Гармошка — спутница Победы

Русской гармошке, внесшей своей духоподъемной игрой значимый вклад  в Победу в Великой Отечественной войне, была посвящена концертная программа «Играй, гармонь, победная», прошедшая 6 мая — в преддверии Великого праздника в Зеленом зале Дворца культуры им. В. И. Ленина.

 

В ней приняли участие хор «Русская песня» (руководитель,  гармонист А. Кузнецов) и гармонисты-любители нашего города М. Холомеев, О. Кобелев, В. Беляков, В. Петров.

Гармошка в России не просто музыкальный инструмент, без нее не обходятся ни свадьба, ни проводы в армию и даже на войну, под гармошку возвращались воины с Победой в 45-м.

Песнями о войне и Победе хор «Русская песня» открыл  программу. В ее продолжение ведущая знакомила зрителей с интересными фактами из истории этого любимого нашим народом музыкального инструмента. Под гармошку в России и пели, и плакали, без нее не обходится ни одно народное гуляние. Песни, переплясы, частушки, импровизации и наигрыши… Русская песня и гармонь неразделимы и 200 лет назад, и сегодня.

В нашей стране производство звонкоголосого инструмента пошло из Тулы – города  оружия и самоваров. В 1820, по другим источникам в 1830 году, первые попытки сделать простые ручные гармошки предпринял тульский оружейник Тимофей Воронцов. Так появилась «Вольно-оружейничья  гармонная фабрика» — первая в России, а вместе с ней и первые тульские гармошки, очень быстро ставшие национальным инструментом для всех сословий: широкий диапазон, громкое выразительное звучание как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Через несколько лет после начала выпуска в России появилась двухрядная модель, получившая название «хромка», сделали наши мастера и трехрядную модель — это и есть русская гармонь в чистом виде, дошедшая до наших дней. Уже в 1910 году гармошки туляков покорили Париж на Международной торговой выставке. Произвели впечатление не только звучание, но и этическая сторона оформления инструмента: слоновая кость, кожа, перламутр, затейливая вязь латунной инкрустации – настоящее произведение музыкального искусства.

Во многих регионах нашей страны мастера усовершенствовали ее с учетом своего, местного, колорита. Так, кроме тульской, появились нижегородская, саратовская, ливенская, вятская, вологодская, тагильская,  елецкая, петроградка и другие, в том числе и шуйская гармонь.  Достоверно известно, что в 1870 году шуянин  Иван Соколов привез домой с Нижегородской ярмарки венский музыкальный инструмент. Начиная с 1887 года, в Шуе начали создавать вручную, преобразуя венскую, гармонь с русским строем.

В 1935 году на основе объединившихся мелких артелей была образована Шуйская гармонная фабрика, и уже в первый год было выпущено 417 инструментов. Шуйская гармонь выделяется тем, что она – расписная, ведь наша ивановская земля богата художественными промыслами. Художники расписывают ее вручную, иногда, по желанию заказчика, даже инкрустируют драгоценными камнями.  Шуйские гармони экспортировались в разные страны, участвовали в Международных ярмарках и выставках. Сегодня многие музыканты используют инструменты, произведенные в Шуе. На «шуянке» играл знаменитый Геннадий Заволокин.

В годы Великой Отечественной войны гармонь была незаменимым помощником Красной Армии. Она поднимала боевой дух бойцов, вдохновляла и вела их в атаку. «Гармонь была как 100 дивизий».  На фронт было отправлено около 11000 инструментов. В Шую, как и в Тулу, шли письма от солдат с призывом: «Дайте гармонь и баян. С песней под музыку легче воевать». Даже существовал лозунг «В каждую роту – гармонь». В минуту передышки, на привале, всегда находился гармонист, под его игру солдаты пели и даже плясали.   

Гармошку не зря называют спутницей Победы.

«С гармошкою мы наступали,

С тальянкой вошли мы в Берлин,

Когда красный флаг водружали,

Когда  воцарили мы  мир!»

Не только не забыт, но набирает в наше время популярность этот звонкоголосый инструмент. И хор «Русская песня», и принимавшие  участие в программе гармонисты дарили радость, эмоциональный подъем зрителям. Под  аккомпанемент аккордеона, гармоней были исполнены   популярные в народе песни военной тематики: «Военная гармонь», «Вдовы России», «Синий платочек», «Седина», «Ты ждешь, Лизавета», «Шофер», «Тучи в голубом», «Огонек» и  другие.

Особых зрительских  аплодисментов, возгласов одобрения, поддержки удостоился квартет гармонистов, исполнивших несколько инструментальных произведений. Это был жизнерадостный перелив звуков!

О русской гармони, ее значении для нашей народной культуры, о  ее вкладе в Великую Победу, о радостном  звучании у стен рейхстага в покоренном Берлине читала авторские стихи, гармонично вписавшиеся в формат концертной программы, член городского поэтического клуба «Вдохновение» Ольга Галанина.

На высокой эмоциональной ноте  программу завершил хор «Русская песня»  исполнением попурри, в котором прозвучали фрагменты произведений «Священная война», «Смуглянка», «На Безымянной высоте», «Эх, дороги», «Катюша»,  «Журавли», «День Победы».  Зрители с воодушевлением, с искренним чувством подпевали, в  знак благодарности дарили артистам цветы.

«Играла тальянка и пела и в вальсе кружилась Земля,

С Победою! С нашей Победой! С Великой Победой, друзья»!

Участие в этой необычной программе о гармошке – спутнице Победы, гармонистов из народа еще раз доказывает, что гармонь – этот поистине народный инструмент, звучала, звучит  и будет звучать на нашей непобедимой русской земле.

 

Татьяна Михайлова

Фото Павла Филиппова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика