Братья Медведевы – живописцы из Тейкова

Осенью 1826 года начинается Ярославский период творчества артели Тимофея Медведева. В этом большом губернском  городе он оставит о себе надолго добрую память, расписав несколько церквей, и не только церквей. Работать в Ярославле артель Медведева будет несколько лет с перерывами на выполнение заказов в других местах. Автор усматривает в этом явное благоволение к художнику со стороны Преосвященного Авраама, архиепископа ярославского.

Тимофей Медведев. Вся жизнь – в труде. Часть третья. Ярославль

 

27 ноября 1826 года в Ярославле он подряжается расписывать вновь отстроенную при Демидовском высших наук училище церковь святого Александра Невского. Заказчиком выступает статский советник Степан Алексеевич Вилинский, в то время исполняющий обязанности проректора училища. Автору представляется, что проректор светского учебного заведения обратился за помощью к ярославскому архиепископу с вопросом, кого бы тот мог посоветовать для такого дела, и Преосвященный Авраам, знакомый с творчеством Тимофея Алексеевича по Ростову, порекомендовал Медведева. Схема и список художественных изображений (регистр) в данной церкви  были утверждены попечителем Ярославского Демидовского высших наук училища тайным советником Александром Михайловичем Безобразовым, в то время губернатором ярославским. Судя по тексту договора, художнику были предоставлены библиотекой училища образцы западноевропейской живописи в оригинальных изданиях. В плафоне церкви Медведев изображает копию с картины Рафаэля Санти: «Видение пророка Иезекиля», а в алтаре уже традиционную для Медведевых по мотивам Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Второй контракт с ним тут же заключают на исполнение светского заказа — роспись зала училища, где он изображает аллегорические фигуры. В начале 1827 года  он завершает свою работу. За весь  труд Тимофей взял всего две тысячи четыреста пятьдесят рублей. По всей видимости, это была сумма, потраченная им только на оплату труда рабочих и краски. Поскольку сумма по размеру выполненных работ оказалась очень скромной, ибо за такую работу в губернском городе он мог бы получить раз в пять больше, то Медведевым заинтересовался Совет училища и лично проректор. Были приглашены разные «знающие вкус в живописи» особы, в том числе и господин губернский архитектор. Все отзывы были лестными, одобряющими «прочность и искусство живописнаго стеннаго письма». Совет Демидовского высших наук училища вместе с приглашёнными особами пришли к выводу, что это было «под видом законтрактованной малозначащей цены за росписание церкви, скрытное усерднаго художника в пользу учебнаго заведения и храма Божия пожертвование…». Решением Совета училища Тимофею Медведеву 26 августа 1827 года было выдано свидетельство его мастерства и пожертвования за подписями проректора училища, статского советника, профессора и кавалера Степана Вилинского, а также всех членов Совета.

Забегая вперёд скажем, что 16 ноября 1831 года Ярославль посетил император Николай I. Пробыл он в городе чуть больше суток, но удостоил своим посещением Демидовское училище и Дом призрения ближнего. Как раз накануне в церкви Богоматери Всех Скорбящих Радость при Ярославском Доме призрения ближнего закончил свои росписи Тимофей Медведев.

И снова он не взял платы за свой труд, а пожертвовал его Дому призрения ближнего. По преданию император Николай I весьма положительно отозвался о медведевских росписях. Реально же после царского визита в Ярославль последовал именной его Императорского Величества высочайший указ от 23 ноября 1831 года, в котором прозвучали слова о награждении:  «Владимирской губернии Шуйского уезда села Тейкова крестьянина Тимофея Медведева — за отличное искусство в живописи и за пожертвование оною на значительную сумму в пользу Ярославского Дома призрения ближнего». С такой формулировкой Тимофей Медведев был награждён серебряной медалью с портретом Николая I и надписью на обороте «За полезное» на аннинской ленте. Впоследствии, при заключении контрактов Т.А. Медведев всегда ссылался на это обстоятельство.

В своё время был очень известен Ярославский Казанский женский монастырь, основанный в 1610 г. в память о чудном избавлении города от 24-дневной осады польских захватчиков. В 1649 г. на пожертвования горожан на месте деревянной построена каменная Казанская летняя церковь. В 1820-1828 гг. рядом построена каменная зимняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сразу же после её постройки Т.А. Медведев расписывает её стены и своды. Ярославские Епархиальные ведомости так говорят об этом: «Внутренность храма по стенам и сводам расписана изображениями святых и священными символами. Из них особо обращает на себя взор Несение креста Спасителя на Голгофу. Оно начертано над входными дверями в церковь».

В 1918 году Казанский женский монастырь был упразднен, все имущество изъято. С 1919 по 1922 гг. на территории обители располагался концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 м устроено железобетонное перекрытие для размещения Государственного архива Ярославской области. Покровский храм в 1930-е гг. переоборудован под библиотеку, а в 1948 г. под планетарий. Гости Ярославля и его молодые жители, посещавшие планетарий, в течение 65 лет не могли себе представить, что скрывают его стены и своды. О судьбе стенописей никто не заботился. Фрески отваливались вместе со штукатуркой. Росписи на стенах были полностью уничтожены. Прошло время, в Ярославле построили новый большой планетарий, а Казанский монастырь стал возрождаться. После реставрации, 14 октября 2013 года, на праздник Покрова, открылся Покровский храм Казанского женского монастыря. Оказалось, что фрагменты росписей Тимофея Медведева до сих пор сохранились частично, в очень плохом состоянии, на сводах, в парусах. Усердием современных реставраторов фрески были поновлены. Из резервного фонда правительства Ярославской области были выделены значительные суммы денег для реставрации монументальной живописи церкви Покрова в Казанском монастыре Ярославля.

Реставрационные работы проводились под руководством художника-реставратора высшей квалификации ООО ЯХМ «Реставратор» Евгения Чижова. По его словам, основная трудность при проведении работ заключалась в том, что сохранность сюжетных изображений оказалась очень слабой: утраты составляли до 40, а на некоторых участках до 60%.

Центр Ярославля украшает бывший Архиерейский дом, бывший упразднённый Спасо-Преображенский монастырь, древнейший монастырь ярославской земли. Это тот самый монастырь, где Алексей Иванович Мусин-Пушкин приобрёл списки «Слова о полку Игореве». В середине его стоит одноимённая церковь, собственно давшая название монастырю. К её углу в XIII (XVI) веке была пристроена Входоиерусалимская церковь, тут же рядом была пристроена Чудотворская церковь. В 1831 году на месте последних двух церквей стараниями архиепископа Авраама была возведена и освящена церковь Св. Благоверных ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина. Архиепископ Авраам делает честь Тимофею Медведеву, приглашая его расписывать эту церковь в начале 1831 г. (по другим источникам в 1833 г. – но это ошибка – прим. авт.). Для жителей Ярославля это духовно-значимое место, здесь хранятся мощи чтимых ярославских святых. Одно это говорит о высоком авторитете тейковского мастера. Ярославские Епархиальные ведомости описали это событие так: «Купол в церкви и алтарь расписан по золотому полю тщаливою и опытною рукою иконописца Медведева, оставившего во многих храмах здешней паствы благодарную о себе память». К великому сожалению 22 июня 1831 года в самый день праздника святых князей церковь горела. Пожар с деревянных конструкций кровли паперти перекинулся внутрь церкви и сотворил много бед. На восстановление было истрачено более 60 тысяч ассигнациями. В Ярославских Епархиальных ведомостях 1861 года отмечалось, что даже после пожара, через тридцать лет «стенная живопись еще удерживает свои колориты и кажется далекою от ветшания».

Необходимо упомянуть, что весной 1831 года в Ярославле, как и в некоторых других городах российских, свирепствует эпидемия холеры. В храмы набивается народ, чтобы молением своим упросить Господа отвратить от города беду. Провидение или постоянный труд на благо Церкви уберегает Тимофея Медведева от болезни.

Медведев и дальше продолжает трудиться в Ярославле одновременно в нескольких здешних церквях.

Напомним об одной из них. Это церковь Богоматери Всех Скорбящих Радость при Доме призрения ближнего. Как уже говорилось выше, эту работу Тимофей Алексеевич пожертвовал церкви накануне посещения Ярославля императором Николаем I осенью 1831 года.

Другим объектом его творчества стала церковь, освящённая в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских, располагавшаяся в одноимённом монастыре г. Ярославль. За ним закрепилось ещё одно название по храму и улице, на которую он выходил: Воскресенский Спасо-Пробоинский. История монастыря уходит в начало XVII века, в Смутное время. Во второй половине XVIII века монастырь, как и весь центр Ярославля, пострадал от пожара. Восстанавливался он долго. В 20-е годы XIX века решено было кардинально его расширить и перестроить. В 1830 году реконструкция закончилась. Сама церковь Афанасия и Кирилла была расписана ещё при кратковременной державе императора Иоанна Антоновича в 1741 году, но в тёплой части её трапезной росписи делала артель Тимофея Медведева в 1831 году.

Обитель была закрыта в 1924 году. В 1930-е годы храмы и постройки были переданы Обществу слепых, а в 1946 году сданы в аренду протезному заводу. В храме святителей Кирилла и Афанасия находились склад, бензохранилище, магазин и даже хлев. Сейчас монастырь восстанавливается, но с большими трудностями. Практически все помещения его были в советское время переделаны под коммунальные квартиры, все они приватизированы.

По всей видимости (требует уточнения), осенью 1832 года артель Тимофея Медведева расписывает алтарь церкви Рождества Богородицы. Эта церковь располагалась на центральной площади Ярославля рядом со стенами Архиерейского дома. Сейчас её нет.

Артели Т.А. Медведева приписывается ещё несколько работ по стеновым росписям ярославских церквей. А.И. Шемякин, автор «Словаря мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII-XIX веков», утверждает, что в 1835-38 гг. соборный храм монастыря во имя иконы Казанской Божией Матери перестраивался и «был расписан в 1840 году артелью Т. Медведева». Теперь-то мы уже точно знаем, что этого быть не могло. Тимофей Медведев умер в марте 1835 года. Здесь наверняка трудились мастера-ученики Медведева, а может быть и его сыновья (вероятно брат Василий).

Участие Тимофея Медведева в росписи ещё каких-то церквей Ярославля (ему приписываются: Тихоновская, Сретенская, надвратная Предтеченская) маловероятно. По крайней мере, автор не обнаружил ни одного достоверного материала, подтверждающего эти предположения.

 

М. БУТОВ

Серебряная медаль ЗА ПОЛЕЗНОЕ на аннинской ленте

Медаль Т. Медведеву от императора Николая I

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика