Братья Медведевы – живописцы из Тейкова

Из родословной семьи тейковских живописцев-иконописцев братьев Медведевых известно, что у старшего, Тимофея Алексеевича, было десять детей: три дочери и семь сыновей. Три сына умерли малыми детьми от 3-х до 9-ти лет от роду. Во второй половине XIX века в Тейкове в доме старшего, Петра,  продолжали жить ещё три брата: Афиноген, Михаил, Гавриил. Это братья Медведевы второго поколения.

СЫНОВЬЯ ТИМОФЕЯ МЕДВЕДЕВА – ПРОДОЛЖАТЕЛИ ДЕЛА

Их отец и учитель, руководитель нескольких артелей в разных губерниях центральной России, Тимофей Алексеевич, умер в Санкт-Петербурге в марте 1835 года (по старому стилю). Кто продолжил его дело? Известно, что родные братья Тимофея Епифан и Василий, так же как и он, стали руководить артелями по написанию икон и стеновых росписей в разных сёлах и городах Ярославской, Костромской, Вологодской, Владимирской губерний. Что же сыновья Тимофея? Смогли они перенять мастерство своего знаменитого батюшки?

Исследования по этому вопросу ещё не завершены, поиски продолжаются, появляются всё новые и новые сведения о творческом пути сыновей известного мастера. Но прежде чем рассказать об этом, придётся прокомментировать публикацию, в которой в очередной уже раз Тимофею Медведеву приписывается работа, которую он якобы выполнял через 13 лет после своей смерти! И это при том, что за 2015 год несколько раз в статьях о живописцах Медведевых указывалась дата его смерти– 1835 год.

Речь идёт о статье К. Башигина «Судьба Троицкого храма», опубликованной в газете «Наше время» № 5 от 3 февраля 2016 г.

Автор указанной статьи ошибочно утверждает, что  «в 1848 году стены Троицкого собора были расписаны сюжетами Ветхого и Нового Завета. Трудился в храме известный мастер иконописи Иван Степанович Быков и тейковский иконописец Тимофей Медведев со своими сыновьями».

Откуда же в тейковских публикациях (заметьте, в тейковских) вновь и вновь возникают неверные, давно выявленные ошибочные сведения? И, самое неприятное, это то, что именно в тейковской газете эти ошибки описаны, доказаны и подтверждены современными исследованиями. Что это? Переписывание и бездумное копирование устаревших источников?

Однако в первоисточнике о росписях Троицкой церкви села Тейково представленная цитата звучит совсем по-другому, а именно: «Стены церкви расписаны в картинах из ветхого и нового заветов двумя мастерами, Иваном Степановым Быковым и сыновьями известного тейковского иконописца Тимофея Медведева». Сравните и, как говорится, почувствуйте разницу! Отсылка к первоисточнику:  газета «Владимирские губернские ведомости» (ВГВ) № 49, 1854 г.,статья Ф. Журова «Церкви в селе Тейкове». Таким образом, цитата явно искажена.

Теперь о первоисточниках. Фёдор Гаврилович Журов служил на фабрике Каретниковых. От скуки и по протекции шуйского краеведа В.А. Борисова стал сотрудничать с ВГВ и печатать там статьи о Тейкове. Именно эти его статьи до сих пор используются школьниками, пишущими рефераты по истории села. В этих статьях немало ошибок. Это он впервые написал первого владельца села Тейково Басова  через букву «о»(Босов). Он же неправильно указал фамилию сына боярского, проживавшего в крестьянском дворе Тейкова, и назвал его Блудовым, а тот на самом деле Бегунов.В перечислении владельцев села Тейково он пропускает одного. Его подсчёт дворов в Тейкове не совпадает с данными в писцовых книгах. Да и сведения о дворах села он переносит на 1618 год, хотя собраны они были в 1628/1629/1630 годах. Это не описка, ибо в своей статье Журов дважды сам указывает 1618 год.Первоисточники: газета ВГВ № 10, 1879 г., раздел «Материалы для статистики»,статья Ф. Журова «Село Тейково прежде и в настоящее время», а также материалы Государственного архива Владимирской области (ГАВО) по переписи станов Суздальского уезда в 1628-1630 гг.

Вероятно, именно по этой причине К. Башигин совершает ту же ошибку, и указывает, что Тейково впервые известно из писцовых книг начала XVII века. Реальные даты составления писцовых книг города Суздаль и станов Суздальского уезда — 1628-1630 годы. Это явно не может быть названо началом века. Утверждение о писцовых книгах центральных российских регионов начала семнадцатого века вообще лишено логики. Писцовые книги – это признак управляемого государства, признак порядка в стране и в её руководстве. Составлялись они не только для учёта населения, но, главным образом, для определения порядка и размера податного земельного обложения. Применительно к центральным территориям от Пскова до Рязани и от Путивля до Галича и Юрьева-на-Волге (современный Юрьевец) писцовые книги в начале XVII века (то есть в первые годы этого века) в принципе не могли быть составлены. На этих территориях шла гражданская война и отражалась шведская, польско-литовская интервенция. Не зря этот период называется Смутой. Даже после избрания на царствование Михаила Фёдоровича и официально признанного окончания Смуты в 1613 г., она, на самом деле, не прекратилась. И князь Пожарский известен не только как руководитель Второго земского ополчения 1612 года, но и как один из воевод, гонявшихся в 1615-1619 годах за польско-литовско-татаро-русско-казацкими отрядами. Даже после заключения Деулинского перемирия эти банды продолжали бесчинствовать на русской земле.

По этим причинам ни в начале века, ни в 1618 году не могло быть писцовых книг по Суздальскому уезду. Практически во всех центральных регионах России писцовые книги стали составляться с 1621 года. В Суздальском уезде, как уже отмечено, в 1628-1630 гг. Получается, что утверждение К. Башигина о том, что «село Тейково впервые упоминается в писцовых книгах в начале XVII века», неверно.

Вообще с «первыми упоминаниями» села Тейково существует занимательная история. Многие говорят, что впервые оно упомянуто в 1618 году. Что-то слышали о писцовых книгах, что-то слышали о крестьянских восстаниях, что-то о Смутном времени. Результатом этой каши сформировалось то, что и запечатлено на страницах Интернета и многих публикаций. Цитата из Википедии: «Село Тейково упоминается в Писцовых книгах впервые в начале XVII века в связи с крестьянскими бунтами Смутного времени 1613, 1618, 1651 годов».

Как говорится, и смех и грех. Какие-то крестьянские бунты в неизвестно откуда взятые даты, да ещё Смутного времени, продолжавшегося, оказывается, аж до середины семнадцатого века! Но, действительно, долгое время считалось, что первое упоминание о Тейкове состоялось в 1618 году. Это никак не связано с писцовыми книгами. Этот год упоминается в «Следственном обыске» от 23 августа по делу Ивана Болотникова (документ найден В.А. Борисовым). С так называемым крестьянским восстанием Ивана Исаевича Болотникова это тоже никак не связано. Это было следствие о поступках шайки разбойников под началом «Ивана Сулешова сына Болотникова», которая терроризировала Шую, Суздаль и окрестные сёла, деревни и монастыри. В следственных материалах этого «обыска» в числе других преступлений указываются и бесчинства в селе Тейково.

Второе «первое упоминание» села Тейково появилось в результате находки лингвиста-диалектолога Сергея Ивановича Коткова (род. в селе Тейково в 1906 г. – 1986 г.). Он обнаружил документ, где приводятся сведения по поводу раздела двора «…Якова Иванова между братьями его Григорием Большим и Григорием Меньшим» и 11 октября 1613 года записано: «…а розделные книги писал села Теикова церковнои диячек Вяська Федоров». Запись эта стала новым отсчётом истории села Тейково, просто потому, что более ранних документов никто ещё не нашёл.

Автор имеет своё мнение по поводу третьего «первого упоминания» села Тейково, более раннего, но расскажет об этом на страницах книги, подготовленной к изданию.

К. Башигин также утверждает, что каменная церковь в Тейкове возведена в 1694 году «вместо сгоревшей деревянной церкви (она сгорела  во время Смуты)». Это неверно. По крайней мере, в 1628-1629 году, через полтора десятилетия после окончания Смутного времени, Троицкий храм в Тейкове описан в писцовых книгах (строение и содержимое).

Теперь вернёмся к сыновьям Тимофея Медведева. Они точно сопровождали своего отца в его переездах по городам и весям, учились творчеству и работали вместе с ним. Так имеются конкретные подтверждения, что двое из сыновей, Пётр и Михаил, работали мастерами в отцовской артели в Ярославле, при росписи церкви святых Благоверных Ярославских чудотворцев в 1831 году. Автор предполагает также, что сыновья помогали отцу при всех росписях ярославских церквей 1827-1831 гг. Также есть свидетельства, что Пётр и Михаил работали в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова. Вероятно, Михаил заканчивал работу в церкви Св. Иакова, когда отец уехал в Санкт-Петербург по вызову архитектора Стасова. Старший сын Пётр, уже мастер, сопровождал отца и расписывал вместе с ним Троицкий собор Измайловского полка и церковь Всех учебных заведений (Смольный собор) в Петербурге.

Читатель уже понял, что сыновья умершего мастера, по сведениям Ф. Журова, входили в состав артели Ивана Быкова и в 1848 году расписывали Троицкую церковь в Тейкове. Шуйский мещанин Иван Быков продолжал работу с артелью и в последующие года. Так, в 1852 г. в Суздале был заново расписан Воскресенский собор, в 1855-1856 гг. там же в Суздале расписан Рождественский собор, а в 1860 г. Воскресенский собор города Лух. Вероятно, что кто-то из сыновей Т.А. Медведева участвовал в его артели и в этих работах. Поиск продолжается. Имеются и вполне конкретные данные о самостоятельном творчестве братьев Медведевых второго поколения.

Например, сын Тимофея Михаил Медведев в 1843 году заключил договор на роспись Троицкой церкви в селе Назорное Ростовского уезда по образцу стенописей, выполненных Медведевым Тимофеем Алексеевым в Архиерейском доме в Ярославле и в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова.

1 февраля 2016 года был найден договор Петра Тимофеевича на роспись алтаря Воскресенского собора в Гавриловом Посаде от 1840 года. Приводится полностью с сохранением стиля, орфографии и пунктуации: «Тысяча восемьсот сорокатого года июля десятого дня, Шуйской округи, села Тейкова, помещика Алсуфьева, крестьянин Петр Тимофеев Медведев договорился я Гавриловскаго Посада с священноцерковнослужителями, Церковным Старостою Посадским Головою и прихожанами, росписать в холодной Воскресенской церкви Святый Алтарь, ценою за тысячу пять сот рублей ассигнациями, а на серебро 428 руб. 57 1/7 коп.из собственнаго лучшего материала, с своими родными братьями и рабочими людьми честнаго поведения, имеющими надлежащие паспорты, с тем, чтобы первоначально очистить старое стенное писание, вновь стены обштукатурить и производить работу Альфреско в самом лучшем виде, начав со второй половины июля сего года…». В своём договоре Пётр выступает мастером артели и указывает, что вместе с ним будут работать его родные братья. Их имена и количество не указаны, но они известны. Это Афиноген, Михаил и Гавриил.

Нет возможности увидеть образцы этих росписей и сравнить их с росписями их отца или дяди Епифана. Всё разрушено. Ясно, однако, что дети Тимофея Медведева стали продолжателями его дела. В настоящее время не закончен поиск тех церквей, которые были расписаны артелью Петра. Следы ведут в один известнейший город Ярославской области. Устанавливается связь с настоятельницей монастыря, где трудились братья Медведевы второго поколения.

 

М. БУТОВ,

краевед

Троицкая церковь села Тейково (фрагмент фотографии Храмового комплекса села Тейково 1913 г.) ц. Троицы Живоначальной села Назорное. Росписи Михаила Медведева Титульный лист писцовых книг станов Суздальского уезда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика