«Ищите себя в этом мире и ничего не бойтесь!»

В преддверии 87-летия газеты «Наше время» мы предлагаем заглянуть на «творческую кухню» одного из журналистов «районки» — Сергея Шивкова.

Тем более что для этого появился хороший повод: в феврале в издательстве «АСТ» вышла антология «О чем молчат выжившие», и автором трех рассказов в сборнике является наш коллега.

— Сергей, как твои рассказы попали в сборник?

— Во-первых, необходимо пояснить, что книга «О чем молчат выжившие» вышла в рамках межавторского проекта «Вселенная Метро 2033». Его основателем является известный российский писатель и журналист Дмитрий Глуховский. В 2002 году он дебютировал с романом «Метро 2033», первоначально выложенном в Интернете. Первое издание его книги было напечатано в 2005 году, но особого внимания не привлекло. А вот второе, вышедшее в 2007-м, стало настоящим бестселлером. В 2009 году вышло продолжение — «Метро 2034».

Эти произведения привлекли внимание любителей отечественной фантастики, постепенно возникла идея межавторского проекта. Каждый месяц в издательстве «АСТ» выходит по одной книге разных авторов, а один раз в несколько лет – сборник рассказов, под одной обложкой которого объединены как уже довольно известные авторы, так и дебютанты.

Чтобы стать соавтором сборника, необходимо было победить в литературном конкурсе. Условия участия в конкурсе простые: нужно было написать рассказ (или несколько рассказов), а затем отправить его на рассмотрение конкурсного жюри. Рассмотрение рассказов проходило на условиях анонимности, имен авторов они не знали.

Рассказы, соответствующие заявленной теме конкурса и обладающие необходимыми литературными достоинствами, поступали уже главному редактору проекта. Тот либо окончательно отсеивал работы, либо направлял их авторам на доработку. Конкурс длился два года, за это время было отсеяно больше ста участников. В итоге в сборник вошло двадцать два рассказа, из них три — мои.

— То есть тебя можно поздравить с дебютом на Всероссийском уровне.

— Это нельзя назвать моим литературным дебютом. Дело в том, что еще в 2015 году в рамках проекта «Вселенная Метро 2033» был опубликован сборник «Сказки Апокалипсиса». В нем, неожиданно для всех, в том числе и для меня, напечатали сразу четыре моих рассказа.

— А чем, на твой взгляд, «Вселенная Метро» привлекает любителей фантастики?

— На первый взгляд, это довольно пессимистический мир, в котором приоткрывается мрачная картина мира будущего. Мира, который не сумел предотвратить глобальную катастрофу и пал под натиском ядерной бури. В результате очаги цивилизации сохранились в глубоких подземельях московского метро, дав еще один шанс человечеству. А вот как оно смогло им распорядиться —  рассказывают авторы проекта.

В первых книгах серии «ВМ 2033» жизнь теплится на станциях метро, каждая из которых, по сути, представляет собой отдельное государство с собственной идеологией, режимом, лидером, армией. Жители столичной подземки воюют друг с другом, объединяются в союзы, становятся вассалами более сильных соперников. Все станции метро не похожи друг на друга, каждая имеет свой неповторимый мир.

Таинственные туннели московского, а позже и петербургского метро и их обитатели, вот-вот готовые выпрыгнуть на героев из темноты, заставляют сердца читателей учащенно биться. А описание станций-государств пропитаны саркастическими аллюзиями на недавнее прошлое или настоящее. И вот на фоне такого мрачного постъядерного мира живут герои произведений проекта.

Правда, несколько лет назад серия прошла серьезную перезагрузку. Авторы уже не зацикливаются на столичной подземке, герои их книг вышли на поверхность, что дало проекту второе дыхание, значительно расширив границы и горизонт происходящего.

— Что, помимо возможности опубликовать свое произведение в рамках такой долгоиграющей серии, как «Вселенная Метро 2033», подвигло тебя принять участие в конкурсе рассказов?

— Здесь было что-то сродни спортивному азарту и желанию проверить собственные силы. Как я уже сказал, в сборнике «Сказки Апокалипсиса» было напечатано сразу четыре моих рассказа. Хотелось себя проверить: это единичный успех, дело случая или ты можешь что-то сказать, что заинтересует издателя и читателей. В новой антологии у меня три рассказа. С одной стороны, можно сказать, что это шаг назад, а можно расценить как признак стабильности.

Кроме того, приятно оказаться под одной обложкой с ведущими авторами «Вселенной». А то, что сейчас ощущают дебютанты – словами передать трудно. Положить свой кирпичик в монументальное здание под названием «Вселенная Метро» — это действительно круто!

— Трудно ли было дорабатывать текст по замечаниям редактора?

— Кто-то, очевидно, обижается на рекомендации редактора: я весь такой из себя гений, направил на конкурс свою нетленку, а меня заставляют что-то менять. Но авторам, особенно молодым, надо понять, что работа в рамках межавторского проекта требует определенного единообразия. И редактор в данном случае не враг вам, а союзник.

Лично у меня было две правки. Первая была настолько серьезная, что, например, по совету главреда действие в рассказе «Капитан Лавров» пришлось переносить на другую ветку метро, а персонажи рассказа «Черная метка» в итоге перекочевали из Москвы в Ивановскую область.

Затем была заключительная правка, которая выразилась в добавлении пары-тройки абзацев в каждом из рассказов. Это уже, так сказать, финальная шлифовка, призванная устранить некоторые шероховатости в сюжетной канве или биографиях главных героев, мелкие уточнения по местной флоре и фауне.

— Что из книг или фильмов самому нравится читать или смотреть в жанре постапокалипсис?

— В кино – фильм Стэнли Крамера «На берегу», поставленный по роману Невила Шюта, «Дорога» (режиссер Джон Хиллкоут). Еще можно назвать фильм «Я – легенда», снятый по произведению Ричарда Мэтисона. Что касается книг, то не могу назвать какого-то одного конкретного автора. Читаю самые разнообразные книги, независимо от направлений и жанров.

— Откуда черпаешь вдохновение?

— Мы занимаемся журналистской деятельностью. Это не всегда благодарный труд, когда все время ты должен быть в тонусе и вовремя сдать материал. Если в такой ситуации будешь сидеть и ждать вдохновения, то просто сойдешь с дистанции с формулировкой «за профнепригодность».

Поэтому мой ответ можете воспринимать серьезно или не очень. Во-первых, у писателя, как и у журналиста, должно быть чугунное, скажем так, седалище. Если ты поставил перед собой задачу написать статью, главу книги, наметь необходимое количество знаков (страниц) – и в путь!

Лично у меня на написание одного рассказа уходят час-полтора, не больше. Но до этого несколько дней я в голове мысленно прокручиваю варианты развития сюжета; главные и второстепенные герои постепенно «обрастают мясом», чтобы они выглядели не плоскими картонными статистами, а живыми людьми, которых можно любить и ненавидеть, сопереживать вместе с ними, радоваться их успехам.

Во-вторых, надо как можно больше читать. Кто-то осилит пять-шесть книг и после этого уже считает себя будущей звездой мировой фантастики. Читать надо постоянно. Это позволяет видеть основные направления в литературе, учиться у маститых авторов тем или иным сюжетным приемам и ходам.

В-третьих, вот уже четыре года я не смотрю телевизор. Считаю, что он только отнимает бесценное время. Конечно, если вы из клана бессмертных, то этот совет не для вас. Но, подсев на сериалы или ток-шоу, вы теряете драгоценное время, которое могли бы посвятить новой главе вашей будущей книги.

— Любой человек, связанный с литературой, хочет написать свою книгу. Ждать ли нам в ближайшие годы повесть или роман за твоим авторством?

— Говорят, что написать книгу легко, трудно написать интересную книгу. Еще в 2016 году, после выхода в свет сборника «Сказки Апокалипсиса» я во время отпуска написал повесть, затратив на это ровно месяц. Но я изначально понимал, что пишу ее не для читателей, а исключительно для себя. Работа с малой формой и масштабное литературное полотно – это две большие разницы. Нужно было на практике попытаться найти свой стиль. В результате пришел к выводу, что мне интересно писать детективную фантастику в антураже постапа. Последние два года я собирал материал, разрабатывал различные сюжетные линиии, искал образ главного героя. Будем надеяться, что через некоторое время это выльется во что-то осязаемое и интересное как для меня самого, так и для читателя.

— И в заключение. Сергей, что бы ты хотел пожелать творческим людям, которые хотят связать свою жизнь с журналистикой или литературой?

— Мой скромный литературный опыт показывает, что сегодня необязательно жить в Москве, Санкт-Петербурге или других мегаполисах. В век Интернета мир стремительно сжимается в пространстве. И если вы родились и живете в маленьком провинциальном городке, поселке или даже в селе, то это не значит, что вы ничего не сможете добиться в жизни вообще и в литературе, журналистике в частности.

Я сам начинал с детских рассказов и сказок в нашей «районке», затем была победа в региональном конкурсе короткой прозы. И вот теперь мои рассказы печатают в Москве. Сегодня есть много самых различных конкурсов, в которых вы можете принимать участие, громко заявлять о себе и побеждать. Ничего не бойтесь и ищите себя и свое место в этом мире!

«Ищите себя в этом мире и ничего не бойтесь!»: 1 комментарий

  • 18.04.2018 в 15:02
    Permalink

    Сергей! ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЮ!!! ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ И НОВЫХ НАХОДОК!!!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика