Просвещение и «Праздник Светов»

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Богоявление

От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня, которое называется также Богоявлением и Просвещением.

Богоявлением — потому что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, а также в память о чуде, которое произошло во время Крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Евангелист Лука пишет об этом: «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» (Лк.3,21-22).

Просвещением и «Праздником Светов» этот день называется потому, что Бог – это вечный Свет и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4,16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в Навечерие этого праздника, в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Стоит добавить, что называть Крещенский сочельник Богоявлением неправильно. Богоявление, как уже было отмечено, это еще одно название праздника Крещения Господня, а день перед праздником Крещения называется сочельником или, по-другому, Навечерием Богоявления. Особенность этого Праздника составляет одно великое водоосвящение, которое совершается дважды. Первый раз великое водоосвящение бывает накануне праздника – в Крещенский сочельник, а другой – в самый праздник. В оба дня вода освящается совершенно одинаковым «Великим чином освящения воды» и поэтому между водой, освящённой накануне Крещения, и водой, освящённой в день праздника, никакого различия нет – она имеет одинаковую святость и называется великой агиасмой (по-гречески «агиасма» – «святыня»). А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают Евангелие и молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

 

Как пользоваться крещенской святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее с верой и молитвой Богу употребляют натощак в небольших количествах, кропят свое жилище. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Хотя и желательно – из благоговения к святыне – принимать святую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией –при недугах или нападениях злых сил – пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

 

Окунуться ли в прорубь?

Купания в проруби возникли как традиция в подражание Господу Иисусу Христу, который также в этот день входил в воду реки Иордан, но эта традиция вовсе не обязательная и, что особенно важно, купания в проруби в этот праздник не очищают человека от грехов. От грехов нас очищает лишь таинство Исповеди, да и то при наличии нашего искреннего раскаяния в совершенном перед Богом и намерение исправиться.

Еще есть миф: если святую воду неправильно наливать: «от себя», «через руку» или через воронку; если ставить тару со святой водой на землю; если святую воду неправильно пить: из горлышка, а не из чашки; если к ней подливать обычную воду, то она потеряет свои свойства. Это ни на чем не основанные суеверия, магизм. И считать так неправильно. Ни в Священном Писании, ни в Священном Предании (1Кор.11:2,23) Церкви нет тому оснований. Что же это за Великая Святыня, если она теряет свои свойства от любой ерунды? Вот от чего точно может потерять свои свойства Святая Вода, взятая вами, так это от непристойного поведения в очереди за водой, ругани, брани, толкотни и забвения о Боге. И для чего дана нам православная вера и Церковь, которая словами Господа призывает: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33).

 

Живите верой!

Подлинный христианин должен жить не мифами и сказками о религии, но хорошо знать истинное христианское вероучение, жить живой христианской верой и пребывать в молитвенном общении с реальным Живым Богом! Свт. Филарет (Дроздов) пишет: «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы Апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».К словам свт. Филарета можно добавить слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Невозможно быть православным христианином и не знать Писания» (Библии). Для спасения необходимо изменить само направление нашего существования к жизни духовной и помнить, что эта временная жизнь дана нам для подготовки к вечной жизни! Но, к сожалению, многие из приходящих в храм за требами не услышат священника, по слову Господа: «Уши имеют и не слышат, и глаза имеют и не видят, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их, ибо огрубело сердце их» (Мф.13:15).

Но, каждый раз, когда из этой толпы, которая спешит освятить куличи или получить святую воду и бежать домой праздновать, потом по-настоящему приходят к Богу, приходят на богослужение, на исповедь и меняют свою жизнь, стремясь к святости, хотя бы один, два или три человека, – это радость для священника, ни с чем не сравнимая.

 

Алексий БАЛАБУХИН,

священнослужитель Свято-Георгиевского храма г. Тейково, иерей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика