Лариса Бойчук: «Школа сегодня — это духовный центр села»
Сельский учитель – фигура во все времена уважаемая.
В сельских школах своих педагогов ждут ученики, которые ничем не отличаются от городских ребят. И очень важно, чтобы к ним всегда приходили учителя. Учитель начальных классов Новогоряновской средней школы Л.В. Бойчук рассказала нам о своем взгляде на профессию, о роли педагога в жизни юных жителей Тейковского района.
— Лариса Валерьевна, расскажите читателям немного о себе.
— Я родилась и выросла в дружной многодетной семье, у меня четыре сестры и брат. Мои детство и юность прошли в городе Иваново. После окончания двадцать девятой средней школы поступила в Шуйский государственный педагогический институт им. Д.А. Фурманова (сегодня это филиал Ивановского государственного университета), где получила образование по специальности «Учитель начальных классов». После окончания института пришла работать в Новогоряновскую среднюю школу, где тружусь вот уже 35 лет.
— Почему вы выбрали профессию учителя? Что повлияло на ваш выбор?
— На выбор профессии, в первую очередь, повлияли мои учителя. Мне везло с преподавателями, меня всегда окружали замечательные педагоги. Низкий поклон им за доброту и тепло, внимание и заботу. Во-вторых, думаю, что большую роль в выборе профессии сыграла моя любовь к детям: стремление научить их чему-то новому, помочь понять этот непростой огромный мир, в котором множество тайн и загадок для маленького человека. Мне нравится общаться с малышами, отвечать на их бесконечные вопросы «Как?», «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Прошло уже много лет, я давно работаю в школе и ни разу не пожалела о своем выборе.
— Помните свой первый урок?
— Перед своим первым в жизни уроком я очень волновалась. Я весь вечер учила конспект, готовилась, и поэтому поздно легла спать. Утром меня терзали волнения, я боялась, что скажу или сделаю что-нибудь не так. Когда прозвенел звонок на урок, у меня стали дрожать руки и голос. Но к середине урока волнение прошло, и я смело общалась с детьми. Дети на уроке работали очень хорошо, внимательно меня слушали, активно отвечали на мои вопросы. Я поняла, что работа с детьми доставляет мне огромное счастье и радость. Мой первый урок останется в моей памяти на всю жизнь.
— На ваш взгляд, в чем особенность работы учителя на селе?
— Роль сельского учителя – особая. В селе, где все хорошо знают друг друга, он несет ответственность за судьбу ребенка перед конкретной семьей. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом личность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям. А сельские ребятишки ни в чем не отстают от своих городских сверстников, тем более спутниковое и кабельное ТВ и Интернет сегодня доступны и в селе. К тому же, эти дети намного ответственнее, ведь на них, кроме учебы, лежит еще целая гора домашних обязанностей: хозяйство, огород, уборка, готовка.
Особенности работы учителя сельской школы обусловлены своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга, как говорится, со всех сторон, деятельность учителя протекает в условиях общественного наблюдения и, как правило, становится известна всем. Сельский учитель, как и раньше, у всех на виду. Если село небольшое, каждый знает, где он живет и чем он живет.
Доверие и уважение к сельским учителям большое. Сельскому учителю из-за нехватки кадров приходится быть, как говорят, «на все руки мастером». Именно учителей выбирают в местное самоуправление, в поселковый и районный советы. Школа сегодня, как и прежде, — это духовный центр села. Так что сельский учитель – понятие круглосуточное!
— Как проходила ваша адаптация в педагогическом коллективе? Кто из коллег помогал вам на данном этапе?
— Адаптация у меня проходила достаточно легко, мне повезло: в моей школе работают прекрасные учителя. Они разные по интересам, манере общения, профессиональному опыту, но все отдают работе душу. Они воспринимали и воспринимают школу как свой второй дом. Конечно, она второй дом, а коллектив коллег – это моя вторая семья.
Администрация школы и коллектив приняли меня хорошо, объясняли каждую мелочь, давали ответы на все мои вопросы. Я очень благодарна за поддержку первому директору нашей школы Татьяне Геннадьевне Вайс, всем моим дорогим коллегам, и особенно учителям начальных классов В.В. Лопаткиной, С.Н. Рокачевой, Е.В. Новиковой.
— Роль педагога в жизни современного общества?
— У каждого поколения свои учителя. Каким будет новое поколение, а значит, будущее страны, зависит и от нас, учителей. Современная школа много требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и педагогической грамотности, и компетенции и еще многого другого. У каждого учителя есть свои личные, годами проверенные заповеди, обеспечивающие успешность его работы. Мои заповеди таковы: вникни в проблему ученика; создай благоприятные условия для обучения, воспитания, творчества; помоги ученику стать успешным. Сельские школы дают современное качественное образование. Доказательством тому являются практически ежегодные медалисты в нашей школе. И как бы там не складывались обстоятельства в экономическом плане, благополучие любого села напрямую зависит от того, какая там школа, что за люди работают в ней.
— Трудно ли работать учителю с современными детьми. Современный ученик, какой он?
— Я много лет работаю в школе. Сегодняшние мои ученики совсем не похожи на поколение, например, девяностых годов. Может быть, потому и невозможно вывести формулу учительского счастья, что не все величины в ней постоянные, кроме, пожалуй, трех: веры, надежды и той самой любви к своим ученикам. Работа в школе научила меня главному: любить детей и принимать их такими, какие они есть.
— Что бы вы пожелали будущим выпускникам, которые хотят выбрать педагогическую стезю?
— Будущим моим молодым коллегам хочется пожелать помнить, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Понятие «учитель» многогранно. Он должен быть профессионалом и яркой личностью, добрым человеком и гражданином своей страны. Надо быть открытыми с учениками, говорить им правду. Хвалите и поддерживайте учеников! Тогда сумеете выявить и развить самые лучшие их качества. Сможете научить их быть добрыми и отзывчивыми. Важно и то, чтобы в процессе обучения ученики получали радость от приобретенных знаний. И это тоже целиком зависит от педагога, его мастерства. Хочется, чтобы каждый учитель обладал всеми этими качествами.
Записал Сергей Шивков
Фото автора