«Учитель я — и не люблю покой…»

Умного, интеллигентного человека видно сразу, с первых минут общения. И это общение дает ощущение невероятного удовлетворения от прекрасно проведенного не впустую времени.

Такой собеседницей оказалась Нина Васильевна Кукушкина, учитель русского языка и литературы, которая в эти дни отмечает свой юбилей. Она 43 года отдала школе, из них 35 лет – школе №2. Уже несколько лет Нина Васильевна на заслуженном отдыхе, но юбилей стал для нас поводом сказать об этом человеке еще раз, тем более что через ее уроки прошло, образно выражаясь, полгорода. И все ее бывшие ученики говорят о ней только хорошее.

Нина Васильевна принадлежит тому поколению учителей, которые привыкли работать, отдавая всего себя, и зачастую совершенно бескорыстно. «Учитель я – и не люблю покой, и мне не надо должности другой» — цитирует свое любимое изречение Нина Васильевна. Вся учительская жизнь у нее так и складывалась – без покоя: помимо уроков, в школе работал театр, в котором играли, конечно же, дети. Ставили первый бал Наташи Ростовой, «Цыганы» А. С. Пушкина, фрагмент из поэмы Маяковского «Хорошо!» и много другого. Театральные постановки были настолько интересны, что собирались зрители из других школ. «Мои бывшие ученики, которые давно выросли, завели свои семьи, получили профессию, при встрече со мной вспоминают именно наши репетиции и спектакли, — рассказывает Нина Васильевна, — потому что мы невероятно много над этим работали, детям нравилось, наша внеклассная жизнь была насыщенной. Сейчас, к сожалению, из школы, я бы сказала, ушла душа, потому что ушла внеклассная работа, такая, какая она была когда-то».

Со своими подопечными Нина Васильевна не только в театре занималась, но и проводила литературные вечера, дополнительные занятия. Ходили в походы на озеро Рубское, Красный остров, с ночевкой и непременными спутниками таких походов – костром и песнями. К сожалению, сегодня столько создано административных препятствий для таких романтических дел, что любой, даже самый активный учитель, не станет брать на себя организацию: противоклещевые обработки, разрешения от разных инстанций, не дай бог отравление или еще что. Кто же после этого захочет в поход? Так что наши сегодняшние дети разве что «сдают поход» на ГТО и что-то теоретически узнают на уроках ОБЖ.

Но стихия учителя – это в первую очередь уроки. От личности учителя во многом зависит, полюбят ли дети предмет. Без преувеличения можно сказать, что литературу и русский, которые вела Нина Васильевна, если не любили, то, во всяком случае, с удовольствием посещали. Секрет здесь один: свой предмет надо любить и знать, отдавать всю себя, считает Нина Васильевна Кукушкина. И никакие современные технические средства не заменят души учителя, техника хороша именно как вспомогательное средство. И с этим трудно поспорить. Парадокс в том, что сейчас, когда Интернет дает почти безграничные возможности для познания, качество знаний школьников во многом уступает тому, что было. Чем это объяснить? Нина Васильевна пожимает плечами: век быстрых технологий забрал у нас что-то, какой-то стимул поискать, поднапрячься – «забил» в поисковике, и вот оно, на блюдечке. Слаще то, что досталось с трудом – известная истина.

— Вам часто приходилось повышать голос на уроке? – спрашиваю Нину Васильевну, заранее предполагая, что ответ будет, скорее, отрицательный.

— Нет, не часто, — говорит она, — я вообще не помню, чтобы мне приходилось это делать. Конечно, на уроке не было такого, что, как говорят, муха пролетит – слышно. Но проблем с дисциплиной тоже не было, работали все.

— А как вы прививали привычку читать, ведь известное дело, читают не все, а некоторые и вовсе не читают?

— Чтобы мне было с кем работать на уроке, приходилось иной раз и заставлять прочесть, по крайней мере те главы или места, которые важны будут на обсуждении. А часто бывало так, что, прочитав несколько глав, ученик читает все, попросту заинтересовавшись. Да и сама атмосфера обсуждения в классе заставляла прикоснуться к книге, иначе будешь чувствовать себя некомфортно: все говорят, обсуждают, а ты сидишь и ничего не понимаешь.

— Вы много говорили с учениками на уроках литературы?

— Мы этим большую часть времени и занимались. А иначе невозможно: литература требует осмысления, которого добьешься, когда разговариваешь. Плюс, мы учились рассуждать и письменно, писали сочинения. Хорошо, что сейчас к этому возвращаются, пусть и не на оценочном уровне, лишь зачет-незачет, но все же.

— Вы скучаете по школе?

— Сейчас нет, я ведь достаточно много отработала. Уходила больше по семейным обстоятельствам, переключилась на свои проблемы, это и отвлекло, не дав долго переживать по поводу ухода. Сегодня в школе нет тех, кого я учила, все в прошлом. Но я встречаю и своих коллег, и бывших учеников, мы всегда хорошо общаемся. В школу я теперь хожу лишь, пожалуй, на День учителя, меня всегда приглашают.

Уважаемая Нина Васильевна! Мы от всей души поздравляем вас с юбилейным Днем рождения! Пусть в жизни ждут вас всегда теплые слова, внимание близких, а настроение будет чудесным. Здоровья вам и долгих лет жизни!

 

Елена Вжещ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика