«Театр — есть искусство отражать»

27 марта — Всемирный день театра. «Театр есть искусство отражать», — сказал знаменитый русский и советский театральный режиссер Константин Станиславский.

 

Существует вид искусства, который всегда будет пробуждать в человеке лучшие качества. Это, безусловно, театр. В нем аккумулируется захватывающее, вдохновляющее, доброе, поучительное и величественное.

Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств (литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других) и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актер.

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды и формы: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.

Во все времена театр представлял собой коллективное искусство, над которым трудится множество талантливых людей.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

Зачатки театра можно отнести к первой обрядовой деятельности, где в качестве актера выступал жрец или шаман. Он по-своему объяснял мифы о создании жизни, трудовую деятельность и явления природы.

Колыбелью прообраза современного европейского театра считается Древняя Греция. Где четыре раза в год на Дионисиях – праздниках в честь бога Диониса – люди устраивали костюмированные представления.

В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века. До этого времени начиналось все со скоморохов  и балаганов, которые выступали за «подайте, сколько не жалко». Однако, подобные выступления носили непостоянный характер, поэтому и театром их назвать нельзя.

Города Руси не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, — театр в Россию был импортирован из Западной Европы.

В 1672 году был создан первый придворный театр при Алексее Михайловиче, однако он просуществовал всего несколько лет, так как был царской прихотью.

Всерьез занялась театральным делом только Елизавета  Петровна. Она повелела устроить у себя в Петербурге придворный театр, выписав, как и ее предшественники, актеров из-за границы. Но не успокоилась на этом, став горячей сторонницей воспитания и национальных кадров. Елизавета Петровна одобряла повсеместное создание крепостных театров и обучение крестьян иностранным языкам, пению и игре на музыкальных инструментах. Это привело к тому, что почти у каждого помещика был свой крепостной театр.

Первым человеком, который задумался о создании общедоступного, городского театра стал Федор Григорьевич Волков. Он был уважаемым заводчиком и купцом, который боготворил театр. Именно он открыл первый общедоступный театр 7 января 1751 года в Ярославле, где в труппе играли только русские актеры. Елизавета Петровна узнала об этом и повелела труппе и Ф.Г. Волкову прибыть в столицу. Ярославская труппа первого театра выступила перед императрицей со спектаклем «Гамлет». Ф.Г. Волков занял главенствующее место в русском театре на целые десятилетия.

30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.

В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную. В Москве, хотя такое разделение официально произошло, музыкальная и драматическая части еще долго были объединены единой сценой — до самого открытия в 1824 году Малого театра.

Малый и Большой московские театры получили свои названия не сразу, поначалу их так называли исключительно по сравнительным характеристикам, лишь со временем они обрели официальный статус. Однако, несмотря на разделение трупп, обе сцены еще долго были фактически неразрывны из-за общего руководства, администрации, общей костюмерной и иных необходимых театральных атрибутов.

Постепенно количество театров, входящих в управление императорской театральной конторой, увеличивалось. Это были петербургские и московские государственные театры, труппы которых размещались в Большом и Малом театре (Москва), в Мариинском, Александринском, Эрмитажном театре, Большом Каменном (Петербург). Актеры и все остальные работники императорских театров принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам и распоряжались ими чиновники конторы по своему усмотрению, потому легко назначались и переназначались на разные сцены.

Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет.

В XIX веке русский театр постепенно становится выразителем исключительно российских социально-общественных идей. Новые поколения драматургов, режиссеров, актеров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России.

Время конца XIX — начала XX столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями. Здесь известны имена Станиславского и Немировича-Данченко (основатели психологического театра), Мейерхольда (автора системы театральной биомеханики),  Таирова (видел развитие театра как синтетического жанра). Драматические классические основы незыблемо хранил Малый театр, продолжая исторические традиции в новых социальных условиях.

После революции все театры — императорские и частные — были национализированы и перестали быть средством получения прибыли. Начался бурный рост количества театров.

В 1924 году специальным декретом в стране была запрещена деятельность всех пластических и ритмопластических студий. В течение последующих десятилетий часть театров была фактически разгромлена.

В период «оттепели» в культуру театра стремительно вошло поколение шестидесятников. По распоряжению министра культуры Екатерины Фурцевой открылся знаменитый московский театр на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова — театр, который сразу выявил оппозиционный настрой к театральному соцреализму и отход к театру поэтическому, символическому, площадному.

Еще одно большое новшество времени — в 1963 году в Москве, в районе Измайлово, появился Театр мимики и жеста, преобразованный из студии, первый в мире стационарный театр для глухонемых.

В Советском Союзе открывались также и детские театры, ТЮЗы (театры юного зрителя), 21 ноября 1965 года торжественно открылся Московский государственный академический детский музыкальный театр под руководством Наталии Сац.

Перестройка вызвала, в числе других изменений, и театральные переустройства (снятие цензуры, раскол МХАТа, появление антерпризы и др.). Но экономический кризис конца 80-х — начала 90-х годов привел к кризису репертуарного театра и тому, что театрами мало интересовались.

Современный театр и драматургия являют собой пространство непрерывного поиска и эксперимента. Художественные парадоксы, авангардные решения зачастую ошеломляют и ставят в тупик. Необходимо осмысление происходящего в контексте культуры, ведущих тенденций ее развития.

В своих лучших образцах театр является одной из популярных площадок для размышлений о современном мире и человеке, а «отражает» он нашу действительность, идеи, взгляд в прошлое и будущее.

Приглашаем ценителей театрального искусства на книжную выставку «Волшебный мир сцены», которая состоится 27 марта в филиале Тейковской городской библиотеки.

 

Алена Матросова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика