Мир дворянской усадьбы: Щелыково

Щелыково — старинная русская усадьба.

При подъезде к ней, переехав по мосту речку Куекшу, на левой стороне чуть повыше моста можно было увидеть мельницу, амбар, крытый навес для лошадей и  телег помольцев.

Само Сельцо Щелыково расположено на горе. С трех сторон (западной, южной и восточной) оно окружено лесом и только с одной северной стороны — пахотной землей, полосы которой спускаются к речке Сендеге, тоже окаймляющейся лесом.

Уже вблизи усадьбы справа, прямо против въезда, двухэтажный амбар, с галерейками и перилами, а слева две смежные деревянные крестьянские избы (зимняя и летняя). Напротив изб, по другую сторону въездной дороги в усадьбу, огромный приземистый четырехугольный скотный двор из красного кирпича с открытой площадкой в середине. От него на восток тянется штакетный забор, в котором большие створчатые ворота. Вся усадьба обнесена палисадом.

Въезжая в ворота, слева можно увидеть каменное здание в пять окон, с возвышающимся над ним деревянным мезонином. Внизу этого здания – «людская» и «господская» кухни и прачечная. Верх, состоящий из трех комнат, предназначался для прислуги, приказчика, а иногда и гостей. Справа от въезда погреб, огород, парники и маленькая тепличка.

Прямо открывается главное здание усадьбы — старинный барский дом. До Островских хозяином усадьбы был генерал-майор Ф.М. Кутузов — костромской предводитель дворянства (1788 – 1800 гг.). В Щелыковском поместье Кутузова находилось 40 крестьянских дворов, 107 мужских ревизских душ, в самой усадьбе было более полусотни дворовых.

Есть основание предполагать, что Кутузовы строили Щелыково, не жалея средств, как центральную усадьбу крупнопоместного владения, возводя в ней каменные здания. Косвенным свидетельством этому является и церковь Николы на Бережках. Эту необычную и замечательную в архитектурном и живописном  плане церковь мог построить только очень богатый помещик.

Версия о том, что существовал большой каменный дом, располагавшийся в другом месте усадьбы, но погибший от пожара имеет косвенные подтверждения. В верхнем парке Щелыкова рядом с двухэтажной беседкой сохранилась россыпь старинного кирпича, следы оснований больших колонн.  Да и вряд ли «старый» деревянный щелыковский дом мог удовлетворять Кутузовых в качестве их главного дома поры расцвета их материального благосостояния. Ведь он типичен для небогатого среднепоместного дворянства. Возможно, он был построен как временный, но в силу круто изменившихся обстоятельств кутузовской семьи стал постоянным.

Усадьба Щелыково была куплена отцом драматурга Н.Ф. Островским. Николай Федорович родился в Костроме 6 мая 1796 года в семье священника. Он окончил Костромскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию.

Не имея призвания к церковной деятельности, Николай Федорович вышел в гражданское сословие, начал служить в качестве чиновника по судебному ведомству и успешно совмещал свою службу в московских судебных учреждениях с частной адвокатской практикой, приносившей ему достаточные средства. Популярность энергичного, образованного, талантливого адвоката дала ему возможность в 1841 году оставить государственную службу и отдаться только частным занятиям. 

В 40-е годы Н.Ф. Островский был председателем нескольких крупных конкурсов — низших судебных инстанций Коммерческого суда, разбиравших дела несостоятельных должников, купцов-банкротов.

В самом начале 40-х годов Николай Федорович владел в Москве семью домами. Вероятнее всего, он и в дальнейшем вкладывал бы свой растущий капитал в доходные дома. Но его второй жене, баронессе Эмилии Андреевне фон Тесин, на которой он женился в 1863 году (первая его жена умерла в 1831 году), адвокатский быт был не по душе. Ей претили постоянно толпившиеся в их доме клиенты мужа — мещане и купцы. Да и начавшиеся недомогания Николая Федоровича требовали более спокойного образа жизни.

Так у Н.Ф. Островского созрело решение оставить адвокатскую практику и заняться сельским хозяйством. С 1846 года он начал покупать с торгов поместья. Им было куплено четыре имения в Костромской и Нижегородской губерниях, в которых состояло 279 крепостных крестьян. Среди этих поместий самое большое — Щелыково.

Оцененное становым приставом в 20 820 рублей 30 копеек серебром и купленное Николаем Федоровичем 28 июля 1847 года за 15 010 рублей, оно находилось в Кинешемском уезде Костромской губернии. Во всех селениях этого имения было налицо 111 ревизских мужских душ.

В Щелыкове кроме главного дома было три флигеля, в которых размещались дворовые люди. В хорошей сохранности оказались и все необходимые подсобные помещения: большой каменный конный двор, двухэтажный амбар, кормовой сарай, мякинник, три погреба, баня, каменная кузница и т.д.

Не располагая наличными средствами для оплаты всех поместий, Николай Федорович после покупки каждого имения занимал под него деньги в сохранной казне по обязательству на 37 лет. В общей сложности им было занято под все имения 15 540 рублей.

Возвратившись в 1847 году из только что приобретенного им сельца Щелыкова, Николай Федорович с увлечением рассказывал о нем своим детям. Его рассказы захватили всех и в особенности старшего сына Александра Николаевича.

Александру Николаевичу захотелось побывать в имении отца как можно скорее. И когда в апреле 1848 года вся семья, кроме брата Михаила, собиралась в усадьбу, он подал в Коммерческий суд, где тогда служил, прошение об отпуске на 28 дней для поездки «по домашним обстоятельствам в Костромскую губернию».

Получив отпуск и паспорт, драматург 23 апреля вместе со своим отцом пустился в путь. Ехали на лошадях в трех каретах.

Александру Николаевичу так понравилось Щелыково, что он вместо положенных 28 дней отпуска прожил там до осени и был навсегда очарован красотой и привольем усадьбы, великолепием ее окрестностей.

Островский впервые приехал в Щелыково во второй половине дня 1 мая 1848 года. Вечером следующего дня он уже вносил в дневник свои непосредственные впечатления. «С первого разу, — записал Александр Николаевич, — оно мне не понравилось… Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении свое Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты».

Новая усадьба пришлась по душе всей семье Островских.

Весьма довольный купленным имением, Николай Федорович сделал его своей временной (летней), а потом, по-видимому, с 1851 года, и постоянной резиденцией. Окончательно поселившись в Щелыкове, новоявленный помещик оформляется в качестве костромского дворянина.

Николай Федорович стал помещиком, крепостником, не только юридически, а и по существу своих воззрений на жизнь. Вступив во владение Щелыковым, он энергично начал превращать имение в доходное коммерческое предприятие.

Чувствуя в связи с недомоганием приближение смерти, Николай Федорович в декабре 1852 года написал завещательное распоряжение, по которому Щелыково передавалось его жене Эмилии Андреевне Островской с детьми, рожденными от брака с нею. Детям от первого брака — Александру, Михаилу и Сергею — отдавалось небольшое имение в 30 душ в Солигаличском уезде Костромской губернии и два маленьких деревянных дома в Москве. В одном из этих домов проживал драматург.

Эмилия Андреевна Островская не смогла содержать хозяйство усадьбы на уровне, достигнутом его мужем. Из доходного, растущего поместья, каким оно было при Николае Федоровиче, Щелыково постепенно сокращалось и превращалось в запущенное. В 1858 году дворовых осталось всего 15, а в 1859 году владелица Щелыкова располагала лишь 9 дворовыми. Поместье явно находилось в глубоком упадке.

Александр Николаевич и его брат Михаил Николаевич знали о том, что Эмилия Андреевна тяготилась имением. Переговоры братьев с мачехой завершились ее согласием продать усадьбу.

 

Александр Романов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика