Тейкову лет намного больше, чем мы думаем

Интерес к истории того места, где ты родился, вырос и живешь вполне естественный для каждого человека. «А что здесь было раньше? Что за люди здесь жили, чем они занимались? Как мои предки связаны с этой землей?» — эти и подобные вопросы рано или поздно, но всегда задает себе каждый человек.

Для некоторых это будет только эпизод в своей жизни, загруженной повседневными делами, для других – определенный этап, связанный с поисками исторических корней своего рода, для других – увлечение на всю жизнь, переросшее в профессиональное изучение вопроса. В общем, это случается со всеми, это происходит всегда, но у всех по-разному. Жители Тейкова не являются исключением. Наиболее любознательных из них мы знакомим с новой страницей из древней истории нашего города.

Тейково находится практически в центре древней ростово-суздальской земли. Естественно и история этого места должна быть древней и интересной. Действительно, количество древних курганов, окружающих Тейково, многолетние археологические раскопки Академии наук СССР на мезолитических и неолитических стоянках древних людей, под руководством доктора исторических наук, профессора Д.А. Крайнова на берегу бывшего оз. Сахтыш, находки, найденные в разведывательных шурфах, им же заложенных, в историческом центре Тейкова – в районе Ленивой горы, свидетельствуют о древности нашего края. Это все так. Но археологические артефакты не дают точной датировки возникновения того или иного населенного пункта. А человеку хочется конкретики, которая может быть представлена только в письменных источниках.

Собственно, что и откуда нам известно о возникновении Тейкова? Назовем три основных источника широко известных в краеведческой литературе. Во-первых, это информация из «Книги Суздальские письма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витовтова 136, 137 и 138 годов» (1628, 1629 и 1630 гг.). Впервые ее опубликовал, правда без ссылки на первоисточник, основатель тейковского краеведения, конторщик Каретниковской мануфактуры Ф.Г. Журов в журнале «Грамотей» в августе 1862 года. Согласно этой записи, которую мы помним почти дословно, видно, что Тейково в то время было уже селом, числилось в Суздальском уезде и принадлежало двум помещикам: «за вдовою за княжною Авдотьею княжь Григорьевою, женою Тюфякина» и за «стряпчим хлебенного дворца за Федором Ивановичем Босовым, по государственной жалованной грамоте 127 (1619) года». Эта запись, в различных вариантах и стала отправной точкой в описании села и, в последующем, города Тейкова почти на 120 лет.

Во-вторых, это материалы из следственного обыска «…о поступках мятежника Ивана Болотникова» от 23 августа 1618 года, из собрания древних актов шуйского краеведа XIX века В.А. Борисова. Здесь указывается еще более древняя дата упоминания о Тейкове, но по различным причинам она не стала столь цитируемой, как первый вышеупомянутый источник.

И, в-третьих, это запись о разделе «… двора Якова Иванова сына Молчанова между братьями его Григорием Большим и Григорием Меньшим», датированная 11 октября 1613 года, которую «…писал села Теикова церковнои диячек Вяска Федоров» (ЦГАДА, ф.1209, оп.224, № 11332, л.104-106). Данную запись, в начале 80-х годов XX в. обнаружил наш земляк, замечательный советский ученый-лингвист, доктор филологических наук, профессор Института русского языка АН СССР С.И. Котков в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА). Впоследствии, данный документ был опубликован им в книге «Памятники деловой письменности XVII века. Владимирский край», в разделе «Отказные и отдельные книги», выпущенной издательством «Наука» в 1984 году.

Таким образом, данная запись, датированная 1613 годом по сути и стала отсчетом истории села Тейкова почти на 35 лет – до 2019 года. Так мы и считали. Но время не стоит на месте. И то, что нам не ведомо не означает, что этого не существует. Прошлое открывает свои двери тем, кто в них стучится. Так и случилось. Занимаясь краеведческим поиском, удалось обнаружить удивительные издания – «Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века», в 4 томах, выпущенные издательствами «Археографический центр», «Памятники исторической мысли, «Древлехранилище». Составителями сборника являются А.В. Антонов и К.В. Баранов. Издания были осуществлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Сборники содержат сотни неизвестных ранее актов XV — начала XVII века из частных архивов русских служилых людей. Настоящим изданием в научный оборот вводятся ценнейшие документальные свидетельства великокняжеской политики в области служебных и земельных отношений, сословных привилегий, центрального и местного управления. Публикуемые акты существенным образом расширяют источниковую базу для исследования служилого сословия и дают новый фактический материал по социально-экономической истории Русского государства XV — начала XVII века.

Так вот, в этом издании не раз встречается упоминание о населенных пунктах современного Тейковского района, связанные с фамилиями Блудовых (с. Тейково), Шафровых, Крюковых (с. Сахтыш), Хметевских (с. Березовик и окрестные деревни). Не раз встречаются упоминания и о Тейкове, датированные ранее 1613 года.  Но самое раннее из них мы нашли в томе 1 на стр. 274 запись № 286, посвященную Хметевским. Стоит отметить, что Хметевские – древний русский дворянский род, имевшие родовое поместье в с. Березовик. Именно им и посвящена найденная жалованная грамота, которую мы приводим целиком.

1538/39 г. — Жалованная данная (поместная) и несудимая грамота в. кн. Ивана Васильевича Тимофею Никитину сыну Хметевского с детьми Владимиром, Иваном и Василием на дд. Желтиково, Саманово, Понкратово и др. с поч. в вол. Тейково Суздальского у.

Се аз, князь великий Иван Васильевич всея России, пожаловал есми Тимофея Никитина сына Хметевскаго да его детей Волотьку, да Иванька, да Васюка в Суздальском уезде в волости в Тейкове Студинскаго села деревнями, что было в поместье за Федором за Тубынским, деревнею Жолтиковою, деревнею Самановым, деревнею Панкратовым, деревнею Лесным, деревнею Загонцом, деревнею Доброхотовым, починком Сосновиком, деревнею Балиным, деревнею Воронковым, деревнею Ломовым, деревнею Токаревым, деревнею Собольцовым, деревнею Сосновцом, деревнею Подвязновым в поместье со всеми угодьи, что к тем деревням потягло. И кто у него в тех деревнях учнет жити людей, и наши наместницы суздальские и волостели1 и никто у н и х1 тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, а ведают и судят тех своих людей Тимофей с детьми сами во всем или кому прикажут. А случится суд смесный2 тем их людем с городскими людьми или с волостными, и наши наместницы и волостели3  у них тех их людей судят, а Тимофей с детьми или их прикащик с ними же судят, а присудом4 делят наполы. А кому будет чего искать на Тимофее и на его детях или на их прикащике, ино их сужу яз, князь великий, или мой боярин введенной.

На обороте сей грамоты написано тако:

Князь великий Иван Васильевич всея России.

РГИА. Ф. 1343. Оп. 31. Д. 2545. Л. 59, 59 об. Копия 1816 г.

Примечания: Датируется по упоминанию в деле: Тимофею Никитину с его детьми за службу от царя и великаго князя Иоанна Васильевича пожалована вотчина в Суздальском уезде в разных деревнях, и дана была грамота в 7047 году {‘Гам же. Л. 56). 1Так в ркп.; по формуляру: и их тиуны. 2В ркп.: с московскими. 3В ркп. пропущено: ел. 4В ркп.: пред судом.

Таким образом, перед нами самый древний на сегодняшний день письменный документ, в котором упоминается Тейково. Датируется он с даты выдачи грамоты – 1539 годом.

Как же так получилось, что почти 25 лет мы ничего не знали о данном документе? Причин несколько. Во-первых, никто специально этим поиском не занимался, и мы этот источник обнаружили случайно. Во-вторых, это специфическое название сборника, посвященное больше специалистам-лингвистам, архивариусам и историкам. В-третьих, это малый тираж, причем изданный в очередные смутные времена российской истории. В настоящее время в поисковых системах Интернета можно в свободном доступе с ним познакомиться.

Есть ли вероятность, что будут найдены еще более древние упоминания? Да, такая вероятность остается, но она стремится к нулю. Дело в том, что оставшиеся письменные источники – это только малая часть, сохранившаяся после многочисленных пожаров, уничтоживших большую часть русских архивов. Достаточно упомянуть о двух наиболее сильных московских пожарах в 1626 и в 1812 годах. Поэтому найти более древние упоминания будет все более затруднительно и проблематично.

Завершая свое повествование, мы вводим новую дату в истории Тейкова – 1539 год, год первого, на сегодняшний день, письменного упоминания о Тейкове. Таким образом, в 2019 году Тейкову – 480 лет.

 

Сергей Кузьмин,

кандидат педагогических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика