Сергей ТРОФИМОВ: «Вместе нам хорошо…»

«Наше время» продолжает публиковать интервью с известными людьми в рамках участия во Всероссийском проекте «Быть отцом!», инициированном Фондом Андрея Первозванного, Интернет-журналом «Батя» и издательством «Никея».

Сергей Трофимов – композитор, поэт, музыкант, исполнитель своих песен. Родился 4 ноября 1966 года в Москве. Десять лет был солистом Московской государственной хоровой капеллы мальчиков при академии им. Гнесиных. Учился в Институте культуры и в Московской консерватории. Участвовал и получил диплом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году. Выпустил более пятнадцати сольных альбомов, работал с такими исполнителями, как Александр Иванов, Светлана Владимирская, Вахтанг Кикабидзе, Лайма Вайкуле, Лада Дэнc, Александр Маршал, Николай Носков, Елена Панурова, Лев Лещенко и др. Член Союза писателей России. Заслуженный артист России. Отец троих детей: Анны (1988 г.р.), Ивана (2003 г.р.), Елизаветы (2008 г.р.).

— В одной из ваших песен есть такие строки: «И когда тоскою защемит сердце, я спешу на встречу со своим детством». Что же там, за туманом десятилетий?

– Знаете, это у любого человека бывает, глубоко-глубоко детское, когда ты понимаешь, что это чудо встречи с Творцом, с Создателем, с той самой Любовью, которая пронизывает все вокруг. Это может быть капля росы, которая на листке сияет, – и ты вдруг понимаешь, что ты не один. Или божья коровка, которая прилетела и села на руку. Представляете, какое чудо! Или ты на камере от автомобильного колеса катаешься летом на пруду.

— Вы учите своих детей так чувствовать мир?

— А они настоящие, зачем их учить? Это у них надо учиться – не заморачиваться на всяких незначительных вещах. Надо стараться в душе оставаться немного ребенком, и собственные дети в этом очень помогают.

— Вы справляетесь с ролью родителя?

— Я не считаю себя  идеальным или хорошим отцом. Очень мало времени провожу с детьми. У меня работа такая – постоянные разъезды. Но когда мы вместе, мы непобедимы!

— Что делаете, когда вместе?

— Хулиганим. Спортом занимаемся. Музыкой. Вместе нам хорошо!

— В чем, по-вашему, проявляется мужчина? Чему должен отец научить сына?

— Мужчина – это в первую очередь дух. Он должен быть духовитым. А это значит, надо быть твердым и разумно распоряжаться своей твердостью. Мне бабушка говорила, что мужчина проявляется в трех ипостасях: охотник, воин, учитель. Вот этому я и стараюсь сына научить.

— А дочери что отец должен передать?

— Как с девочками быть, я вообще не понимаю. Только любить.

Сергей рассказывает про дочь: «Лизка плачет чисто по женским поводам. Мы с ней сидели как-то два часа разбирали пьесу на фортепиано, у нее не получалось. Наконец стало выходить. И вот она уже такая счастливая, уже хохочет».

— Что вы привозите детям из гастрольных поездок?

— Лизе – детскую косметику, всякую кукольную утварь и все, что нужно для рисования. Ваньке — всякие вертолеты, лодки на моторах – все, что запускается. Он это любит.

— Вы с детьми играете?

— Конечно! С Ванькой люблю моторные игрушки запускать. Дочке, если надо, могу кукольный домик или еще что-то починить.

И со своими музыкантами, и со своим сыном Сергей Трофимов играет в сокс. Играющие встают в круг и отбивают друг другу маленький мячик, набитый крупой. Эта забава очень распространена у подростков. Но Сергей недоумевает: «А почему бы взрослому человеку не поиграть? Азартно, есть возможность подвигаться».

— Получается хоть иногда путешествовать всей семьей?

— Конечно. Если концерты где-то поблизости – не дальше Питера, – я беру детей с собой. И в свободное время мы стараемся куда-то выбраться отдохнуть все вместе — не только за границу, но и в небольшое село Дедово в Нижегородской области. В футбол там играем, в волейбол, шашлыки делаем, в лес, на озеро ходим. Каждую осень всей семьей выезжаем собирать грибы. В деревне всегда есть, чем заняться. Еще к матушке Виктории ходим, церковной старосте.

В начале 90-х Трофимов был певчим в одном из московских храмов. В Дедово помогал восстанавливать  храм во имя Спаса Нерукотворного. Сейчас его редко можно увидеть там на клиросе во время праздничных богослужений.

— Что для вас деревня? Отдушина?

— Деревня – это неосуществимая мечта. Переехать? Но как? Город, конечно, утомляет ужасно, но здесь образование, работа, движение, возможности. А там вымирает все. По всей России так. У меня уже столько знакомых пыталось деревню спасать. Может, это и возможно, но для этого в сознании у людей должно что-то поменяться. Сейчас везде непросто, весь мир на каком-то изломе. Но у нас такая особенность – даже когда трещит фундамент дома, мы продолжаем своих тараканов подсовывать соседу по коммунальной квартире. Все время думаем о том, что кругом враги, а не о том, что нужно своей страной заняться.

— Детям нравится в деревне?

— Очень. Когда мы первый раз приехали, был чистый снег, глубокий-глубокий, и стоял настоящий русский холод. А они у меня с полутора лет в прорубь ныряют. Поэтому им сразу понравилось. Ну и плюс, они же видят и перенимают наше отношение ко всему.

— Вообще трудно находить общий язык с детьми? Чувствуете разницу поколений?

— Чувствую, конечно. Мы-то росли по-другому. У них гаджеты, айпэды и всякие компьютерные игрушки. А ты пытаешься привить любовь к чтению, потому что ребенок должен мыслить не только виртуальными образами. Но самое главное – постараться уберечь их от вещизма. Сложно противостоять современной идеологии потребления. А как объяснить маленькому человеку, что смысл не в этом?

Сергей с детства делал успехи в музыке, был неплохим пианистом, играл на гитаре. В подростковом возрасте мальчик упал с дерева и получил два тяжелейших перелома Галеацци (переломы локтевых костей с вывихом). На восстановление потребовалось несколько лет, два года пришлось ходить в гипсе. Затем Сергей вновь взял в руки гитару. Мама музыканта говорит, что именно тогда он начал активно писать стихи.

— Если у детей возникают конфликты со сверстниками, вмешиваетесь?

— Мы их обсуждаем дома, но вмешиваться, я считаю, нельзя. Ребенок должен сам найти выход. Вот у Вани, например, был конфликт с мальчиком из старшего класса. Супруга уже хотела идти разбираться. Но мы с сыном поговорили  – и конфликт был исчерпан.

— Наказываете детей?

— Нет. Когда старшая была маленькой, я пытался по молодости быть суровым отцом. А потом понял, что все это бесполезно, работает только собственный пример.

— По хозяйству ваши дети умеют что-то делать?

— Готовят салаты всякие, пиццу, фокаччу. Лиза пельмени лепит. Ванька умеет инструментом пользоваться. Убираться, конечно, умеют. Они как-то сами учатся. Заставлять тут нельзя, это только отторжение вызовет. Ведь человек по своей натуре свободен. Лиза копирует маму, Ваня копирует папу. Они повторюшки.

— А как же утром вставать? В школу идти? Не заставлять?

— Надо объяснять: папа работает, у мамы дела, и ты должен свои обязанности выполнять, если хочешь кем-то в этой жизни быть.

— А каково вообще жить с творческим человеком?

— Нормально. Правда, творческий человек в какой-то момент может уйти в себя. Но супруга моя тоже умеет уходить в себя, она тоже творческий человек.

До замужества Анастасия была танцовщицей в балете Лаймы Вайкуле. После рождения детей увлеклась фотографией.

— Вы оба творческие люди, может быть в этом секрет семейного счастья?

— Секрет счастья никто вам не скажет.

— Ну, есть какие-то правила, помогающие вам сохранять мир в семье?

— Семья – это способ существования, основанный на взаимном компромиссе.

— На словах-то понятно. Но почему же тогда не все семьи счастливы?

— Счастье нужно выстрадать. Чтобы душа состоялась, она должна страдать.

 

Автор интервью Александра ОБОЛОНКОВА

Фото из семейного архива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика