Александр ЯКУНИН: «В большой семье нет мужских и женских дел»

«Наше время» продолжает публиковать интервью с известными людьми в рамках участия во Всероссийском проекте «Быть отцом!», инициированном Фондом Андрея Первозванного, Интернет-журналом «Батя» и издательством «Никея».

Мы решили «рисовать» портреты отцов. Поговорим с нашими героями об их отцах и собственном отцовстве, о детстве и детях. И в разговоре этом, может быть, проявятся очень личные, особенные для каждого переживания. А в целом эти портреты, мы надеемся, позволят нам лучше узнать мужчин современной России в контексте прошлого и будущего.

Семья Якуниных – победитель городского конкурса газеты «Московская правда» «Семья года – 2005», окружного фестиваля «Семья – 2008», участник районных и городских конкурсов. В 2014 году правительством Москвы Александр и Наталья были награждены орденом «Родительская слава».

 

Об отце, который все умел

 

У меня папа великолепный человек был, Царствие ему Небесное. Он умер очень рано, когда ему был 51 год.

Отец многое умел, старался всё в доме сделать своими руками (я очень хорошо помню его жилистые руки). Убирали в доме они с мамой вместе. Стиральных машин таких, как сейчас, еще не было, выжимали вручную, он выжимал. Я помогал, платочки стирал, помню. У меня записано на бобине, как я в 3-летнем возрасте читаю стишок: «Мама стирала белье, а котик смотрел на нее, мама устала, пошла отдыхать, а котик взял мыло и начал стирать». Отец своим примером мне показал, что значит быть главой семьи – быть за всё в ответе. В субботу – стирка, в воскресенье – глажка. И он так гладил – он же печатник, работал на машине офсетной печати, у него листочек к листочку всегда лежал – как он умел складывать эти листы…

В пятницу утром я в детсад не ходил, с рюкзаками мы ехали, со спальниками к родителям на работу, они отпрашивались в обед, и уже в 8 вечера у нас стояла палатка на берегу Истринского водохранилища, донки закинуты на леща, подлещика. Многие рыбацкие снасти папа сам вытачивал. Ребенок все замечает. И я также замечал.

В 45 лет у отца случилось два инфаркта подряд, пока я был в армии. Он лежал в реабилитационном центре в Перхушково, там рядом церквушка, нарышкинская, красивая. Там мы с ним крестились. В детстве я был крещен малым чином. То есть, если кто не знает, принесли водички из храма, святой, крещенской, налили тазик. Одна местная старушка, православная, верующая, окунула: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Все, надели крестик, рубашечку. Крестик сняли, рубашечку спрятали, водичку вылили в земельку под яблоньку. А тут, после армии, отец сам мне предложил: «Давай покрестимся». Нас там было человек двадцать. Женщины в колготках, полотенца вместо юбок, все друг у друга крестными были. Это 90-91-й год.

После этого отец уехал в деревню. Городской человек, а за 5 лет дом построил, создал целое хозяйство – овцы, козы, корова… Он и умер-то, доя козу. У него случился третий инфаркт.

 

О том, как квартиры  добивались

 

В 2005 году наша семья победила в конкурсе «Семья года». Главным призом была машина, ВАЗ 2110. На этой новой «десятке» мы и уехали оттуда. В следующем году мы как победители прошлого года были в жюри. И подумали: если мы – семья года, может, обратиться все-таки к Лужкову – он тогда был мэром, мы же обнимались-целовались на сцене, много фотографий было, Настя на руках у него сидела, кепку сняла. И целый год мы пытались через мэрию к нему попасть, но ничего не добились. И вот в 2006 году на конкурсе мы встретились, поговорили, и все устроилось: через полгода въехали в новую квартиру. Нам предоставили возможность приобрести квартиру у города по льготной стоимости. Мы за нее платили еще 5 лет, но когда у нас родились еще 2 детей, то государство на каждого ребенка нам по 18,5 метров подарило.

 

О свободном графике

 

Я работаю массажистом, занимаюсь частной практикой. Рабочая пятидневка меня не устраивает. Я хочу участвовать в жизни семьи, не только принося деньги, хочу быть ближе к дому.

Даже психологи говорят, что полчаса в день нужно уделить личного внимания каждому ребенку. А вот их 6 человек. Их же не посадишь всех за стол: «Так, у меня полчаса, я вам внимание уделяю, давайте в лото играть». В какое ты лото с ними будешь играть – одному 21 год, а другому – 5?

По утрам я отпускаю на работу жену. Она преподаёт французский язык в лингвистическом центре. Потом провожаю в школу детей и остаюсь с младшим. Готовлю обед, занимаюсь с Алёшей. Потом роли меняются: Наташа возвращается домой, я ухожу на работу. На обратном пути заезжаю за продуктами. Вечером вся семья собирается.

 

О «немужских» делах

 

Кто такой глава семьи? Тот, кто в ответе за все: за подгоревшие блинчики, за порядок в доме, за ранний подъём на службу воскресным утром…

В доме должно быть, как на поле боя. Упал знаменосец, первый, рядом бегущий, поднял это знамя и дальше бежит. Один повел ребенка на плавание, другой приготовил еду, третий справку пошел взять…

Один мой родственник сказал: «У Саши неправильно в семье, Саша делает не мужские дела». Например, я всю жизнь вешаю белье. Машина стирает помногу, по 2-3 стирки в день. Гладить некогда (да и нет необходимости: я же не офисный муж, традиционная одежда — джинсы, майка). Вешаю так, чтобы снять вещи, как будто их уже погладили. Высший пилотаж – развесить десятки маленьких платочков, трусиков, носочков.

В большой семье нет «мужских» и «женских» дел. А так, чтоб только приносить деньги в дом, у многодетного отца не получится – надо быть полезным максимально.

 

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

 

Вот, например, ребенок в какой-то момент спрашивает: «Пап, когда мне пиво пить начинать?» Папа: «Нет, сынок, это яд, это вредно». «Почему нельзя, ты же пьешь?». И всё, человек не может объяснить своему уже взрослеющему сыну ничего.

А у нас в семье больше восьми лет действует «сухой закон». В нашем доме нет ни одной рюмки, и никому не приходит в голову, что на столе может появиться спиртное. Мы пьём компот из яблок и ягод из нашего сада, чай с травами, соки.

Если в семье возникает проблема, которую не получается решить своими силами, я вспоминаю, что я верующий человек, что Господь живой, что Он всю жизнь рядом со мной. И я просто начинаю прибегать к Его помощи. Прочел Иисусову молитву, начинаешь успокаиваться. На третьем прочтении у тебя уже наступает мир в душе, если ты понимаешь, к Кому обращаешься. Если это не заклинание, не амулет для тебя.

 

О семейном отдыхе

Обеды, когда вся семья собирается за столом, у нас бывают редко, потому что каждый занят своим, у всех серьезные увлечения. Кто когда успел, тогда и поел: кто-то из школы раньше, кто-то позже пришел. Общее застолье в дни рождения, которые у нас 6 раз в году и плюс у мамы с папой. Праздники у нас проходят очень весело. Жена пишет сценарии, я готовлю угощение, проводим конкурсы, игры на свежем воздухе, если погода позволяет. Собираются такие же, как и мы, многодетные. Иногда со стороны это выглядит, как демонстрация или выездной лагерь.

Вечером, в будни, бывает, вместе собираемся. У нас больше все на юморе основано. Вот я вообще такой с детства, со школы клоун, артист. Якунин – Никулин… Все у меня клоунада идет. И детям нравится это.

Не реже одного раза в год мы отправляемся в паломнические поездки. Оптина пустынь, Дивеево… Дети растут, и кто-то из них приближается к Церкви, другим уже где-то что-то тесновато, им хочется еще чего-то попробовать, а третьи, наоборот, опять уже в Церковь входят. Вот в таком волнообразном движении и живем.

Говорят: «Да тебе везет». Я говорю: «Везет лошадь, таксист везет, а здесь Божий промысел». Мой отец нас кормил, поил. Вот так же и Отец Небесный.

 

Подготовила Анна ИОНЫЧЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика