День народного единства: история становления праздника

В 2005 году был учрежден новый государственный праздник – День народного единства.

 

Он отмечается 4 ноября в память о том, что четыре века назад, в 1612 году, народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы. Это событие положило окончание иностранной интервенции и Смутного времени на территории Русского государства, которые могли завершиться распадом нашей страны.

Период Смутного времени (1589 -1613 гг.) назван так с легкой руки русских писателей XVII столетия. Это один из самых трагических периодов отечественной истории, время безвластия, голода, войны с интервентами, народных восстаний.

Напомним, в 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Трон занял боярин Борис Годунов.

В стране разразился политический кризис, который усугубила внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I, выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя убили в ходе мятежа.

Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

В эпицентре тех событий оказалась территория современной Ивановской области. Осенью 1608 года польские, литовские и украинские отряды наемников гетмана Сапеги захватили наш край и заставили присягнуть «тушинскому царю». Здесь также бесчинствовали отряды, хорошо вооруженные, сильные в бою на открытой местности. Это были отъявленные разбойники, не имевшие за душой ничего, кроме жажды богатства. Они грабили города, разоряли церкви, выжигали села вместе с жителями, не щадя ни стариков, ни младенцев.

Но уже в декабре вспыхнуло восстание в Юрьевце, которое возглавил дворянин Федор Красный. В том же году волна восстаний прокатилась и в других населенных пунктах нашего края. В Решме восставших возглавил простой крестьянин Григорий Лапша. В Юрьевце — чарочник Федор Григорьевич Красный. В Холуе возглавил крестьянин, откупщик Илья Деньгин.

Исторические источники указывают на выступления в Лухе и Дунилове. И если говорить о Дунилове, то мы читаем, что ратники прибыли «конно и лыжно». То есть лыжи способствовали быстрому передвижению по снегу и прибытию, что и позволило нанести удар по тушинцам.

В 1609 году на борьбу с оккупантами поднялись Плес и Мыт. Переломным моментом в народной освободительной борьбе мы можем по праву считать бой, состоявшийся 25 — 26 мая около Кинешмы, а потом и на территории самого города.

Огромное многотысячное войско интервентов во главе с Лисовским и Плещеевым направилось к вотчине Д.И. Шуйского — Кинешме. Был канун праздничного дня Вознесения Христова, все горожане отправились в церковь в праздничных одеждах, на торговой площади шумел базар.

Воевода Федор Васильевич Боборыкин, получив известие о приближающемся войске противника, нарушил предписание — он оставил свою крепость и вывел дружину на Луховской тракт, где был дан страшный бой. Против нескольких тысяч интервентов сражалось около 300 человек.

Не дождавшийся подмоги из Солдоги и Решмы, Боборыкин героически погиб в первом бою. Остатки ополченцев дали второй бой, пытаясь остановить врагов на берегу речки Кинешемки. Горожан, которые укрылись в соборе, лисовчики сожгли.

Бой был проигран, но впервые за всю историю Смуты интервенты потерпели серьезный отпор от слабо вооруженных крестьян и посадских людей и лишились большого количества своих воинов.

28 июня 1609 года состоялась битва при острове Мамшин (в районе Решмы). Соединившиеся отряды Соловцова, Износкова, Остренева и Наумова оказались сильнее интервентов — большинство тушинцев были убиты, ранены и пленены. Но, несмотря на серьезные потери, Лисовского разгромить не удалось.

Значение этой победы было весьма велико. Героическое сопротивление наших земляков не дало возможности прорваться интервентам и изменникам родины на Кострому и на Нижний Новгород со стороны Юрьевца. Все это позволило Шереметеву направить основные силы для очищения от тушинцев районов Мурома и Касимова. А изрядно поредевшие в боях с местными жителями отряды Лисовского и Будилы не смогли принять участие в июньских попытках тушинцев штурмом овладеть Москвой и Владимиром. Кроме того, часть вражеских отрядов были отвлечены и от блокированной поляками Троице-Сергиевой Лавры, где героически защищались от неприятеля монахи и ополченцы.

В течение лета 1609 года большая часть территории современной Ивановской области была освобождена от неприятеля; весной 1610 года были освобождены Гаврилова слобода (будущий Гаврилов Посад) и Суздаль. Сегодня мы можем сказать, что все эти события стали важным этапом подготовки освободительного похода на Москву.

Огромную роль в поддержке национального духа и патриотических чувств во времена Смуты играла Русская православная церковь. Нельзя не упомянуть о величайших фигурах архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и патриарха Гермогена, которые по просьбе «Совета всея земли» рассылали письма, призывающие направить под Москву подкрепление против поляков.

Сам Троице-Сергиев монастырь выдержал шестнадцатимесячную осаду 15-тысячным войском. Две с половиной тысячи крестьян и монахов не покорились врагу. Когда  войско Скопина-Шуйского освободило монастырь, в живых осталось лишь 200 человек.

Патриарх Гермоген был замучен в подвале Чудова монастыря в Кремле. На предложение распустить ополчение, он проклял во все времена захватчиков и умер от голода и жажды.

Между тем, письма Дионисия дошли до Нижнего Новгорода, где воевода Алябьев собрал старейшин на совет, один из них – Кузьма Захарьевич Минин предложил зачитать письмо с амвона после службы в церкви. А после этого на торговой площади выкликнул зов собирать пятую или третью копейку с имущества, сам лично посещал дома и накладывал сбор на ополчение.

Своим полным освобождением от врагов и изменников Российское государство обязано не только Кузьме Минину, но и Дмитрию Пожарскому. Минин из-за своего низкого происхождения не мог быть воеводой. На роль полководца требовался дворянин из княжеского рода. Выбор пал на проявившего себя героически в первом ополчении и лечившегося от ран, полученных в боях с поляками, Дмитрия Михайловича Пожарского из рода князей Стародубских.

Делегация дворян, духовенства вместе с Кузьмой Мининым прибыла осенью 1611 года в село Мугреево-Никольское (ныне это территория Южского района). Пожарский располагал также вотчинами Мыт, Верхний Ландех, Нижний Ландех, Борок, Пестяки. Например, Нижний Ландех был пожалован ему царем Василием Шуйским в 1609 году. Был у него и дом в Шуе. Кроме того, в 1609 году князю были пожалованы часть Холуя, 15 дворов в Лухе, в 1619 году – село Ильинское.

Князь дал согласие на просьбу нижегородцев встать во главе ополчения.

Войско формировалось зимой 1611 — 1612 гг. Минин и Пожарский разослали по многим городам призывы направлять свои отряды в ополчение.

Ополчение двинулось из Нижнего Новгорода к Москве окольным путем – вверх по Волге через Балахну, Городец, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль. Путь его лежал по поволжским землям Ивановского края.

Одна из остановок войска Минина и Пожарского была в Юрьевце, где их ждало радостное известие: горожане собрали «многую казну», к ополчению присоединился многочисленный отряд. 10 марта ополчение прибыло в Решму, затем в Кинешму, которая пополнила войско людьми и запасами.

Когда ополченцы остановились в Плесе, к Пожарскому явились посланцы из Костромы с сообщением, что костромской воевода Шереметев держит сторону самозванца. Пожарский из Плеса пошел прямо на Кострому и встал перед городом на посаде.

В конце марта 1612 года ополчение вступило в Ярославль, где задержалось на четыре месяца, так как необходимо было собрать и реорганизовать военные отряды, запастись деньгами, боеприпасами.

В Ярославле было создано временное правительство «Совет всея Руси». Фактически Ярославль в этот период стал столицей России.

В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве и после упорных боев в начале ноября освободило столицу. Героически сражались в первых отрядах на улицах в центре Москвы сам князь Пожарский, героический подвиг совершил и Кузьма Минин – неожиданно ударил в тыл врага, тем самым поверг интервентов в бегство и панику.

Осевшие в Кремле поляки испытывали нечеловеческий голод – дошло дело до людоедства, но шляхтичи не собирались сдаваться: в ответ на предложение Пожарского сдаться, они ответили грубыми ругательствами. В октябре враги капитулировали, Пожарский вошел в Кремль с общенациональной святыней — иконой Казанской Божьей Матери, которая всегда находилась в стане.

С ноября 1612 года временное правительство рассылает грамоты в разные города, извещающие об очищении Москвы и призывающие присылать в столицу делегатов для участия в Земском соборе, основным вопросом которого должны были стать выборы нового царя всея Руси.

На Земский собор, открывшийся в Москве в январе 1613 года, собралось около 800 человек со всех концов Руси. В нем приняли участие и представители Шуи, Луха, Юрьевца, Кинешмы.

21 февраля 1613 года царем был избран юный Михаил Федорович Романов, который находился в то время в Ипатьевском монастыре в Костроме. С избранием на царство Михаила Романова наметился перелом в преодолении Смуты, но еще семь лет наши земляки принимали участие в боях с поляками, шведами, восставшими казаками, впереди были десятилетия восстановления страны.

В 1649 года указом царя Алексея Михайловича 22 октября (по юлианскому календарю) в честь избавления в 1612 году Москвы и России от поляков, было объявлено государственным праздником. 

После 1917 года с приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

С 2005 года в память о событиях 1612 года, когда воины — ополченцы, освобождая Москву от польских интервентов, продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа, день 4 ноября стал государственным праздником – Днем народного единства.

 

Александр Романов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика