«Хочешь жить долго – живи в деревне»

В Вантино мы приехали по приглашению Евгения Онницева. Евгений – человек неравнодушный, душой болеющий за малую родину, «подарил» не одну тему журналистам «Нашего времени», а недавно пригласил в деревню: – Приезжайте, посмотрите, как мы живем…

Как доехать до Вантино, мы знали, но на развилке при въезде в деревню свернули наугад направо. Оказалось, в этой стороне всего несколько домов, в одном из них нас встретил Владимир Сафронов, который предложил оставить машину и идти дальше пешком. Владимир Васильевич обосновался в Вантино в 1992 году, работал тогда юрисконсультом в санатории «Оболсуново». Домик у него небольшой, но красивый, как из сказки. Рядом – баня и еще один, 2-этажный дом, жена захотела жить с удобствами. Территория вокруг ухоженная, грядки, цветники, трава аккуратно скошена, скирда сена под навесом. – Скотину держите?- спрашиваю. – Сейчас нет, когда моложе были – держали. Работал в совхозе «Пелгусовский», с зарплатой – проблемы, телят брали, растили. Тогда живность в каждом дворе водилась, это сейчас только в одном – куры да две козы… – Вам по дороге вниз, через мост перейдете и направо.

А вот и резной указатель «Вантино» у дома №13. Узнаю «руку мастера», Евгений работал на заводе «Вперед», заместителем заведующего гороо по административно-хозяйственной части, сейчас трудится в мебельном магазине. В начале 90-х семья Онницевых променяла дачу на деревню, в городскую квартиру переезжают только зимой, с весны до глубокой осени живут в Вантино. – Места красивые: речка, лес, в лесу – грибы, ягоды. Вчера лисичек набрали, подосиновиков, лису повстречали, – рассказывает Любовь Борисовна. – Хорошо здесь, тихо, спокойно.

— Жаль, деревня вымирает, а надо, чтобы на нее больше обращали внимания, продолжает Евгений. – Главное – это дороги, к Вантино и в самой деревне, она находится на холме, в сезон дождей дорогу размывает так, что не проехать. Гравия бы подсыпать. Пожарный водоем или подъездные пути к речке надо сделать. В прошлом году горел соседский дом, всей деревней помогали тушить. Хотелось бы фонарь на входе в деревню, там, где мост через Ухтохму. В темное время суток жители ходят с фонариками, перекликаются: «Дошел?».

Был на днях в Мелюшеве, там детскую площадку построили, нам бы такую, или материалы, я сам сделаю, – замечает мой собеседник и продолжает. – Летом в деревню дачники съезжаются, у многих дети, внуки, к себе зовем. Во дворе у Онницевых детский уголок и зона отдыха с прудом. Сделано с душой, с любовью. Когда мы были в деревне, у родителей гостил младший сын с семьей, старшего сына только проводили, оба живут и работают в Санкт-Петербурге.

Постоянно проживающих в деревне жителей несколько человек, все – пожилого возраста. Заглянули мы в гости к Николаю Жуку. На вопрос что изменилось в деревне за последние годы, Николай Куприянович ответил: — Молодежь разъехалась, дома опустели. Скотину держать некому стало. В лес зайти невозможно, вырубают его, родимый, а ветки, сучки не убирают, бурелом. Поля в округе не возделываются, заросли, смотреть больно… Продолжая наш разговор, Евгений размышляет: — Выставить бы земли на продажу, может, хозяин найдется и оживет деревня?

Рады мы были и встрече с Александром Климовым, коллегой-журналистом, много лет проработавшим в многотиражке завода тяжелого машиностроения. Домик в деревне достался ему по наследству от родителей. Несмотря на почтенный возраст, Александру Николаевичу 84 года, расставаться с дачей он не собирается.

Шли улицей и примечали, дома хоть и заброшенные стоят, но крепкие, видимо хозяева были хорошие. Эту особенность заметил и Михаил Соколов. Михаил живет и работает в Иванове, но многие годы лето проводит в Вантино, говорит, что здесь и поработать, и отдохнуть одно удовольствие. Вот оформлю наследство, переберусь жить в деревню.

Идем дальше смотреть местные достопримечательности. Когда-то своей водой славился вантинский ключ, тейковчане, ивановцы приезжали водицы набрать, сегодня он заброшен, даже тропинка заросла. Вместо дубовой бочки поставили бетонное кольцо, вода и испортилась. Хотя мне она на вкус очень понравилась.

Дорога в лагерь им. Чкалова лежит через речку, откуда весной местные рыбаки щук таскают. Раньше налимы были, да перевелись. Плотва, карась попадаются. Каждый год сплавляются по реке байдарочники. Не смотрите, что мелкая, в половодье вода до моста поднимается. 4 года назад его снесло, всем миром восстанавливали. Рядом проходит старое русло реки, где-то неподалеку мельница располагалась. Старожилы рассказывают, что и часовня в деревне была, на ее месте дом построили. Говорят, в Вантино электричество появилось раньше, чем в других деревнях района. Генератор на речке стоял, ток вырабатывал.

Когда пионерский лагерь работал, жители под звуки горна просыпались, весело было. Сейчас о лагере напоминают разрушенные здания столовой, клуба и зимнего павильона, летних деревянных построек давно нет, равно как и ворот, забора. Словно не было. Территорию лагеря облюбовали военные, учения здесь проводят.

По дороге в Тейково мы вспоминали изумительную природу, чистый деревенский воздух и слова Евгения: «Хочешь быть здоровым – живи в деревне». А еще пытались найти ответ на вопрос: «Неужели эта красивая деревня через десяток лет обречена на умирание?» Такой вывод звучит в фильме Никиты Михалкова «Чужая земля» о вымирающих российских деревнях. Есть в этом фильме и эпизод про Вантино.

 

КСТАТИ:


Вопросы, которые подняли жители в разговоре с редакцией, мы адресовали администрации Большеклочковского поселения.


 

Вот что ответила заместитель главы администрации Марина Писковая:

— На текущий год запланирован ямочный ремонт дороги от памятника военным медикам до Вантино, в самой деревне будет произведено грейдирование.

Специалистами службы пож-надзора осмотрены пожарные водоемы поселения, составлен акт, в котором говорится, что забор воды в Вантино можно производить с помощью мотопомпы.

Вопрос обустройства детской площадки не рассматривается, в деревне зарегистрировано всего 14 постоянно проживающих жителей, среди них – ни одного ребенка.

Есть технические и финансовые сложности с установкой дополнительного фонаря в деревне. На 2016 год средства в бюджете на эти цели не предусмотрены.

 

Н. АНТОНЮК

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика