Святитель Митрофан Воронежский — небесный покровитель Тейковской земли

Ежегодно 20 августа торжества проходят в Золотниковской пустыни Тейковского района.

 

В этот день Русская православная церковь чтит память небесного покровителя этой обители — Митрофана Воронежского, приобретшего известность в масштабах России еще при жизни.

Петр I – русский царь из рода Романовых — правил Россией 36 лет. За годы его правления была создана мощная флотилия, огромная армия, Россия стала великой державой. Масштабные реформы государственной и общественной жизни, начатые царем Петром I в конце XVII века, были многими восприняты в то время с большой настороженностью.

Но были и те, кто понимал далеко идущие замыслы царя и всячески их поддерживал. Среди них выделяется фигура святителя Митрофана епископа Воронежского. Эта личность интересна еще и тем, что была напрямую связана с Тейковским районом.

Будущий святой родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (сегодня это территория Савинского района Ивановской области) и при появлении на свет получил имя Михаил.

Профессор ИвГУ Кирилл Балдин предполагает, что происходил он из среды провинциального русского духовенства. Село Антилохово впервые упоминается в документах XVI столетия. В те времена оно числилось за суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем.

Михаил был женат и имел сына Иоанна. Местом его службы стало село Сидоровское современного Ивановского района. Церковь, в которой он служил, была освящена во имя рождества Иоанна Предтечи. Этот храм не сохранился. После того как он обветшал и был разобран, в 1797 году на его месте построили новый Иоанно-Предтеченский храм.

На сороковом году жизни Михаил овдовел. И тогда он решил принять иноческий постриг. В 1663 году в Золотниковской пустыни священник был пострижен в монашеский чин с именем Митрофан (в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского). Пострижение в мантию состоялось 17 июня.

Золотниковская пустынь берет свое начало в первой четверти XVII века. Известно также и имя ее основателя, им стал некий инок Иона, в 1624 году ставший игуменом новой обители. Господь наделил его не только смирением, подобающим его сану, но и усердием, поскольку при нем, несмотря на крайнюю скудость братии, удалось возвести деревянную церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы.

Нынешнее название монастыря – Золотниковская Успенская пустынь, которое дала ему протекающая рядом река Золотоструйка, — появилось в официальных документах лишь столетие спустя, а изначально его именовали Новой пустынью березовского борку, Успения Пресвятой Богородицы.

Ввиду нищеты, в которой пребывала обитель, преемник Ионы, новый игумен Иаков, был вынужден бить челом царю Михаилу Федоровичу и просить его не покинуть в беде иноков. Архивы свидетельствуют о том, что благочестивый государь не оставил без ответа его «слезницу» (так в старину называли  жалобы) и в 1632 году передал монастырю в пользование значительные земельные угодья, находившиеся в той же местности и называвшиеся Смердичево и Березинка.

Доход с пожалованных государем земель был весьма изрядный, поскольку его хватило не только на «хлеб насущный», но и на строительство новой каменной церкви, возведенной в 1651 году на месте прежней. Вскоре к ней прибавились и две других постройки – надвратная церковь Всех святых и другая, освящённая в честь иконы Казанской Божьей Матери, благодаря чему Золотниковская пустынь, ранее тихая и незаметная, приобрела известность.

Потянулись к ней вереницы паломников, а порой навещали и весьма высокие особы. Ее часто стал посещать митрополит Суздальский Илларион, а однажды он даже принимал в ней царицу Прасковью Федоровну – жену государя Ивана V.

Обитель Успения Пресвятой Богородицы привлекла недавно овдовевшего священника, будущего Митрофана Воронежского, возможностью тихого молитвенного уединения. В стенах монастыря он желал бы и упокоиться, но исполнить обеты «о безысходном пребывании на месте пострижения» не пришлось: его труды и усердие, благочестие и мудрая распорядительность были необходимы в других местах.

В 1665 году Митрофан по просьбе братии Яхромского Космина монастыря, расположенного в селе Небылом нынешнего Юрьев-Польского района Владимирской области, был поставлен игуменом. Там он выстроил новый храм во имя Спаса Нерукотворного.

В 1675 году патриарх Иоаким поручил святому Митрофану управление более обширной и известной обителью – Троицким Макариево-Унженским монастырем. Покровительство дома Романовых давало повод называть этот монастырь «лаврой преподобного Макария». Попечением нового игумена был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в 1680 г.). Патриарх поручал ему особо важные дела, в частности, заведовать Унженской десятиной, объединявшей 94 церкви.

2 апреля 1682 года собором архипастырей во главе с патриархом Иоакимом игумен Митрофан был посвящен в сан епископа новообразованной Воронежской епархии. Это время известно как неспокойное, еще сильны действия трагического церковного раскола.

В апреле 1682 года умирает старший брат Петра – царь Федор Алексеевич. Десятилетнего Петра объявляют новым царем. Через месяц, после восстания, Петр делит трон со своим сводным братом Иваном.

В это же время сжигают на костре протопопа Аввакума, церковный Собор учреждает новые епархии для борьбы с расколом. Среди них — Воронежская, выделенная из огромной Рязанской, в целях противодействия усиливающемуся расколу старообрядцев.

25 июня 1682 года новопоставленный святитель участвует в венчании на царство юных государей — Иоанна и Петра.

В Москве святитель стал свидетелем больших волнений: как на глазах у малолетних царевичей толпа стрельцов растерзала родственника царицы Наталии Кирилловны боярина Артамона Матвеева. Впечатление произвел на него и диспут о вере со старообрядцами.

Прибыв затем в свою епархию, епископ Митрофан увидел, что на пограничных землях не хватает храмов и священнослужителей, монастыри малочисленны, разграблены набегами крымских татар, а нравственный облик местных жителей оставляет желать лучшего. В одном из писем новый архиерей Воронежский сетовал: «У нас место украинское (окраинное) и всякого чину люди обвыкли жить не подвластно, по своей воле».

Живя сам первое время на постоялом дворе, Владыка Митрофан начал строительство нового кафедрального собора. Заложенный им каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен в 1692 году. Всего за время его управления Воронежской епархией число храмов увеличилось до 239, а также были основаны два монастыря.

Он привел в порядок монастырскую жизнь, заботился о достойном нравственном состоянии священников и паствы. Дом епископа всегда был открыт для любого посетителя, а нуждающийся в помощи никогда не уходил оттуда с пустыми руками.

В это же самое время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Петр I. Святитель Митрофан был ревностным поборником государственных начинаний Петра и всемерно стремился помогать государю, убеждал свою паству нести ему послушание. Владыка разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на строительство кораблей и жалование солдатам. Петр I видел в святителе Митрофане своего искреннего сподвижника и настоящего духовного пастыря, в котором он очень нуждался.

Что касается  копирования без разбора всего иноземного, что было тогда модой, – тут владыка был на редкость тверд и по-умному критичен. Даже к царю. Потому  царь часто сам приезжал к святителю, когда бывал в Воронеже, о многом говорил и советовался с ним.

Однажды Петр I, пригласил святителя к себе, в свой воронежский дворец.  И этот день стал началом непримиримого духовного противостояния царя и святителя. Святитель сразу заметил во дворе статуи обнаженных героев языческой мифологии: Зевсов, Уранов, нимф и красавицы Венеры. Увидел, развернулся — и ушел!

На возмущенный вопрос царя, как епископ  Митрофан может  такое себе позволить, святитель ответствовал: «Пока Петр не уберет этих идолов, не могу войти во дворец». Царь в гневе передал святителю, что, если он тут же не явится, то будет казнен.

Ответ святителя стал эталонным по прямоте и мужеству для всех пастырей Церкви: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Тело мое в царских руках, и он властен умертвить оное, а на душу мою никакая человеческая власть не простирается, но неприлично православному Государю ставить в своем дворце языческих болванов и тем соблазнять простые сердца». Митрофан твердо решил — лучше умереть, чем согласиться  с таким поступком царя.

Святитель Митрофан стал готовиться к смерти. Он решил послужить всенощное бдение вечером и велел звонить в самый большой колокол Благовещенского собора города Воронежа. Царь, услышав колокольный звон, поинтересовался у слуг: «Какой завтра праздник?» Ему ответили, что никакого большого праздника завтра нет.

Тогда Петр I отправил людей спросить у святителя о причине звона. Святитель Митрофан ему передал: «Мне, как преступнику, словом царским изречена казнь смертная, и того ради,  я, приготовляясь к смерти, спешу принести Господу Богу соборное с церковью о грехах моих моление».

Царь был поражен смирением святителя. Он приказал убрать с фасада дворца языческие изваяния.

За усердные труды во славу Отечества святитель Митрофан был пожалован двумя государственными грамотами, а после взятия Азова царь повелел именовать епископа Воронежским и Азовским.

Достигнув восьмидесятилетнего возраста, Митрофан Воронежский тяжело заболел и принял монашескую схиму с именем Макария в честь преподобного Макария Унженского. Отошел ко Господу 23 ноября 1703 года и был погребен в Благовещенском соборе в Воронеже.

В погребении участвовал сам Петр I. Государь первым взялся за гроб и нес его до усыпальницы. Когда опускали гроб в землю, Петр произнес: «Не осталось у меня такого святого старца».

Святитель Митрофан является покровителем и нашего Тейковского края, а его монашеская родина – Золотниковская пустынь — продолжает возрождаться из руин благодаря его молитве и неустанному небесному попечительству.

 

Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика