Марина Касьянова: «Современное качественное образование должно быть доступно каждому ребёнку»
5 октября в стране отмечается День учителя.
Накануне профессионального праздника мы встретились с начальником отдела образования администрации г.о. Тейково М.А. Касьяновой и узнали о том, насколько изменились современные ученики и подходы к ним.
— Марина Александровна, сколько образовательных организаций насчитывается в городской системе образовании?
— На сегодняшний день система образования городского округа Тейково представлена двадцатью учреждениями. Это шесть школ, двенадцать муниципальных дошкольных образовательных учреждений, два учреждения дополнительного образования. Деятельность отдела образования и образовательных организаций города направлена на решение многих задач, каждая из которых очень важна и требует ресурсов и контроля. Но неизменным остается основная задача — обеспечение доступности качественного образования, отвечающего современным требованиям.
— Какие изменения в новом учебном году произойдут в системе дошкольного образования?
— Вся деятельность системы дошкольного образования в городе направлена на обеспечение каждому воспитаннику того уровня развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении на уровне начального общего образования и последующих уровнях общего образования. В новом учебном году работа в данном направлении всех дошкольных образовательных учреждений должна быть продолжена.
С 1 сентября 2023 года все детские сады города перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, целью которой является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
— Важнейшим фактором эффективности деятельности системы образования в городе является ее результативность.
— Показателем результативности труда педагога, коллектива школы являются результаты учебного года, итоговой аттестации, результаты от участия в городских и областных олимпиадах, творческих конкурсах. Подводя итоги за 2022-2023 учебный год, хочется отметить, что качество знаний учащихся по городу составило 51% (в прошлом году – 49,5%). Выше городского показателя качество знаний у учащихся гимназии №3 (68%) и школы №2 (54%).
Главной оценочной процедурой, определяющей уровень качества образования, была и остается государственная итоговая аттестация выпускников. В минувшем 2022-2023 учебном году экзамены в форме ОГЭ и ГВЭ за курс основной школы сдавали 322 учащихся 9 классов, в том числе один выпускник прошлых лет. Выше областных показателей результаты ОГЭ по городу по двум предметам: химии и географии. Выпускники 9 класса гимназии №3 показали лучшие результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, обществознанию, информатике. Хорошие результаты по географии в школе №2. По итогам государственной итоговой аттестации 286 выпускников получили аттестат об основном общем образовании, из них с отличием — 23.
В ЕГЭ участвовали 129 выпускников одиннадцатых классов. 128 выпускников получили аттестат о среднем общем образовании, в том числе 10 выпускников получили аттестаты с отличием и медали «За особые успехи в учении». Учащаяся школы №4 Екатерина Байкова получила 100 баллов по обществознанию.
— Как вы сказали, одним из показателей результативности труда педагогов и учащихся являются результаты Всероссийской предметной олимпиады школьников.
— Лидером по количеству победителей и призеров муниципального этапа предметной олимпиады школьников продолжает оставаться гимназия №3 (24 победителя и призера). По результатам муниципального этапа 28 учащихся приглашены для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по четырнадцати общеобразовательным предметам. Призерами регионального этапа стали учащиеся школы №2, школы №4, гимназии №3.
Хочу поблагодарить Светлану Александровну Ермолову, Александра Андреевича Барсукова, Наталью Викторовну Крайнову, Тамару Юрьевну Фатееву, Екатерину Алексеевну Хикматову, Любовь Валерьевну Свекольникову и Елену Валерьевну Лакееву за подготовку призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Хочется выразить слова признательности всем педагогам, подготовившим победителей и призеров олимпиад на муниципальном уровне. Эти учителя профессионально, с большой любовью развивают у ребят творческие способности, интеллектуальный потенциал, поддерживают среди молодого поколения устойчивый интерес к образовательным предметам.
— Что вы можете сказать о педагогах нашего города?
— В образовательных учреждениях города на конец прошедшего учебного года числилось 369 педагогических работников и руководителей. Кадровый педагогический состав города на протяжении нескольких лет остается стабильным. Средний возраст педагогических работников в последние годы держится на планке 44 года. На сегодняшний день число педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 75 человек (20%), количество педагогов старше 50 лет — 161 человек (43,6%).
Педагоги, работающие в системе образования сегодня, стремятся не только следовать традициям, но и совершенствовать свою деятельность. Рост профессионализма педагогов и качество образования неразрывно связаны между собой. Все педагоги нашего города своевременно проходят курсы повышения квалификации, в том числе и через дистанционную форму, которая становится наиболее популярной.
Мощным ресурсом развития системы образования города являются молодые педагоги. В 2022-23 учебном году в педагогические коллективы прибыли 16 молодых специалистов: в школы – 12, в дошкольные образовательные учреждения – 4; в 2023 — 24 учебном году в образовательные организации города пришло 10 молодых специалистов.
Сопровождение молодых специалистов осуществляют опытные педагоги-наставники на практических занятиях в Школе молодого педагога. Уверена, что современные подходы молодых педагогов и опыт наставников – этот сплав, который станет базой для модернизации воспитательной работы в наших образовательных учреждениях.
— Продолжится ли в школах города работа по ранней профориентации учащихся?
— Действительно, особое внимание в прошлом учебном году уделялось работе по ранней профориентации. Свыше 300 учеников стали участниками онлайн — уроков «Проектория» и проекта «Билет в будущее», которые помогают ребятам сориентироваться в возможностях карьерного развития, понять специфику отраслей промышленности через решение проектных задач и сделать правильный, осознанный выбор своей профессиональной траектории.
С 1 сентября 2023 года на базе 10 класса школы №1 вновь начнет свою работу психолого-педагогический класс, целью которого станет создание системы непрерывной специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на продолжение образования в учебных заведениях педагогического профиля. В этом направлении у школы есть положительный опыт работы.
Вопросы профориентации – одна из главных тем и в новом учебном году, работа в данном направлении будет продолжена. Так, с 1 сентября 2023 года, согласно единой модели профориентации, разработанной в Министерстве просвещения РФ, еженедельно, с 6 по 11 класс проходят занятия по профориентации «Россия — мои горизонты».
— Что можно сказать о роли воспитательной составляющей в современном образовательном процессе?
— С 1 сентября 2023 года Российское движение детей и молодежи «Движение первых» начало свою работу и в нашем городе. Все условия для этого созданы: во всех школах открыты первичные отделения РДДМ «Движение первых»; все учителя начальных классов прошли регистрацию для участия в программе социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». В регионе работает координационный Совет «Движение первых» во главе с губернатором Ивановской области Станиславом Воскресенским.
Подчеркну, что идеология воспитательной работы с молодежью, идеология нового детского движения, национальные приоритеты и ценности определены Стратегией национальной безопасности России, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года. Среди национальных ценностных ориентиров — патриотизм и гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений.
— Марина Александровна, что бы вы хотели пожелать коллегам в преддверии профессионального праздника?
— Уважаемые коллеги! Благодарю вас за большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем году достичь определенных результатов в развитии и совершенствовании образования. Несмотря на все проблемы, мы движемся вперед, преображаем нашу жизнь, радуемся успехам наших детей, чувствуем поддержку руководства региона, заинтересованность в развитии образования органов местного самоуправления.
В преддверии нашего профессионального праздника хочу выразить слова благодарности за ваш нелегкий труд, верность профессии, постоянный творческий поиск и веру в своих учеников. В этот замечательный день желаю вам здоровья, внутренней профессиональной чуткости, оптимизма, удачи, а главное — удовольствия от собственной работы!
Беседовал Сергей Шивков