Пасхальное послание Епископа Шуйского и Тейковского Матфея пастырям, инокам и всем верным чадам Шуйской епархии

Возлюбленные братья и сестры, пастыри и монашествующие, все благочестивые христиане Шуйской епархии!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Эти бессмертные слова мы сегодня произносим и к бессмертию приобщаемся. «Христос Воскресе!» – поют ангелы и святые, торжествующие на Небе. В этих словах состоит начало нашего воскресения здесь, на земле, и Господь всех нас призывает приобщиться к этому торжеству. В сегодняшний преславный и святой день мы с особенной силой можем ощутить великие блага Подателя Жизни – Воскресшего Господа, Который незримо присутствует посреди нас. Возрадуемся великой радостью – той, которая царит в православных храмах, которой наполнены пасхальные песнопения! «Ныне всё наполнилось светом – Небо и земля и преисподняя, да празднует вся тварь восстание Христа, на котором утверждается!»

Христос упразднил духовную смерть и даровал нам вечную Жизнь, и это – истина, просветившая и победившая мир. Вся наша вера, главные наши чаяния основаны на Воскресении Христовом, которое находится в неразрывной связи с нашим воскресением. Мы все, как первый человек Адам, не избежим смерти телесной, но нас оживляет вера в бессмертие и воскресение души. «Если Христос не воскрес, – восклицает апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:14,22). Но, несмотря на эти вдохновенные и убедительные слова Священного Писания, как сложно многим принять эту истину, переосмыслить свое отношение к смерти и бессмертию!

В нашем современном бытии понятие смерти во многом потеряло сакральный смысл, и погребение умершего представляется более ритуалом для его близких, нежели глубоким пожеланием ему бессмертия в вечности, куда он переходит. Победить страх перед тайной смерти, найти ей объяснение и обратиться к Победителю смерти – одна из главных задач в жизни человека. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Мы и теперь умираем прежнею смертью, но не остаемся в ней; а это не значит уже умирать. Сила и подлинность смерти в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни. Если же он после смерти оживет, и при том – лучшей жизнью, то это уже не смерть, а успение (то есть сон)».

Земная жизнь человека сопряжена с множеством скорбей. Нас часто отягощают болезни и немощи, а также угнетенное душевное состояние. Господь и пришел в мир для того, чтобы мы протянули Ему свою руку, воззвали о помощи. Суть Своего служения Он выразил словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19; Ис. 61:1). Спаситель сотворил при жизни множество чудес и исцелений. Каждое исцеление было не только Божиим даром человеку, но приобщением его к вечному Царству, малым воскрешением его души – новым «летом» в его жизни. Любой христианин когда-то глубоко переживал благодать своего духовного «лета», радость о Господе. Возрадуемся, братия и сестры, что самое неповторимое «лето Господне» – Пасха Христова – сегодня наступило для всех!

С особенной силой Христос явил Свою оживляющую, воскрешающую силу в последние дни Своей земной жизни. Воскрешением Лазаря Господь показал, что уже в земной, телесной жизни человеком преодолевается вечная смерть, что уже в теле человек становится причастником славы Воскресения. Благоразумный разбойник – это пример того, что переходящий в смерть, даже если он великий грешник, – будет прощен, спасен и воскреснет душой, если покается. И на примере праотца Адама, которого Христос извел из ада вместе с праведниками, нам открывается, что умершие войдут в рай, если имели общение с Богом и в покаянии примирились с Ним. Икона Воскресения называется «Сошествие во ад»: на ней изображается, как Христос, войдя в адскую темницу, сокрушает, попирает ее врата и изводит оттуда нашего праотца Адама и нашу праматерь Еву. Узники ада не сами выходят из заключения, но Воскресший Господь, взяв их за руки, как бы вытягивает, вырывает их силой Своего Божества из объятий смерти. Праздник Воскресения и называется Пасхой, что означает по-еврейски «переход», «избавление». Христос спасает нас, утопающих, погибающих во грехе, умирающих духовной смертью, и нашим долгом является ощутить потребность в Спасителе, призвать Его. Весь путь Христов ознаменован для каждого верующего постепенным освобождением, исцелением, воскрешением души. Это и есть знаки нашего спасения в вечности.

Наша современная жизнь всё более наполняется внешним, часто бесцельным движением, и всё более – внутренней пустотой, душевным бессилием. Многие из нас жалуются на усталость и разочарование, потерю смысла жизни. Можно сказать, что в жизнь человека входят новые, нераспознанные еще искушения, которые нацелены на саму основу личности, на ее духовную свободу. Как же нам потребно выйти из этого непрестанного круговорота суеты, обострить внимание к своему душевному устроению! При всей необходимости внешних попечений обязательно нужно стремиться к «тихому» внутреннему состоянию, настраивать себя на благочестие и душевную чистоту. Как можем мы подлинно пережить Пасху, если даже на краткое время нам трудно иметь душевное напряжение, трудно пребывать в состоянии борьбы с собой?

Достаточно часто мы повторяем, что нашему молодому поколению становится сложнее формировать свою личность, обрести себя, преодолевать все эти новые искушения. Существующая в обществе идеология потребления, а сказать вернее, отсутствие самой идеологии, накладывает ответственность за возрастание юного поколения на нас самих – на родителей, педагогов, Церковь. То, что мы успеем вложить в наших детей перед их вхождением в сознательную жизнь, то и составит основу будущего поколения. Призываю наших прихожан принимать посильное участие в устроении воскресных школ, детских садиков, праздничных православных мероприятий. И главное – стараться поддерживать дух православной семьи.

Идея христианства есть идея единения, идея общины. Любовь, которую заповедал нам Христос, проявляется в общине – семье, приходе, братстве, монастыре. Эта любовь – не есть лишь взаимная симпатия или «приятность» от общения. Любовь евангельская основана на служении, на взаимной помощи, терпении, – в этих качествах и проявляется дух Христов. Стремление послужить ближнему естественно отражается на всех сторонах общественной жизни, это и должно стать нашим миссионерством. Служение как таковое – это не только добрый пример, но и средство исполнения заповедей Христовых, обретения духовной радости. Эта радость может становиться нашим «летом Господним», преддверием Пасхи.

В нынешний пасхальный день вместе со всей Церковью воспоем: «Поклонимся святому Христову Воскресению, се бо прииде Крестом радость всему миру!» Преложим свои печали на радость, потому что высшая духовная радость сегодня явилась всему миру! Христос Воскресе!

 

† Матфей,

Епископ Шуйский и Тейковский

Пасха Христова,  28 апреля 2019 года

Град Шуя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика