Эксплуатация маломерных судов в осенний период

Эксплуатация маломерных судов в осенний период, накануне становления льда (ледостава) на водоемах области, должна осуществляться с максимальной осторожностью, при соблюдении всех норм безопасности. Ведь неблагоприятные погодные условия подвергают жизнь и здоровье судоводителя, а также пассажиров его судна,  существенным рискам.

В осеннее время аварийные ситуации происходят по разным причинам. Наиболее распространенными из них являются:

— переоценка мореходных качеств судна,

— грубое нарушение Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19.01.2018 №19,  Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487.

Тяжесть последствий от аварии усугубляют также характерные свойства осеннего водоема. Известно, что при температуре воды -2°С  смерть человека может наступить  уже через 5 — 8 минут пребывания в воде. Быстрота этого процесса зависит от физического состояния человека, от стойкости его организма к низким температурам, теплозащитным особенностям одежды и многого другого.

В случае опрокидывания маломерного судна причиной гибели также могут быть повреждения механическими средствами водного транспорта, «холодовой шок», развивающийся в первые 5 — 15 минут после погружения человека в воду, или нарушение функции дыхания.

Принято считать, что активные движения в ледяной воде помогают человеку согреться, но это не всегда так: наряду с увеличением теплопродукции за счет мышечного напряжения нарастают и теплопотери, в  результате чего энергетические резервы организма расходуются значительно быстрее.

Еще одна причина быстрого охлаждения — перемещение прилежащего к телу (подогретого телом) слоя воды и замена его новым, холодным. Поэтому активно плыть рекомендуется лишь в тех случаях, когда расстояние до берега или до лодки можно преодолеть минут за 20 — 40 без полного истощения тепловых резервов.

Как только потерпевшему удается добраться до берега, — ему необходимо снять мокрую одежду и, если нет возможности надеть сухую, хорошенько отжать ее и снова надеть. Время от времени рекомендуется разогреваться с помощью физических упражнений.

Растирание тела не только не способствует улучшению состояния, но может принести вред, так как при этом охлажденная кровь из периферических сосудов будет активно поступать в сосуды центрального кровообращения.

Не следует также для согревания употреблять алкоголь — он не только действует угнетающе на центральную нервную систему, но и усиливает охлаждение, расслабляя спазмированные холодом сосуды конечностей, что способствует поступлению холодной крови к сердцу, печени и другим важным жизненным органам.

Ивановское инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области предупреждает: чаще всего несчастные случаи с судоводителями и пассажирами маломерных судов происходят из-за отсутствия на них спасательных жилетов! Если вы, на свой страх и риск, решили провести время на водоеме в лодке, то не стоит игнорировать этот необходимый атрибут безопасности, который, в случае происшествия, может спасти жизнь. 

Так, на акватории Волги, в июне 2022, спасательный жилет помог рыбаку, выпавшему из лодки. Рассказывает  заместитель Пучежской пожарной части № 46 Дмитрий Иванов:

«Около половины девятого мне позвонил товарищ и сообщил, что на городском пляже находится плачущий ребенок, который просит о помощи и говорит, что его папа утонул. В это время я находился у себя на даче, и сразу же пошел спускать лодку. Позвонил на пункт связи ПЧ-46 и передал диспетчеру данную информацию и попросил,  чтобы он выслал дежурную смену спасателей и наряд полиции на городской пляж. Прибыв через несколько минут на пляж, спасатель узнал от плачущего мальчика, что они с папой рыбачили на ПВХ лодке и потом папа выпал за борт и пропал. Хорошо, что десятилетний ребенок смог сориентироваться и показал примерное место, где рыбачили, – продолжает Дмитрий. – Рыбака ветром снесло на 1 км от берега на судовой ход. Большую помощь в поисках оказало то, что мужчина был в спасательном жилете, благодаря которому я смог его быстро обнаружить. В это время на Волге было сильное волнение и уже смеркалось, если бы не жилет оранжевого цвета поиски мужчины могли бы затянуться, а шансы на выживание оставались бы минимальными».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика