Фронтовые письма

…Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

 

Фронтовые письма – это особые исторические документы. Эти письма открывают нам людские мысли, чувства, страхи и переживания. Без писем с фронта и на фронт трудно проанализировать жизнь обычных граждан Советского Союза.

Мужчины, мобилизованные на фронт, оставили дома свои семьи. Никто не был готов к этой войне. Ее страшное начало было во внезапности и стремительности. В один миг все дееспособные граждане СССР: и мужчины, и женщины, и крепкие пожилые люди ушли на фронт защищать нашу Родину от фашизма. А в тылу остались в основном женщины, дети, подростки, старики, инвалиды. И надеяться они могли только на себя, на свои силы.

Проводив своих родных на фронт, люди надеялись на военно-полевую почту. Именно она связывала фронт и тыл. Люди писали, делились мыслями и проклинали эту войну, она принесла невероятное количество боли и горечи русскому народу.

Вот, что написал 18 июня 1943 г. в своем дневнике П.Н. Крупинов, Герой Советского Союза: «…Проклятие Гитлеру и его палачам! Расстроен большой человеческий организм. Разрушено большое человеческое счастье. Подумать только, человек, достаточно познавший Землю и начавший изучать основательно Вселенную, опустился до такого идиотизма, варварства, что начал истреблять сам себя. И все это ради денег и богатства отдельных людей, групп и категорий. Пусть восторжествует правда!»

Вести с войны – с фронта или с тыла – нужно читать между строк, включая воображение и знания о жестокости войн. И тогда сложится правдивая картина будней легендарного пути к Победе.

 

Просьба о помощи

 

Я хочу проанализировать письмо Екатерины Яковлевны Калининой, проживавшей в г. Шуя Ивановской области.

Из письма этой женщины следует, что она оказалась в очень трудной ситуации. Муж ее ушел на фронт, оставив с грудным ребенком на руках. Родственников в Шуе у нее не оказалось, мама и папа проживали достаточно далеко, в Ленинграде. Из-за болезни ребенка она не могла сначала устроиться на работу, а когда, наконец, ее нашла, попала под сокращение. Таким образом, она опять потеряла средства к существованию. Ситуация отягощалась временем года, начинался декабрь, пришли холода, а отапливать дом было нечем и не на что было купить дрова.

Положение Е.Я. Калининой было очень тяжелым, в связи с чем она была вынуждена обратиться за помощью в Шуйский горком ВКП (б). Нам неизвестно, была ли оказана данной гражданке нашей страны с маленьким гражданином на руках помощь. Но нам хотелось бы верить, что помощь им была оказана. Ведь ее муж в тот момент защищал страну на фронте.

Да… Сколько же было у нас в то время граждан, незащищенных и не готовых встретиться с обрушившимися на них трудностями?

Конечно, к чужой беде русский народ отзывчивый. И во многих случаях на просьбы о помощи откликались и тыловые органы власти, часто и фронтовики просили помощи своим семьям.

Так из письма старшего лейтенанта Г.С. Машенцева первому секретарю Октябрьского райкома ВКП(б) г. Иваново В.М. Абрамовой от 25 июля 1943 г. мы видим, что обратная связь имела место быть: «Привет Вам с фронта т. Абрамова, и большое спасибо за Ваш ответ на мое письмо о моей семье. Очень рад, что Вы ей оказали материальную помощь… Я еще тверже, смелее и решительнее буду бить фашистскую сволочь, чтоб ускорить победу. А вы лучше работайте и помогайте фронту».

Проанализировав предыдущее письмо Абрамовой В.М. к Машенцеву Г.С. от 13 июля 1943 г., я установил, что его семье была оказана помощь: деньгами, дровами, детской обувью и материалом, выделен земельный участок под огород, выдан картофель и хозяйственное мыло, ребенок записан в детский сад.

 

«Просим отправить нас в детский дом»

 

Сколько детей сразу стало сиротами, а некоторые с приходом войны повзрослели очень быстро. Ведь проблемы, которые решали родители, пришлось решать самостоятельно.

Здесь я хочу проанализировать письмо детей Г. Рябова и В. Рябовой. Оно написано в октябре 1941 г. Из этого письма мы узнаем, что дети красноармейца А.Ф. Рябова оказались в тяжелой ситуации. Дети остались одни: папа в госпитале, не отвечает на письма, а мама умерла за 5 лет до начала войны. Папа в последнем письме говорил обращаться за помощью в горсовет. 

Дети получали пенсию за папу и маму, позже за маму пенсию сняли, денег не хватало даже на еду. Ели один хлеб. Не было обуви. Они просили отправить их в детский дом, а если не получается, помочь материально.

 

Голод и холод

 

Голод и холод были главными спутниками войны. И на фронте, и в тылу люди болели от переохлаждений и голодали. Кто-то писал об этом своим родным, а кто-то стойко переносил эти трудности, находил их решение.

Вот, что пишет Лидия Жукова своей сестре Марии из Москвы в Иваново 12 декабря 1941 г.: «…Все здоровы. Мамочка тоже, как ты, герой, стоически переносит все трудности. Только я одна, как не ваша, лапша какая-то. Манечка, даю слово каждый день брать себя в руки, постараюсь…».

А вот в другом своем письме сестре от 28 декабря 1941 г. она напишет: «…Мне бы очень хотелось пожить в тепле. Маня, я как вспомню, что много-много людей живут хуже, чем я, и успокаиваюсь немного…».

Пережив зиму, с постоянным чувством холода и голода, Лидия Жукова в письме от 6 мая 1942 г. расскажет сестре, что болела, боялась угодить в больницу, но стала принимать столетник  и поправилась.

И из этого же письма можно узнать обстановку по питанию в Москве: «…Питаемся в столовой, отрезают карточки – две третьих пайка. Хлеба дают 500 гр., неплохо. На рынок не ходим, там что-то невозможное…».

Так жили на тот период в Москве многие граждане. Прочитав это письмо до конца, мы можем установить, как жили  люди в Иванове: «…По редким письмам (от Мани) видно, что всю зиму прожили хотя бы в тепле, а у нас было холодно, но лучше очень — очень многих. На работе в конторе стоит железная печка, днем обогреешься хорошо, а вот Шура поморозила руки в институте…».

Лето давало людям передышку. Кое-как запасали они себе пропитание на зиму. Но надо было еще кормить и фронт. Люди, от стара до мала, трудились в полях, на фермах, в колхозах.

Так из архивных данных следует, что колхозницы Ивановской области за военный период сдали государству зерна, картофеля и овощей более 40, мяса и сала более 3, молока – 9 миллионов пудов.

На фронте не хватало бойцов, потери были колоссальные. Пока страна разворачивала «машину» по изготовлению бронетехники, артиллерийских снарядов, боеприпасов и иного снаряжения, люди на фронте были «живым щитом». Все чаще на фронте слышались призывы: «Стоять на смерть!».

Душевной отрадой было поговорить через письма с самыми родными и близкими. В тылу люди также испытывали нехватку в кадрах, а иногда писали на фронт командующим, чтобы отпустили специалистов на весенне-полевые работы.

Хочу привести письмо колхозников из Хрипелевского колхоза «Новая жизнь» (Родниковский район Ивановской области). В письме от 5 апреля 1942 г. колхозники просят командиров части откомандировать Баранова Александра Петровича как специалиста по сельскому хозяйству. Просят отпустить его на весенне-посевную кампанию в колхоз, мотивируя, что в течение двух лет он поднял колхоз. Также поясняют, что старались найти достойного председателя на место А.П. Баранова, но «…таких стойких председателей, как Баранов А.П., подыскать не можем…». Подписалось под письмом 18 жителей колхоза.

Испытывали дефицит людей и на фронте, и в тылу. Все чаще говорили: «Людей не хватает, рук не хватает!». Тяжелое время было, люди работали на износ, свои человеческие ресурсы расходовали в полную силу и даже больше. Героизм присутствовал по обеим линиям фронта. Задачи выполняли невыполнимые: либо «Стоять на смерть!», либо «Все для фронта! Все для Победы!».

 

Письма на фронт учеников Нерльской школы

 

В нашей школе есть дети, чьи папы сейчас на фронте. У многих воюют родные, соседи, знакомые. И учащиеся нашей школы активно участвуют в сборе гуманитарной помощи фронту и в акции «Письмо солдату», потому что мы понимаем, как им сейчас тяжело и хотим морально поддержать их боевой дух.

Я приведу несколько цитат из писем учащихся. «Держись, солдат! Ты не одинок, вся страна с тобой. И мы в тебя верим. Я желаю тебе, солдат, справиться с любыми трудностями, которые встретятся на твоем пути…» —  Латипова Амина, учащаяся 6 класса. 

«…Мы хотим поддержать вас в трудное время, потому что вы защищаете мир от фашизма…» —  Уварова Екатерина, учащаяся 11 класса.

Я тоже писал письмо солдату. Вот отрывок из него: «Дорогой солдат, мы все верим и надеемся на тебя. Ты защищаешь наше будущее и наше героическое прошлое. Солдат, не сдавайся, ведь тыл за тобой. Мы будем помогать, как можем…». 

Мы верим, что наши теплые слова морально поддержат и поднимут боевой дух наших воинов.

Фронтовые письма – связующее звено разлученных людей. В них была чистота помыслов, откровенность, боль разлуки. Каждый день мог оказаться последним. Любое фронтовое письмо – это небольшой исторический документ, который отражает быт и чувства человека, написавшего его. В большинстве военных писем отражается повседневная жизнь людей, привыкших к реалиям войны: нехватке, угрозам для жизни, страданиям, голоду и холоду.

Выросли новые поколения, которые знают о войне в основном из книг и архивных документов. Благодаря фронтовым письмам мы представляем подлинную картину тяжелых военных лет. Через письма мы узнаем, как жили люди в тылу, как морально поддерживали бойцов и помогали фронту?

Фронтовые письма являются также связующим звеном между поколением военных лет и нами, живущими в другом столетии. Ведь мы сейчас изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам – письмам военных лет.

 

Александр Мацко,

ученик 6 класса Нерльской средней школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика