Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане отмечают первый из важнейших праздников церковного календаря — Рождество Пресвятой Богородицы.

 

Святитель Димитрий Ростовский, епископ Русской православной церкви, живший в XVII-XVIII веках, объяснял, что «в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм» — сама Дева Мария, благодаря которой на свет появился Спаситель.

Вот как он рассказывал о причинах ее рождения: «Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей — Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят прийти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату».

Родители Девы Марии

Поскольку в Новом Завете о происхождении Богородицы ничего не сказано, сведения черпают из апокрифов и трудов церковных мыслителей. Самые ранние сведения о ее появлении на свет встречаются в апокрифическом Протоевангелии Иакова, датированном II веком. Там сообщается, что она родилась у благочестивой пары из Иерусалима, Иоакима и Анны. Родителей Богородицы называют богоотцами.

По преданию, несмотря на праведную жизнь, они до самой старости оставались бездетными. Будучи обеспеченными, Иоаким и Анна оставляли себе третью часть доходов, а остальное жертвовали на храм и благотворительность. При этом они усердно молились.

Однажды Иоаким принес жертву в Иерусалимский храм, однако первосвященник ее не принял. «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю», — сказал он.

Иоаким изучил родословную двенадцати колен Израиля и убедился в том, что он единственный, кто не оставил потомства. Тогда, глубоко опечаленный, он отправился в пустыню, разбил там палатку и оставался в одиночестве 40 дней, проводя время в посте и молитве.

Его жена Анна тем временем оплакивала свою бездетность. В один из дней она отправилась в сад, увидела лавр, села под ним и в молитве попросила Бога о потомстве. «И тогда предстал пред ней Ангел Господень и сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире», — рассказывается в Протоевангелии Иакова. Посетил Ангел и Иоакима — и тоже сообщил ему, что у него будет ребенок. После этого супруги встретились у Золотых ворот в Иерусалиме.

Анна действительно зачала, и через девять месяцев на свет у супругов появилась дочь. Праздник Зачатия Богородицы православные отмечают 22 декабря.

Димитрий Ростовский так описывал родителей Богородицы: «Отец Ее, святой праведный Иоаким, был сыном Варлафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана, а мать Ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери — архиерейского. О, из сколь драгоценнейших веществ — разумею пречестнейшее происхождение — создалась Царю славы одушевленная палата!»

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества

Богородицы

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Приметы на Рождество Богородицы

В славянской народной традиции Рождество Богородицы — праздник урожая. Это время, когда завершаются все полевые работы — уборка льна, жатва, вывоз зерна. Народное название праздника, связанного с днем осеннего равноденствия, — Осенины, время, когда принято благодарить Богородицу за богатый урожай.

Еще один обычай Рождества Богородицы — посещение новобрачных. Все родные и близкие собирались к молодоженам посмотреть, как они живут. Молодые хозяйки угощали гостей, а те были обязаны их хвалить и давать ценные советы по обустройству быта.

Что касается суеверий, то дурной приметой считалось заниматься в Рождество Богородицы физическим трудом или такими домашними делами, как шитье, уборка и стирка. Нехорошо было в светлый день ссориться и злиться. А хорошо — подавать милостыню и помогать нуждающимся.

Примечали и погоду. Если с утра в этот день идет дождь, он может длиться еще 40 дней, а зима будет ранняя и очень холодная. Если утром 21 сентября на траве роса — ровно через месяц на земле будет иней. Если солнце быстро высушит росу, зима будет малоснежная, а если роса будет сохнуть до обеда, зимой можно ожидать обилия снега.

В народе говорили, если на Богородицу птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко, а если жмутся к земле и ищут корм, то зима будет холодная и голодная.

Под утро смотрели и на звезды. Если звезды крупные и яркие, то скоро нужно ожидать холодных утренников, если звезды, напротив, тусклые — тепло продержится еще долго.

Если в этот день ветрено, зима будет малоснежная, с суровыми ветрами. Если с утра тепло, а после обеда стало холоднее, морозы ударят очень рано, а зимой будут очень сильные заморозки. Самые лютые морозы зимой выпадали на Крещение.

Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

Чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, которые были обмотаны бумажными цветами. На низ свечки надевали бумагу, на которой были написаны просьбы Пречистой Деве. Смотрели, с какой стороны обгорит бумага, ведь именно эта просьба и будет исполнена. Если же бумага сгорала полностью, значит, все просьбы были услышаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика