«Два чувства дивно близки нам…»
Двоюродные братья Сергей и Ленька бегали по новолеушинским улицам и знать не знали, что они являются потомками священнического рода Соловьевых.
Точнее, они знали об этом из редких «шепотков» своей бабушки и мамы, но им строго настрого запрещено было даже думать об этом. Да и не особо, наверное, хотелось самим мальчишкам, ведь религия была не просто под запретом, но вызывала совершенно искреннее негодование и даже стыд. Это сейчас, когда Сергею Алексеевичу Никольскому уже за шестьдесят, он давно понял, что его прадед, протоиерей елховского храма Василий Соловьев был предком, которым надо гордиться. За постперестроечные годы в Елховке восстановили надгробие и массивный крест на его могиле. Сам прадед изображен на надгробной плите во всем своем священническом великолепии: с нагрудным крестом и шикарной, внушительной шевелюрой волос. Как заметил Сергей Алексеевич, богатые волосы по наследству достались правнуку Леониду – тому самому Леньке.
Судьба потомков протоиерея Василия Соловьева сложилась по-разному, и не все до конца известно. Дочь — бабушка нашего собеседника Лидия Васильевна была замужем за священником. Ее дочь тоже вышла замуж за священника Ювеналия, который и стал отцом героя нашего рассказа. Но отчество отца сыну не дали: иерей Ювеналий был репрессирован, и, как водится, родственники вынуждены были сделать все, чтобы ничего не напоминало о его существовании. Так сыну Сергею досталось отчество от своего деда Алексея.
Судьба другой дочери протоиерея Василия Соловьева известна лишь частично: ее семья жила в Иванове и владела достаточно богатым домом, но поскольку общение родственников было прервано по разным причинам, то и судьба этих родных осталась неизвестной.
Сергею Алексеевичу не так давно стало известно из архивных документов, что у прадеда был еще сын, но его судьба и вовсе неизвестна.
Словом, сан священства, вероятнее всего, был прерван. Но все же врожденная интеллигентность была присуща всем, а проявилась в интересной судьбе одного из родных, дяди отца Сергея Никольского, который служил послом в Болгарии.
Тяга к почитанию предков, любовь к истории передалась по наследству и Сергею Алексеевичу. Всю жизнь он собирает исторические книги: у него их много, среди прочих — история Костомарова, книги по истории дома Романовых. А еще он увлекается фотографией. С давних времен хранятся у любителя истории аккуратно подписанные пленки. Любит снимать наш город, находит большое удовольствие фотографировать один и тот же объект в разное время года. Тейково он очень любит и находит, что город стал очень уютным в последние годы. Сам фотограф всю жизнь проработал на предприятиях. Сначала ПМК, потом новолеушинский цех деревообработки. С 1988 года и до 2006 года работал на заводе «Вперед». Много лет Сергей Никольский живет со своей супругой Зоей Васильевной. Они воспитали дочь Елену, а теперь все заботы – о внучке Юлии. Семья часто бывает на могиле своего знаменитого предка в селе Елховка. Вот так и получается, по меткому слову великого Пушкина, близки нам-таки два чувства: «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». В этом суть русского менталитета, суть нашей большой страны, в Тейкове ли вы находитесь или еще где-то.
Е. ВЖЕЩ