Роль контрразведки в годы Великой Отечественной войны

В этом году исполнилось 80 лет со дня нашей Победы в одном из ключевых сражений в Великой Отечественной войне – Курской битве (5 июля – 23 августа 1943 г.), явившейся продолжением успешной операции Красной армии под Сталинградом.

 

Курское сражение продолжалось 49 дней и состояло из Курской стратегической оборонительной операции (5–23 июля), Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов» (12 июля – 18 августа) и Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции «Полководец Румянцев» (3–23 августа), а также крупнейшего танкового сражения на Курской дуге.

Чрезвычайно важную роль в Курской битве сыграли отечественные органы военной контрразведки – Главное управление контрразведки «СМЕРШ» НКО СССР, созданное 19 апреля 1943 г.

Благодаря профессионализму, героизму, настойчивости и выдержке сотрудников органов безопасности удалось не только заблаговременно обнаружить подготовку немецкого наступления, определить место и дату его проведения, но и обеспечить надежное контрразведывательное прикрытие накопления резервов Красной Армии.

Летний план наступления 1943 г. на Восточном фронте разрабатывался немецко-фашистским командованием в строжайшей тайне. Его особенностью было насыщение вермахта новыми образцами военной техники.

Органы «СМЕРШ» активно добывали сведения разведывательного характера. Так, были установлены тактико-технические характеристики самоходного орудия «Фердинанд», определены места сосредоточения танковых группировок и направления их ударов.

Противник со своей стороны активно вел разведку, поэтому требовалось оберегать собственные секреты. И эта задача тоже возлагалась на «СМЕРШ». В Генеральном штабе, штабах фронтов и армий военная контрразведка осуществляла жесткий и своевременный контроль по разработке и хранению тактической и стратегической информации, а также контролировала скрытность передвижения и сосредоточения войск.

В преддверии Курской битвы органами «СМЕРШ» были вскрыты причины расконспирации наступательных операций на участке Брянского фронта. Здесь начальник артиллерии 61-й армии генерал-майор Егоров М.И., несмотря на строжайший запрет, 27 мая раздал наступательные планы нижестоящим командирам, приказал занять огневые позиции и провести пристрелку на местности. При этом сосредоточение войск в районе намеченных боевых действий проходило без должной маскировки. Колонны солдат и транспорта продвигались в район дислокации в дневное время суток, а укрепления и инженерные сооружения не маскировались соответствующим образом.

В результате расследования обстоятельств случившегося органами военной контрразведки установлено, что авиаразведкой противника сосредоточение войск было обнаружено (особенно артиллерии). Своевременный доклад начальника Управления контрразведки «СМЕРШ» Брянского фронта генерал-майора Железникова Н.И. заместителю наркома обороны СССР Абакумову В.С. позволил не допустить подобных случаев на других участках фронтов. Виновные лица понесли суровое наказание.

Органами «СМЕРШ» активно велись радиоигры, одной из которых является операция «Опыт». В цели радиоигры входили дезинформация противника, выявление и обезвреживание агентов-диверсантов, складов с взрывчаткой и оружием. Работа радиостанций велась от имени трех агентов немецкой разведки, заброшенных в район Курской дуги. В общей сложности противнику передали более 90 радиограмм. Помимо передачи дезинформации, был обезврежен ряд агентов Абвера и перехвачено множество грузов, сброшенных с самолетов: снаряжение, поддельные документы, деньги, оружие.

В мае 1943 г. радиоперехватом было зафиксировано, что в районе Воронежа действует агентурная радиостанция немецкой разведки.  Дешифровка радиограмм показала, что агент по кличке «Григорьев» передал сведения о наших танковых частях, аэродроме, о движении воинских эшелонов. Их утечка ставила под угрозу скрытность сосредоточения на Курском выступе передовых частей и резервов Красной Армии.

На розыск были брошены силы Управлений контрразведки «СМЕРШ» Воронежского и других фронтов. Развернуты станции радиоперехвата. В полосе Воронежского фронта сформированы 24 оперативные разыскные группы. В результате разоблачения агентов «Мищенко», «Панченко» и «Солнцева», установлено, что агент «Григорьев» – немецкий диверсант, в форме лейтенанта Красной Армии, выброшен с самолета под Воронежем,

28 мая 1943 г. был опознан в вагоне рабочего поезда на станции «Воронеж-1» и задержан оперативной группой.

Органами безопасности активно выявлялись лица, вынашивавшие планы предательства и измене Родине. На Центральном фронте за июль 1943 г. был задержан 4501 военнослужащий, из них вновь направлено в боевые части – 3303. В аналитических справках органов «СМЕРШ» отмечалось резкое увеличение членовредительства в разгар Курской битвы. Если в июне подобных лиц было выявлено 32, то в июле – 118. Аресту подверглись 30 бежавших с поля боя, было разоблачено 118 членовредителей и 146 дезертиров. В целом в июле 1943 г. в полосе войск Центрального фронта органы военной контрразведки арестовали 517 человек, из них 384 человек подверглись суду военного трибунала, 65 приговорили к высшей мере наказания.

«СМЕРШ» достаточно широко использовал новую форму борьбы с противником, получившую кодовое название «Инсценировка «Измена Родине». Готовились небольшие группы военнослужащих, якобы желавших перейти на сторону противника. Нередко в их состав включались военнослужащие из штрафных рот и батальонов. За участие в подобных операциях снимали судимость и возвращали в строй. Главными критериями отбора служили личные качества – смелость, решительность, физическая выносливость. Смысл операции заключался в том, что имитируя коллективный переход на сторону противника, бойцы усыпляли их бдительность. Подходили вплотную к окопам и забрасывали их гранатами, нередко вступали и в рукопашные схватки. Затем под прикрытием артиллерийского и пулеметного огня возвращались на исходные рубежи. Операции оказались настолько эффективными, что немцы, помимо того, что понесли ощутимые потери, перестали принимать в плен группы солдат. В листовках, разбрасываемых над окопами советских солдат, они уже не призывали переходить группами (как агитировали ранее), а только поодиночке, и то не утром, а ночью.

Еще одной важной задачей «СМЕРШ» являлась организация борьбы в тылу врага. Именно накануне Курской битвы развернулась настоящая рельсовая война на оккупированной фашистами территории. Только в период с 9 апреля по 20 мая 1943 г. спецгруппы органов безопасности пустили под откос 20 военных эшелонов с техникой и живой силой. А осенью 1943 г. в сутки могло устраиваться до 50 крушений поездов, подрывов железнодорожных путей и мостов.

По мере приближения победы в Курской битве  все большее внимание сотрудники «СМЕРШ» уделяли поискам военных преступников и предателей. Только за 2 месяца (с 1 июля по 31 августа) в полосе Брянского фронта было выявлено и привлечено к уголовной ответственности 1287 человек, в том числе 85 шпионов, 581 изменник Родины, 298 активных пособников оккупантов.

Таким образом сотрудники «СМЕРШ» в ожесточенные дни Курской битвы внесли существенный вклад в борьбу с разведывательными органами фашистской Германии.

 

Виктор Абакумов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика