Тейково на старых открытках

Не раз приходилось мне видеть, как немолодые уже, прожившие всю жизнь на одном месте люди вглядывались в старые видовые открытки с изображением их родного города и с недоверием спрашивали: «А это точно Юрьев (Владимир, Шуя…)?».

 

Удивление их понять нетрудно: в годы советского строительства облик многих древних и просто старых городов изменился до неузнаваемости.

Я говорю сейчас не о высотных зданиях, появившихся на месте одно–двухэтажной деревянной или полукаменной застройки, и не о трубах новых заводов, «ожививших» прекрасные некогда виды на городские окрестности. У старых городов и сел тоже были вертикали, но совершенно иные: главки многочисленных церквей и соборов, устремленные в небо шпили и кресты колоколен. Именно церковные и монастырские комплексы, в большинстве своем безвозвратно утраченные в постоктябрьскую эпоху, и делали любой, даже самый незначительный провинциальный город похожим на миниатюрную столицу. И как не вспомнить здесь старых фотомастеров и издателей, благодаря которым мы и имеем сейчас возможность совершать увлекательные путешествия в манящий мир старых городов и сел, в загадочный мир видовых открытых писем.

В начале ХХ века на открытки попали виды не только городов Шуйского уезда Владимирской губернии (Шуя, Иваново-Вознесенск), но и сел: Васильевское, Кохма, Тейково. Благодаря многолетней исследовательской деятельности коллекционера видовых открытых писем Валерия Прокопьевича Машковцева, автора «Энциклопедии открыток с видами городов и населенных пунктов Владимирской губернии до 1918 года» (2011) и двухтомника «Шуйский венец» (2022), мы можем с уверенностью говорить о том, что до 1917 г. были предприняты четыре попытки издания видов Тейково – села и одноименной станции, всего в 18 различных видах.

Если судить по почтовым штемпелям на тех открытках, прошедших почту, то наиболее ранней является серия из четырех видов, на адресной стороне которых, к сожалению, не указаны ни  автор фотографий, ни издатель. Открытка из нее прошла почту 31 марта 1909 г. На сюжетной стороне открыток обозначено «Ст. Тейково, Влад. губ.» и названия сюжетов: «Базарная площадь», «Дер. Сергеево при фабрике Г.г. Каретниковых», «с[танция] ж[елезной] д[ороги]» и «Улица Треть». Правда, надо учесть, что на открытке, якобы запечатлевшей Базарную площадь, в действительности помещен вид железнодорожной станции, а на открытке с надписью «с. ж. д.» – Базарная площадь.

Второй по времени выпуска (на штемпеле одной из открыток дата: 11 мая 1911 г.) стала серия из пяти открыток, имеющих номера: «Станция» (№ 1), «Деревня Сергеево. Фабрики Т-ва А. Каретниковой и С-я» (№ 2), «Въезд в село» (№ 3), «Улица Треть» (№ 4) и «Фабрики Т-ва А. Каретниковой и С-я» (№ 5).

Эти открытки были изданы в фототипии «Шерер, Набгольц и Ко». Фотографическая и фототипическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» была основана в 1860 г. «временно московскими купцами 1-й гильдии» баденским подданным Мартином Николаевичем Шерером (?–1883) и швейцарским подданным Георгием Ивановичем Набгольцем (?–1883), приобретшими известное на всю страну фотоателье Карла Августа Бергнера, владевшего дагеротипным, а затем фотографическим заведением в Москве с октября 1851 г. Шерер был великолепным фотографом, снявшим первую фотографическую панораму Москвы, Набгольц занимался финансовыми и хозяйственными вопросами. После возвращения Бергнера в Германию около 1864 г. фирмой руководил М.Н. Шерер, поскольку Г.И. Набгольц переключился на управление приобретенным им чугунолитейным заводом. В конце.1867 г. фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» была продана курляндскому гражданину Альберту Генриху Ивановичу Мею (1842–1913) на правах аренды, позволявшей сохранить за фирмой прежние название и права, в том числе права воспроизводить на своих работах российский герб и выполнять заказы императорского двора, то есть называться «фотографом Его Императорского Величества». Тогда-то в названии фирмы к фамилиям Шерер, Набгольц и было добавлено «и Ко». Располагалась фирма в Газетном переулке близ Кузнецкого моста. С 1868 по 1896 год совладельцем фирмы являлся М.А. Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом. Шиндлер и Мей одними из первых в России освоили фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при значительно меньших расходах. С 1873 г. они приступили к изготовлению фотолитографической продукции. В 1882 г. на высокое качество светопечати Мея обратил внимание лидер московской буржуазии, потомственный почетный гражданин, председатель Московского биржевого комитета Н.А. Найденов, задумавший издание альбомов с видами улиц, соборов, церквей и монастырей Москвы. Начиная с 1883 г., Мей и Шиндлер выпустили серию из четырех фототипических альбомов с видами Москвы. В 1882 г. фирме во второй раз было присуждено право помещать на своей продукции государственный герб России, в 1896 г. Мей и Шиндлер были удостоены этой высокой награды в третий раз. В 1894 г. фирма переехала на Большую Дмитровку.

В 1896-1918 годах фирма «Шерер, Набгольц и Ко  издавала открытые письма с видами Москвы, а затем и других населенных пунктов России, популярные в стране серии открыток с типами жителей России. У Мея работали многие талантливые фотографы, открывшие впоследствии собственные фирмы. Однако видовые открытки исполнялись фирмой Мея не только по фотографическим работам ее собственных фотомастеров, но и по работам других фотографов. Так, открытки с видами Тейково были выпущены фирмой по работам фотографа, о котором на адресной стороне открыток было написано так: «Изд. фотогр. Н. Пилин».

В словаре-справочнике «Российские фотографы (1839–1930)» (Коломна, 2013), над которым много лет работал специалист по истории фотодела в Российской империи А.П. Попов, значится только один фотограф с фамилией Пилин. О нем известно немногое: Николай Александрович Пилин владел фотомастерскими «Рембрандт» на Сретенке и «Новое дело» на Тверской улице в Москве.

Третья серия открытых писем, состоящая из восьми видов Тейково, прошла почту 31 июля 1914 г. Издатель в данном случае указан не был. На сюжетной стороне открыток после надписи «с. Тейково» проставлены следующие названия сюжетов: «Вид Ленивой горы», «Общий вид», «Пруд при фабрике. Зимний каток», «Улица Треть», «Улица Треть (Базарная площадь)», «Широкая улица. Бульвар», «Фабричная больница. Бульвар» и «Фабрика Т-ва А. Каретниковой с С-м».

Известен и еще один вид села Тейково – «Земская школа». Открытка была отправлена в вязниковское казначейство М.В. Миловидову для передачи Екатерине Васильевне Миловидовой. Некое, очевидно, тейковское семейство поздравляло ее с наступающими Рождеством Христовым и Новым Годом. Издатель этого открытого письма – Александр Матвеевич Ражев. С 25 февраля 1910 г. он состоял действительным членом Русского фотографического общества, в списках членов которого за 1914 г. местом жительства Ражева указано село Тейково Шуйского уезда Владимирской губернии. Таким образом, Ражев стал одним из многих фотографов, которые издавали на открытках виды, снятые ими самими. Жаль, что Александром Матвеевичем издан только один вид Тейково (или другие выполненные им виды не дошли до нас). Живя непосредственно в Тейково, он, в отличие от приезжавших сюда лишь на время съемки фотографов, имел больше возможностей выбирать время съемки, погодные условия, объекты для увековечивания села в фотографии.

Рассматриваешь на дореволюционных открытках широкие, заполненные массой людей улицу Треть и бульвар, каменные здания больницы, земской школы, богадельни, крепкие двухэтажные дома жителей, мощный комплекс фабрики Каретниковых с взметнувшимися вверх трубами, храмы, возвышающиеся на Ленивой горке, и поневоле диву даешься: село ли это? Тейково больше похоже на небольшой город. Неудивительно, что в сентябре 1916 г. на открытке с видом улицы Треть, направленной на квартиру инженера Пиотровского не куда-нибудь, а в Таврический дворец в Петрограде, некая тейковская барышня без малейшей застенчивости по поводу того, что живет в селе, писала подруге: «Целуем тебя крепко, дорогая Ириночка, за твое письмо. Ну, как живешь в Петрограде теперь, что поделываешь? Нравится ли тебе там? А вот посмотри, где мы живем – на открытке наша главная улица, в конце которой в саду живем и мы. Ну, а альбом твой заполняется открытками!».

Полагаем, что эта открытка только украсила альбом Ирины. А сколько открытых писем с видами Тейково рассылалось по всей стране и, возможно, за границу! В скольких семейных архивах сохранялись эти приветы от родных, близких, знакомых, демонстрировавших своим адресатам село Шуйского уезда Владимирской губернии, в котором отправители открыток жили, трудились, творили; село, которое они любили!

 

Галина Мозгова

Фото: сайт pastvu.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика