Русский театр: от скоморохов до профессиональных актёров

Искусство театра зародилось в Древней Греции в VI в. до н.э. из праздников, посвященных богу виноградарства и виноделия Дионису.

Бог Дионис ходил в сопровождении сатиров – это были полулюди – полукозлы. Во время народных гуляний под пляски и песни шли мужчины, наряженные в козлиные шкуры, изображая сатиров. А исполнявший роль Диониса шел в окружении сатиров, окутанный виноградной лозой. Эти праздники – Дионисии – и стали основой будущих театральных представлений. В Древней Греции артистами были только мужчины, они играли и мужчин, и женщин, и птиц, и животных. Выступали в масках, на ногах были высокие платформы, чтобы в театре актера было хорошо видно. Появились трагедии – пьесы, которые обычно заканчивались гибелью главных героев, а также комедии – веселые пьесы. Актеры выступали на особой площадке – оркестре – а рядом стоял хор, который играл в древнегреческих спектаклях важную роль. Появились и первые драматурги – Софокл и Эсхил.

В средние века театров не было, т.к. лицедейство считалось греховным. В деревнях и замках, на постоялых дворах и ярмарках выступали бродячие актеры – жонглеры. Без них не обходились ни деревенские свадьбы, ни рыцарские турниры. Жонглеры пели о битвах и походах, прославляя подвиги героев, показывали фокусы, акробатические номера, водили с собой обезьян и медведей, разыгрывали небольшие пьесы. Церковь отрицательно относилась к этим веселым зрелищам, считая, что они отвлекают от молитв и размышлений о Боге. Бродячих артистов даже запрещалось хоронить на христианских кладбищах.

Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – это итальянская народная комедия масок. Именно с эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведением театрального искусства становится спектакль, который создается на основе драматического произведения в соответствии с замыслом режиссера, под его руководством, совместными усилиями актеров, а также художника.

В России первый театр был открыт в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича. До этого только в ярморочные дни скоморохи и лицедеи разыгрывали представления для толпы. Главным героем таких представлений был Петрушка, говоривший народным языком. Организатором театра Алексей Михайлович определил пастора лютеранской церкви Готфрида Грегори. Это был предварительный театр для избранных по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев) и ставил пьесы на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники. Но театр не прижился, поскольку был далек от реальной жизни. После смерти царя в 1676 г. театр был закрыт.

Петр I сделал шаги по созданию в России общедоступного театра. Для него было построено помещение на Красной площади в Москве, но труппа была составлена из иностранцев, и пьесы были иностранных авторов.

Однако подъем русской национальной культуры во II половине XVIII века делал необходимым создание русского театра. Уже при императрице Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (шляхетский корпус) и Москвы (университет). Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729 – 1763). Наслышанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 г. – директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Первым русским драматургом был Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777). Его перу принадлежат трагедии, комедии, басни, лирические песни. Одной из особенностей театральной жизни XVIII в. стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известны были крепостные графов Шереметевых в Кускове и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском. Крепостную актрису Прасковью Ковалеву – Жемчугову приезжали слушать специально из Петербурга.

Краеугольные камни в репертуар русского театра заложили Денис Иванович Фонвизин (комедия «Недоросль»), Николай Васильевич Гоголь (комедия «Ревизор»), Александр Сергеевич Грибоедов (комедия «Горе от ума»), а достроил здание репертуара Александр Николаевич Островский. 60-70-е годы XIX века вошли в историю русского театра как время А.Н. Островского. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве и были широко представлены на сцене Александринского театра в Петербурге.

Основоположником реализма в русском сценическом искусстве был актер Михаил Семенович Щепкин (1788 – 1863), который блистал в Малом театре в роли Городничего в «Ревизоре», в роли Фамусова в комедии «Горе от ума», в роли Кузовкина в «Нахлебнике» Ивана Сергеевича Тургенева и других.

Крупнейшим представителем русского романтизма был  Павел Степанович Мочалов (1800 – 1848). Родился в Москве, в семье крепостных актеров. Театральная среда, в которой родился и вырос Павел, определила его жизненный путь. Отец, Степан Федорович – известный актер, трагик Московского театра, стал первым учителем сценического искусства для сына. 4 сентября 1817 г. Павел Мочалов впервые появился на сцене Московского театра. Дебют прошел успешно. С 1824 г. – в Малом театре. Прославился в трагедиях Шекспира и Шиллера. В 1829 г. Мочалова впервые наблюдал великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский. В письме к родителям он писал: «Гений мой слишком слаб, слишком ничтожен, недостаточен, чтобы достойно описать игру сего неподражаемого актера,… сего великого артиста драматического искусства». Век Мочалова был недолог. Гибель пришла нелепо. Коляска его по пути в Москву из Воронежа провалилась под ломкий лед. Павел Степанович вымок. Приехал в Москву совершенно больной. Умер 16 марта 1848 г. Ему было всего 48 лет. Александр Иванович Герцен написал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжение 35 лет и на протяжении всей Европы».

В середине XIX века в Малом театре ярко блистал талант Прова Михайловича Садовского (1818 – 1872). Свой путь артиста он начинал в провинции. Играл в разных городах. На казанской сцене его увидел Щепкин и пригласил в Малый театр. Главное место в творчестве Садовского заняла драматургия Островского. В 28 пьесах он исполнил 29 ролей. Играл Дикого в «Грозе», Тита Титыча («В чужом пиру похмелье»), но, пожалуй, лучшей его ролью из Островского был Любим Торцов («Бедность не порок»). Это был  образ человека, тяжело переживающего свое падение, но сохранившего лучшие черты своего характера. Во многом благодаря Садовскому в Малом театре сохранились и были развиты традиции М.С. Щепкина.

Пристальное внимание современников привлекало творчество Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850 – 1903). Воспитывалась она в семье театрального парикмахера, родители ее неизвестны. Когда Стрепетова начала выступать на сцене, ей давали комедийные и опереточные роли, в которых она не имела никакого успеха, переезжала из города в город. Успех начался в Казани, где Стрепетовой дали роль Катерины в «Грозе» А.Н. Островского. Играла она не всегда ровно, но лучшие ее роли производили потрясающее впечатление. Критики писали о ней: «Не играет, а живет на сцене».

Во II половине XIX века на сцене Малого театра блистала Мария Николаевна Ермолова (1853 – 1928). Родилась в семье суфлера Малого театра. В 1871 г. впервые вышла на его сцену. Ей поручали роли болтливых барышень из водевилей. Через 2 года, сыграв роль Катерины в «Грозе», она доказала, в чем ее призвание. В 1876 г., в свой бенефис, она сыграла роль Лауренсии в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». В роли простой девушки, призывающей народ к восстанию против угнетателей, талант Ермоловой раскрылся во всей полноте. Но власти заподозрили в успехе спектакля политическую демонстрацию и сняли пьесу из репертуара. Оставшись без главной роли, Ермолова несколько лет добивалась постановки пьесы Ф. Шиллера «Орлеанская дева». В 1884 г. премьера состоялась, Ермолова исполнила роль Жанны д’Арк. И эту роль она играл 18 лет. Желающих посмотреть этот спектакль было так много, что его перенесли на сцену Большого театра.

Русский театр XIX века – это театр актера. Только в очень слаженной труппе просматривался ансамбль. Обычно каждый актер играл свою роль в силу собственного разумения. Слабым местом театра была режиссура. Редко появлялись спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением.

Таким театром – ансамблем стал основанный в 1898 г. Московский художественный театр, который возглавили Константин Сергеевич Станиславский (1863 – 1938) и Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858 – 1943). Его расцвет приходится на первые годы ХХ века, когда в истории русского театра наступили новые времена, славились пьесы Антона Павловича Чехова и Максима Горького. Именно этот театр и определил вектор развития русского драматического театра на весь ХХ век.

 

Галина Минина,

историк, краевед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика