшевистскую деятельность против ВКП(б) и существующего политического строя СССР; проводил контрреволюционную пропаганду и агитацию против руководства ВКП(б); восхвалял контрреволюционную деятельность врагов народа и фашистский строй в Германии; клеветал на жизнь трудящихся в СССР и выступал против строительства социализма в СССР». 31 мая 1938 г. А.И. Швецов приговорен к четырем годам лишения свободы. А дальше случилось то, что по тем временам иначе как чудом не назовешь:

2 июня 1939 г. Верховным судом РСФСР приговор в отношении Швецова был «отменен из-за противоречий в материалах следствия». После повторного рассмотрения дела 13 октября 1939 г. Ивановским областным судом А.И. Швецов был оправдан «за недоказанностью состава преступления» и освобожден из-под стражи в зале суда.

Добавим только, что на момент ареста семью А.И. Швецова составляли 56-летняя жена Анна Ивановна и сыновья: 23-летний Борис, учившийся в Ивановском химико-технологическом институте, и 16-летний Глеб, учившийся в неполной средней школе. Оба сына А.И. Швецова – участники Великой Отечественной войны. Борис (р. 07.08.1914) был призван 6 декабря 1941 г. Ленинским РВК г. Иваново. Воевал в звании капитана, затем майора, начальника химической службы 1106-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта, затем 331-й стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта. Окончил военную службу 10 сентября 1946 г. Награжден орденом Отечественной войны II степени (31.05.1945), медалью «За оборону Москвы» (01.05.1944).

Глеб Швецов родился по одним документам в 1920 г., по другим – в 1922 г. Призван в армию Тейковским РВК Ивановской области. Воевал в звании лейтенанта, командовал взводом 565-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии. Погиб 12 июля 1942 г., похоронен в деревне (селе) Подгорное Березовского (Семилукского) района Воронежской области. Извещение о гибели Глеба отправлено его отцу А.И. Швецову, проживавшему в Тейкове в доме № 5 по Строительной улице.

Фотопортрет Глеба Швецова сохранился в архиве Маргариты Константиновны Агашиной (1924–1999), автора более чем 20 стихотворных сборников и написанных в содружестве с композитором Григорием Пономаренко популярных в прошлом песен. Рассказывая о тейковском дневнике Маргариты Агашиной (Наша Родина – Иваново-Вознесенск. 2007. № 3), дочь поэта Елена опубликовала портрет, выполненный 20 октября 1940 г., вполне возможно, А.И. Швецовым. На обороте – надпись, сделанная М.К. Агашиной: «Глеб Швецов 8-й класс 4-й школы, погиб 12 июля 1942 г. “Мальчишка мой! Поймай мне майского жука!”». «Каким-то образом, – писала Елена о матери, – она соотносила эти свои строчки с изображенным на снимке, погибшим в 42-м, юношей».

Авторы благодарят за помощь в работе Наталью Васильевну Дзуцеву.

 

Галина Мозгова, Сергей Цейтлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика