Ирина Вагина: «Музыка стала моим призванием» 

В этом году 65-летний юбилей отметит Тейковская детская музыкальная школа.

 

Здесь работают мудрые педагоги, которые наполняют жизнь своих воспитанников познанием нового и радостью творчества.

 Как проходят будни в музыкальной школе? Какими успехами гордятся учителя и их воспитанники? Это и многое другое послужило темой для разговора с преподавателем теоретических дисциплин, руководителем хора Ириной Анатольевной Вагиной.

— Ирина Анатольевна, расскажите немного о себе.

— В 1972 году окончила музыкальное училище в Иванове. Работала в Доме культуры текстильщиков, руководила хоровой капеллой. Затем встретила своего будущего супруга и приехала в Тейково. Через некоторое время устроилась в музыкальную школу, где и работаю по сей день уже 33 года. Преподаю сольфеджио, музыкальную литературу и возглавляю хор.

— Почему вы выбрали музыку? Это шло из семьи?

— Наша семья жила в Кинешме, и мама мечтала видеть меня врачом. Но вот так вышло, что меня отправили в музыкальную школу на дирижерско-хоровое отделение. Со мной учились три мои подружки. Мы были так увлечены музыкой, что по окончании музыкальной школы вместе поступили в музыкальное училище. Так получилось, что мамин наказ я не оправдала, но ни разу об этом не пожалела. Потому что музыка стала моим настоящим призванием.

— Давайте поговорим о ваших воспитанниках. Как проходит обучение в музыкальной школе?

— В музыкальной школе учатся 123 человека. На подготовительное отделение приходят дети 5-6 лет. Мы начинаем с ними работать. У нас есть отделения фортепиано, скрипки, гитары, баяна, вокальное отделение. С детьми занимаются одухотворенные преподаватели, все любят свою профессию. Обучение проходит строго по программе. Дети должны пройти обязательные предметы: специальность, сольфеджио, хор и слушание музыки и музыкальной литературы. По окончании музыкальной школы выдается свидетельство, с которым можно поступать в учебные заведения.

— Ребенок, посещающий музыкальную школу, должен дома иметь инструмент?

— Да, конечно. Потому что как и в обычной школе мы задаем домашние задания по всем предметам. Тем более детям, изучающим такие специальности как баян, аккордеон, скрипка, педагоги рекомендуют заниматься каждый день. Именно непрерывные занятия и помогают в освоении будущей профессии. И наша задача — ответственно подготовить ученика для дальнейшего поступления в музыкальное училище.

— Как педагоги относятся к тому, что ученику нравится музыкальное произведение, не предусмотренное образовательной программой, и ребенок хочет его разучить и исполнить?

— Педагоги относятся очень положительно. Любое понравившееся произведение ребенок может выучить в каникулярное время. А что касается обязательной программы, по ней учащиеся уже с первого класса два раза в год сдают экзамен. На отчетном академическом концерте присутствует комиссия, которая оценивает их выступления.

— По вашим наблюдениям, какую музыку предпочитают ваши воспитанники?

— Наша задача — воспитывать хороший вкус. Поэтому в музыкальной школе предпочтение отдается академической программе. Но, конечно же, в свободное время они могут слушать, подбирать, исполнять и петь современные произведения, ту же Клаву Коку. Но когда ребенок играет Баха или Шопена, у него все равно сформируется правильный вкус.

— Ирина Анатольевна, вы могли бы отметить учеников, которыми вы особенно гордитесь?

— Сейчас в музыкальном училище успешно учатся Анатолий Малинкин (саксофон), Анастасия Лебедева, Анастасия Яценко (духовые) участвует в конкурсах, сама сочиняет музыку. Выпускница школы Ирина Ходулькова закончила консерваторию в Нижнем Новгороде, сейчас там преподает. Тейковскую музыкальную школу в свое время окончили несколько наших преподавателей. Среди них — педагог Владимир Александрович Чесноков, мой ученик. Преподаватели Елена Владимировна Шолохова, Елена Витальевна Баженова, Светлана Михайловна Ревтова, Сергей Вячеславович Блинов.

— По каким критериям вы отбираете учеников?

— Для этого существует подготовительное отделение. Целый год мы наблюдаем как дети развиваются, растут. На вступительных экзаменах мы проверяем ритм, память, слух, ставим оценки, на основании которых зачисляем на обучение. Важно на собеседовании узнать готовность родителей помогать своим детям. Приятно отметить, что с каждым годом желающих обучаться становится больше.

— Зачастую, отдать ребенка в музыкальную школу является желанием родителей. А сам ребенок относится к учебе с прохладцей. Как в этом случае быть педагогам?

— У нас есть такие дети, чье занятие музыкой — нереализованные возможности родителей. Но если папа хочет, чтобы его сын играл, то будет контролировать, беседовать, будет приходить на выступления. И со временем это даст свои плоды. Дети втягиваются в процесс обучения и им начинает нравиться.

— Воспитанники детской музыкальной школы успешно принимают участие в конкурсах. Расскажите о наиболее значимых.

— Конкурсы — это неотъемлемая часть нашей работы. В Иванове проходил VII Всероссийский конкурс «Музыка детских сердец». В нем приняли участие 14 коллективов из разных областей. И все выступали с концертными программами. Условиями конкурса было исполнение произведения а капелльно и желательно русской народной песни, произведения русского или зарубежного классика и современного автора. Мы исполнили веселую народную песню «Комара муха любила», «Прекрасное далеко» на музыку Крылатова, также пели «Пришла весна» Гречанинова. Оценивали выступления преподаватели Московского музыкального колледжа и Ивановского училища. На этом конкурсе мы стали лауреатами второй степени.

А вообще Иваново очень любит учащихся из Тейкова. Скорее всего, большое значение имеет серьезный подход преподавательского состава. И дети получают очень высокие баллы и награды.

Но, кроме конкурсов, мы принимаем участие в концертах. Выступаем в ДКРА и в ДК им. Ленина, в библиотеке, музее.

— Кто-то из ваших детей пошел по вашим стопам?

— Мои дети тоже закончили музыкальную школу. Сын учился на скрипке. Сейчас он работает юристом в Совете Федерации в Москве, дочь пианистка, работает на ХБК в управлении. Сейчас я много времени уделяю своему трехлетнему внуку. Мы читаем сказки, учим песни, он любит вместе со мной ходить в музыкальную школу. Музыка очень помогает в развитии детей. Это влияет и на память, и на восприятие прекрасного.

— А в чем вы находите вдохновение?

— Мои ученики приносят энергию и вдохновение. В музыкальной школе удивительная атмосфера. Когда ребенок заинтересованно смотрит в глаза педагогу, ты понимаешь, что он хочет научиться чему-то новому, поучаствовать в конкурсе. Это зажигает.

— Каким вы видите будущее музыкальной школы?

— Наша музыкальная школа участвовала в нацпроекте «Культура». В рамках этого проекта мы приобрели духовые инструменты, скрипки, новый рояль, микрофоны и подставки для хора. Хорошая аппаратура очень помогает и в обучении, и в концертах.

Конечно, хотелось бы свое новое здание. Мы проводим много концертов, нужен большой зал, а у нас только 40 мест. Даже родители не могут присутствовать на этих концертах. В нашем хоре 33 человека, есть великолепные подставки, но мало места.

В заключение беседы я спросила у Ирины Анатольевны, что бы ей хотелось пожелать своим коллегам. Она ответила, чтобы труд работников культуры был по достоинству оценен. Ну а для нее самыми ценными наградами за многолетний труд являются губернаторская грамота, почетный знак «Профессионал» городской думы г.о. Тейково и благодарность Ивановской областной думы.

 

Светлана Шалимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика