«Только глубоко любящий свою малую родину человек мог написать такие строки»

Тейковская земля богата талантливыми людьми. Среди них поэты, писатели, художники, военные деятели. Всех их объединяет любовь к родному краю.

Изучая их судьбы, творчество, духовный мир, мы знакомимся с историей и культурой нашей  малой родины, возрождаем и сохраняем память о провинциальных талантах.

Однажды в Новогоряновской сельской библиотеке я заметила маленькую книжку стихов с поразившим меня названием «Благая весть».  Ее автором оказался уроженец  Гаврилово — Посадского района, долгое время проживавший в поселке Нерль Николай  Тютяев. Я загорелась желанием как можно больше узнать об этом человеке, авторе необычайно красивых стихов.

Родился Николай Сергеевич Тютяев 4 июня 1946 года в деревне Путятино Гаврилово – Посадского района. Отец и старший брат к тому времени уже вернулись с войны. Отец с легким ранением, а брат — с тяжелой контузией. В семье Тютяевых росло шесть братьев. Старший — Юрий 1924 года рождения, Леонид (1927 г.р.), Борис (1930 г.р.), Сергей (1932 г.р.), Яков (1934 г.р.) и Николай.

На воспитание сыновей в основном сказалось влияние матери Клавдии Васильевны (в девичестве Вериной), родом из деревни Стебачево Нерльского сельсовета. Как говорил сам Николай, «умеющей все на свете; глубоко верующей, набожной женщины». Чудом народного фольклора называл он ее сказки, запомнившиеся с двухлетнего возраста. С неизменным зачином: «Скрипит елева нога, можжевелева нога…».

Путятино, родина поэта, в послевоенные годы была колхозом деревни Имени Буденного. Отец был председателем. Поэтому в их доме размещалась контора. Бесконечные собрания, собрания… Дым коромыслом. «Молния-лампа, подвешенная к потолку, гаснет от недостатка кислорода». Если требовалось, председательский дом становился своеобразным клубом, служил избой-читальней, поэтому в доме всегда водились книги.

Местом, где деревенский мальчик Коля Тютяев постигал первые азы письма и чтения, стала начальная школа, расположенная в полутора километрах от Путятина. Первой учительницей была Серафима Сергеевна Смирнова, которая всегда отзывалась о нем с теплотой, считала очень смышленым и любознательным.

С пятого по десятый класс учился в Петровской средней школе. Мечта стать поэтом зародилась именно тогда. Первые пробы пера появились в ученических стенных газетах. По словам самого Н. Тютяева, «поэтом, ошарашившим его рабством души и плоти, окатившим с ног до головы волной поэзии», стал Сергей Есенин.

Скромный, внешне угрюмый, неразговорчивый, трудолюбивый и обязательный — таким запомнился Николай одноклассникам и друзьям. Судьба не баловала его. В летние каникулы не гнушался никакой сельской работой: пас колхозное стадо, чтобы заработать на учебники и школьную форму.

Трагедия произошла летом 1962 года. Он взял на себя вину за смерть отца. Для всех знавших Николая это был шок. Суд проходил в клубе Петровского спиртзавода. Запомнились его последние слова: «Не оправдываюсь. Время все поставит на свои места». Десять лет, проведенные в местах заключения, на лесоповале в Вологодской области, не сломили в нем человека, наоборот, закалили. Об этом нелегком периоде сохранились стихи из автобиографического цикла «Запретная зона».

В сентябре 1972 года в возрасте 26 лет он вернулся на родину и поселился в селе Стебачево у своей тетки по линии матери Лидии Васильевны Вериной. Устроился на Крапивновскую ткацкую фабрику: возил основы. Затем вместе с тетей, работающей на фабрике «Серп и Молот», перебрался в поселок Нерль. Поселился на улице Зеленой, за железной дорогой.

