Размышления о профессии
Казалось бы, каждый год в наши школы приходят молодые учителя, но вместе с тем то и дело слышишь, что в педагогике их острая нехватка.
Так это или нет – вопрос неоднозначный. В тейковских школах, например, есть молодые учителя, многие из которых уже заявили о себе довольно успешно на разных конкурсах.
Накануне профессионального праздника – Дня учителя – мы встретились с учителем истории из школы № 2 Анной Васильевной Шегута, которая в этом учебном году только пришла в школу. Этот молодой педагог продолжила семейную династию: ее мама, Шегута Елена Юрьевна, в этой же школе преподает английский язык.
Разговор с Анной Васильевной шел, конечно же, о школе, о вопросах образования в целом, о любви к профессии. Хотя учебный год только начался, но первые впечатления ценны – их не всегда удается узнать в ходе реального, если можно так выразиться, времени.
Итак, Анна Васильевна Шегута, прилежная ученица все той же школы № 2, с детства мечтавшая стать учителем, поступает после школы в Шуйский педагогический университет на историко-филологический факультет. По окончании бакалавриата молодой специалист возвращается в родные пенаты, только уже в новом статусе – учителя. При этом продолжает учиться в магистратуре. Коллеги сразу же отметили в ней старание и ответственность. Анна Васильевна ведет историю и обществознание в 5-х и 9-х классах, как классный руководитель работает с пятиклашками. «Они такие инициативные! – делится Анна Васильевна, — работать с ними – одно удовольствие». Так наш разговор и пошел о любимой, как призналась сама Анна Васильевна, работе.
О работе учителя:
«В школу надо идти, безусловно, с огромным желанием работать с детьми. Иначе будет все в тягость, и никакие прибавки к зарплате не помогут. Дети помогают быть в тонусе, для меня пока в общении с ними больше положительных эмоций».
О преподавании истории:
«Наверное, можно создать единый учебник по истории, но потребуется большая работа. В нашей стране есть много историков, очень известных в том числе, например, Костомаров, Карамзин, Ключевский. Это известные имена. И сейчас тоже есть хорошие учебники. Наша школа, например, работает по единому учебнику по всеобщей истории и истории России под редакцией Данилова и Косулина. Эти учебники мне нравятся. Для пятиклашек – очень продуманный и хорошо оформленный учебник по истории древнего мира. Маленькие познаватели мировой истории с удовольствием изучают, задают много вопросов. Вообще, главный принцип новых федеральных образовательных стандартов – научить ребенка большей самостоятельности в получении знаний. Если таковой принцип соблюдается с начальных классов, то к выпуску из школы ученик должен уметь ориентироваться в информационном пространстве так, чтобы это было полезно в освоении нового. В этом смысле даже мои пятиклашки много чего уже знают, и поэтому на уроках с ними вдвойне интересно».
Об Интернете и социальных сетях:
(Признаюсь, после разговора с молодым педагогом у меня в корне изменилось негативное мнение о дружбе учителей и учащихся в соцсетях).
«Интернет – это, с одной стороны, огромные возможности, с другой – вероятность заблудиться во всемирной паутине и уйти в неправильном направлении. В этом смысле учитель также может быть неким путеводителем и, как ни необычно звучит, образцом.
Я имею в виду общение в социальных сетях. Признаюсь, через нашу классную группу «ВКонтакте» я все время на связи, особенно с теми, кто по каким-то причинам отсутствует в школе. Все наши объявления, классные дела, обмен информацией – все в нашей группе. А что касается моей личной странички и «дружбы» с учащимися, то не вижу в этом ничего плохого. Главное здесь, как и в реальном общении, соблюдать нормы приличия: минимум фотографий, естественно, простых, портретных. Включать фильтры на комментарии и тому подобное. Всегда помнить, что ты — публичное лицо, и вести в виртуальном пространстве надо себя так же, как и в реальной жизни, то есть достойно учителя».
О дресс-коде:
«Учитель должен одеваться по-деловому, потому что внимание учащихся на уроке не должен отвлекать кричащий или не совсем корректный наряд учителя. Тем более что к самим учащимся тоже есть требования, их исполнения мы сами же и требуем. У нас в школе с дресс-кодом все в порядке, и, кстати, за этим пристально следит наш директор».
О проблемах в образовании:
«На мой взгляд, на уроки истории выделено мало часов, особенно это остро чувствуется в старших классах. О каких-то больших проблемах я говорить не могу, поскольку в школе недавно. Могу сказать точно, что учитель – это всегда молодая профессия, потому что мы всегда будем на гребне информационной волны, а ученики просто не дадут закиснуть. Поэтому учитель и должен быть активным. Думаю, несмотря на все сложности профессии мы всегда будем красивы и современны».
Моя собеседница производит впечатление очень приятное. Так, как она рассказывает об учениках, о своей работе дает основание сделать вывод, что учитель действительно любит свое дело. Жаль только, что мало кто выбирает путь учителя по окончании института. Как призналась Анна Васильевна, из ее выпуска, в котором было больше 40 человек, в школу пошли работать только два человека. А это уже проблема, согласитесь.
Е. ВЖЕЩ