Пётр Нестеров. Полёт в бессмертие
110 лет назад, 9 сентября 1913 года, русский летчик П.Н. Нестеров впервые в мире на самолете выполнил фигуру воздушного пилотажа — круговое движение в вертикальной плоскости, впоследствии получившее его имя – «Петля Нестерова».
Начало XX века ознаменовалось бурным развитием науки и техники, и одним из наиболее динамично развивавшихся видов деятельности была авиация. Она захватывала умы общества настолько, что даже, казалось, такой глубоко лирический поэт, как А. Блок писал в начале десятых годов прошлого века провидческие строки:
…Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит…
Несовершенные летательные аппараты, зачастую представлявшие угрозу жизни и летчикам, и зрителям, вместе с тем ставили рекорды скорости, дальности и продолжительности полета. А пытливые умы видели их применение, в том числе, и в военном деле. Разведка, курьерская служба, нанесение ударов по наземным и морским силам, уничтожение воздушных объектов противника – новое техническое средство обещало стать (и стало!) очень эффективным. Среди людей, испытывающих огромное влечение к авиации, и, прежде всего, авиации военной, был и Петр Николаевич Нестеров.
П.Н. Нестеров родился 27 февраля (здесь и далее даты приведены по новому стилю) 1887 года, в семье офицера. Рано потерявший отца Петр воспитывался в кадетском корпусе, затем учился в Михайловском артиллерийском училище. Во всех учебных заведениях он характеризовался как исключительно способный к точным наукам и высоконравственный молодой человек. Окончивший в 1906 году училище по первому разряду, т.е. «со старшинством в чине» и имевший право выбора места службы, он, к удивлению товарищей и начальства, выбрал не столичные полки, а Владивосток. И тому была веская причина. Молодой офицер был влюблен (с детства!) в приемную дочь знакомых их семьи, Надежду Галицкую, и любовь была взаимной.
Проблема заключалась в том, что по законам того времени офицер не мог жениться до достижения (в разных местах службы) от 23 до 28 лет, или обязан был внести в банк т.н. «обеспечительный залог» — на случай своей гибели, в количестве 5 тыс. рублей. Это была непомерная сумма для молодого офицера из небогатой семьи. Исключения делались лишь для офицеров, проходивших службу на окраинах Империи. Петр ради любви решил ехать в удаленное место службы. А его избранница была готова следовать за ним хоть на край света. Так и сложилось – во Владивостоке они обвенчались.
Подпоручик П.Н. Нестеров был назначен командиром батареи, и в короткий срок добился хороших результатов – батарея стала одной из лучших в корпусе, а на окружных маневрах показала отличные результаты. Но стремящийся ко всему новому молодой и перспективный артиллерист уже мечтал о небе, читал все, что можно было достать, об авиации, и был прикомандирован к воздухоплавательной роте, где выполнял полеты на аэростате для корректировки артиллерийской стрельбы, тогда же он разработал правила стрельбы для таких случаев. Окончательное решение о переводе в авиацию у Петра Николаевича сформировалось после того, как он в отпуске увидел показательные полеты знаменитого Сергея Уточкина. Перебраться из провинции в столичный город, где размещались авиационные части, было практически невозможно – но Нестеров преодолел и это – и в 1912 году поступил сначала в воздухоплавательную (и с отличием окончил ее), а затем в авиационную Гатчинскую школу, получив по итогу квалификацию «военный летчик».
Уже тогда начал складываться знаменитый «нестеровский» стиль пилотирования – дерзкий, динамичный, с выходом на критические углы крена и тангажа, с использованием всех возможностей весьма несовершенного летательного аппарата.
По прибытии к новому месту службы, в Киев, П.Н. Нестеров продолжил эксперименты в пилотировании – развороты не плоско, «блинчиком», а на вираже, пикирование и резкий набор высоты, планирование и посадка с выключенным двигателем. При этом Петр Николаевич всячески подчеркивал, что это не лихачество, не попытка выделиться или заслужить одобрение или восхищение, а выработка способа противодействия неожиданно возникающим природным или технологическим проблемам и, кроме того, ведения возможного воздушного боя, а именно – энергичное занятие выгодного положения относительно противника или наоборот, уход от его атаки. Неоднократно с сослуживцами он обсуждал и т.н. «мертвую петлю» — полет по замкнутому кругу в вертикальной плоскости, но чаще сталкивался со скептическим отношением, а со стороны командования – практически с запретом.
Окончательное решение П.Н. Нестеровым выполнить этот маневр было принято после сведений о том, что французский летчик А. Пегу совершил перевернутый полет и собирается сделать и «мертвую петлю». Как потом выяснилось, и сам Пегу был наслышан об опытах и рассуждениях Нестерова, находил их вполне здравыми и хотел применить на практике.
Получив в свое распоряжение самолет «Ньюпор — 4» с более мощным, 70-ти сильным мотором, тщательно подготовив его и облетав несколько раз, 9 сентября 1913 года, в присутствии летчиков авиационного отряда, в 18 часов 15 минут П.Н. Нестеров совершил полет, в котором выполнил воздушный маневр – вертикальную замкнутую петлю, став одним из родоначальников высшего пилотажа. В свою очередь, А. Пегу, узнав об этом, через несколько дней в Париже выполнил такую же петлю.
Нужно отметить, что в России достижение П.Н. Нестерова было встречено не так восторженно, как во Франции полет А. Пегу, именуемого не иначе, как «король воздуха», и даже критически. В прессе появились весьма нелицеприятные заметки о том, что Нестеров рисковал жизнью и техникой без разрешения начальства, что должно быть не допустимо. Один из генералов писал: «Нестерова следовало бы похвалить за храбрость, и посадить на 30 суток ареста». Специальным распоряжением выполнение «мертвой петли» до окончания «досконального изучения» в Русской военной авиации было запрещено.
Хотелось бы отметить порядочность и уважительное отношение к П.Н. Нестерову французского авиатора Адольфа Пегу. Он не только публично признал приоритет в выполнении столь сложной фигуры русским летчиком, но и написал об этом в прессе, а при личной встрече высказывал всяческие знаки уважения и обратился к залу, в котором выступал с лекцией: «Вот кому мы все должны рукоплескать!» Нужно сказать, такое признание было весьма своевременным, и на почти находившегося в опале Нестерова обрушились слава и почитание. Увы, у нас так часто бывает – «нет пророка в своем Отечестве…»
Петр Николаевич хотел подать в отставку и более плотно заняться конструированием летательных аппаратов и двигателей к ним, тем более, что в инициативном порядке он уже это делал, и кто знает, может быть наряду с А.С. Яковлевым, С.В. Ильюшиным и А.Н. Туполевым рядом бы стояла и фамилия П.Н. Нестерова. Но началась война.
Уже в чине штабс-капитана П.Н. Нестеров стал командиром авиационного отряда, руководил полетами, обучал молодых летчиков и выполнял полеты сам.
8 сентября 1914 года (по трагическому совпадению, почти точно через год после «мертвой петли»), в районе городка Жолква Петр Николаевич вылетел для воспрепятствования ведению воздушной разведки австрийским самолетом «Альбатрос», и (опять первым в мире!) совершил воздушный таран. Сбив вражеский самолет, штабс-капитан Нестеров погиб.
Необходимо отметить, что самолеты начала Первой мировой войны не имели стрелкового вооружения, курсовые пулеметы появятся позже, а стрельба из личного оружия – пистолетов и револьверов показала свою неэффективность. Нестеров обсуждал с сослуживцами возможность воздушного тарана, и, конечно, не в роли «камикадзе». Он описывал возможность атаки сверху-сзади с нанесением удара своим шасси по краю плоскости самолета противника, и выведению его из строя. По-видимому, такой же маневр он планировал совершить и в отношении вражеского «Альбатроса». Но… Или контр — маневр противника, или порыв ветра не дали возможность русскому пилоту выполнить свой план – и удар шасси самолета Нестерова пришелся в фюзеляж и кабину вражеского самолета. «Моран» Петра Нестерова сцепился с «Альбатросом» и частично разрушился. Оба самолета упали на землю…
Петр Николаевич Нестеров погиб совсем молодым – ему было всего 27 лет. У погибшего остались безутешная вдова, Надежда Рафаиловна, и двое детей – сын Петр и дочь Маргарита.
Увы, младший брат Петра Николаевича, Михаил, тоже военный летчик, погиб в октябре 1914 года.
Позже в арсенал военных летчиков войдут «иммельманы», «бочки» и «боевые развороты», и другие фигуры высшего и сложного пилотажа. Многократно летчики применят таран, причем с последующим возвращением на аэродром. Но есть тот, кто был первым – русский летчик Петр Николаевич Нестеров.
О Нестерове П.Н. написано несколько книг, названы улицы городов и астероид, а город Жолква до 1992 года носил имя Нестеров.
В 1994 году в Российской Федерации учреждена «Медаль Нестерова», которой за особые заслуги награждаются летчики.
А вечно молодой Петр Нестеров продолжает свой полет в бессмертие…
Иван Петров
Фото: https://eponym.ru/Article/77