Местный краевед Евгений Платонычев о поэте вспоминал: «Жил среди нерльчан, в общем-то, скромный, незаметный человек. Свое увлечение поэзией ни перед кем не афишировал. Работал на фабрике клееваром. А затем с началом перестройки перешел на проходную. Больше всего любил ночные смены, потому что никто не мешал. Чаю на плиточке нагреет. И с головой уходит в поэзию. Рубцова не уставал перечитывать, и, конечно, любимого Есенина, с детских лет вошедшего в его судьбу. И писал, писал…»

Времена были трудные, но поэт ценой больших усилий при жизни издал единственную книгу стихов, которая называется «Благая весть». Чтобы покрыть расходы за издание книги, продал холодильник. Но никогда никому не жаловался этот благородный человек. «Благая весть» вышла в конце 1995 года, а через несколько месяцев Николая Тютяева не стало. Умер этот влюблённый в поэзию человек в рождественские дни: истощённый туберкулёзом и  другими недугами, потерял сознание недалеко от больницы.

Мне захотелось воочию посмотреть на места, где поэт жил и работал. И вот я в посёлке Нерль.  Нашла дом, где проживал поэт, увидела здание фабрики, на которой он работал. Мне посчастливилось разговориться с Н.Н. Андреевой, местной жительницей, в те годы работавшей в больнице п. Нерль  фельдшером.  Она рассказала мне, что знала Николая Сергеевича, и однажды ей пришлось во время ночного дежурства посещать поэта по вызову. Нина Николаевна говорила, что Николай Сергеевич был добрым, скромным и очень больным человеком.

И вот в моих руках книга Н.С. Тютяева «Благая весть». Я открываю книгу, читаю слова автора, адресованные мне, читателю, и узнаю, что данная книга – попытка противопоставить миру наживы – мир живой человеческой души.

Тема человека с его горестями, радостями, жизненными победами и поражениями, взлётами и падениями, ошибками близка автору. Так в стихотворении «Не устаю благодарить» он пишет:

Не устаю благодарить

Судьбу за милость-

Жить, сомневаться и любить

Ночную сырость.

Творчество Н. Тютяева было сродни творчеству Есенина, Рубцова. Одной из тем его творчества является тема Родины, тема России. Читая его стихотворение  «Пророчество», я поняла,  что,  несмотря на свою трудную судьбу, он не озлобился и продолжал любить свой край, свою Россию.

Вещай, вещай, святая Русь,

Под гнётом новых испытаний.

Что не напрасен груз страданий

Твоих Иванов и Марусь.

Его малая родина — это очень красивые, песенные места с удивительно светлыми реками, и они органично вошли в его поэтическое творчество. Только глубоко любящий свою малую родину человек мог написать такие строки.

То пригорок, то вмятина –

Деревенька Путятино.

Здравствуй, здравствуй,

столбовая,  голубая  родина!

Жизнь в посёлке Нерль также отразилась в его творчестве. С душевной теплотой он пишет о своих земляках – вечных тружениках родной земли.

…Вот и берег Нерли,

Где поставлена точка на карте.

Деревеньки да села,

Да фабрика – там, за рекой…

Кто с путевкой за пазухой,

Кто по плацкарте,

Кто по волюшке божьей.

Шли на фронт трудовой.

При жизни стихи Николая Тютяева печатались в «Ивановской газете», «Рабочем крае», газете «Наше время», в журнале «Современник». Его поэтический дебют состоялся в коллективном региональном сборнике – антологии одного стиха «Час России», подготовленном к изданию Виктором Астафьевым и вышедшем в издательстве «Современник» в 1988 году. В числе двенадцати поэтов – ивановцев, опубликовавшихся в нём, был и наш земляк, единственный, кто не был членом «Союза писателей».

Закончить свой рассказ я хочу стихотворением Николая Сергеевича Тютяева  «Русь», которое мне очень нравится и волнует мою душу.

И снова ты передо мною

Встаешь пленительно – близка:

Шатер небес над головою

И этот колокол небесный,

И кисть рябины у виска,

И этот полдень голубой,

Полет стропил и говор местный.

С Европой спорят новизной.

Но если грустью и печалью

У россиянки тронут взор.

Мир не готов ещё – под шалью

Увидеть свадебный убор.

Николай Тютяев в своём поэтическом творчестве действительно оказался провидцем. Встала с колен Россия, стала сильным государством, с которым в современном мире считаются великие державы. Жаль, что он не дожил до этих времён. В возрождении России есть частичка и его труда — поэта и гражданина. Россия всегда славилась талантами. Таким талантливым поэтом из глубинки был и Николай Сергеевич Тютяев.

 

Анастасия Хилай, ученица Новогоряновской средней школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика