Под крыльями планера — над вражескими позициями

«Полет на самолете связан с ревом мотора, что создает атмосферу впечатлений.

 

После этого полет на планере удивляет вначале необычной тишиной, и лишь легкий свист и шорох воздуха говорят о том, что планер летит довольно с большой скоростью», — так описал свои первые впечатления о воздушном планере участник Великой Отечественной войны, наш земляк Ананьев Дмитрий Михайлович.

 Планер – это безмоторный, но управляемый летательный аппарат. Для того чтобы подняться в воздух, ему необходим буксировщик. Набрав необходимую высоту и скорость, пилот безмоторника отцепляет буксировочный трос и далее планирует по определенной траектории.

До Великой Отечественной войны в нашей стране военные планеры серийно не выпускались. Необходимость в десантном планере возникла сразу после начала боевых действий на территории СССР.

Большую роль в разработке конструкции, в организации испытаний и производства сыграл талантливый летчик, планерист и конструктор Владислав Константинович Грибовский. Машина была выполнена из дешевых материалов — ткани и дерева — управлялась одним пилотом и могла взять на борт 6 десантников. А-7 выпускались до 1944 года. За это время фронт получил по разным данным от 400 до 600 машин.

Обычно десантные планеры имели одноразовое боевое применение. Все гениальное просто. Деревянная машина вмещала пилота и 11 десантников со всем снаряжением. Взлет осуществлялся с помощью не убираемых шасси, планер садился на специальную лыжу.

К месту старта планеры буксировались транспортными самолетами или бомбардировщиками. Отцепившись, планер мог продолжить управляемый полет на длительные расстояния и бесшумно приземлялся на небольшие грунтовые площадки. За всю войну ни один советский планер не был обнаружен и сбит. Бесшумный летательный аппарат ночью было невозможно обнаружить, а сбить тем более.

До 1942 года планеры невозможно было применять массово и системно, поскольку не было налажено постоянное производство. Но уже весной 42-го все изменилось.

Летательных аппаратов было достаточно для того, чтобы организовать специальное полковое подразделение для их обслуживания. Сначала в Горьковской области на аэродроме Старыгино был организован 1-й отдельный авиационно-планёрный полк (1-й ОАПП), состоящий из двух эскадрилий, 60 планеров и десяти буксировщиков.

17 марта 1942 года группа самолетов Р-6 с аэродрома Стригино и с подмосковных аэродромов перебазировалась на аэродром Тейково, где они были сведены в отдельную авиагруппу самолетов Р-6 ВДВ КА. Группа продолжила полеты по овладению буксировочными полетами.

В августе 1942 года авиагруппа была реорганизована и переименована в 1-й учебный авиационно-планерный полк ВДВ КА. Полк состоял из двух авиаэскадрилий, насчитывающих по 10 экипажей самолетов-буксировщиков и по 60 пилотов-планеристов. На вооружении имел самолеты Р-6 в качестве буксировщиков и планеры Г-11 и А-7.

До ноября 1942 года полк занимался вводом в строй ночных летчиков и обучением пилотов-планеристов. Большую помощь летчикам оказывали по очистке от снега  взлетной полосы жители деревни Малое Клочково.

В ноябре 1942 года полк выполнил первую боевую задачу по доставке грузов в тыл противника для партизан Белоруссии в район Бигамель — Силаевщина на транспортных планерах. Во время этой боевой операции партизанам было доставлено 5500 кг боевого груза.

С декабря 1942 по январь 1943 года в интересах армейского командования проводилась операция по снабжению Сталинградского фронта. В период дальнейшего развития наступления войск Сталинградского, Донецкого и 1-го Степного фронтов, полк в район Котельниково доставлял на планерах радиооборудование, средства связи и медикаменты для наступающих частей Красной армии. Всего было доставлено 8500 кг боевого груза. В феврале-апреле 1943 года полк работал в интересах брянских партизан.

В августе 1943 года полк был переименован в Отдельный авиационно-планерный полк ВДВ. В октябре и ноябре 1943 года экипажи пятнадцати бомбардировщиков-буксиров СБ и 35 планеров забрасывали десантные группы в тыл 16-й немецкой армии.

Первый авиационно-планерный полк участвовал в операциях «Гранит» по оказанию военной помощи партизанам в брянских лесах и «Антифриз» в Сталинграде. В операции задействовали практически в полном составе две эскадрильи 1-го ОАПП.

В апреле 1944 года летчики и планеристы 1-го ОАПП совершили последний вылет для снабжения белорусских партизан. После этого подобные полеты не выполнялись.

Среди тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне и внес свой вклад в борьбу нашего народа с фашистскими захватчиками, был и наш земляк Ананьев Дмитрий Михайлович.

Дмитрий Михайлович родился 26 декабря 1917 года на острове Перстё в архипелаге Аландские острова в Финляндии.

Отец служил радиотелеграфистом на крейсере «Диана» Балтийского флота. В 1920 году отец был направлен на Северный Кавказ, в станицу Ставрополь, а затем в 1927 году в город Грозный для строительства широковещательных радио- и телефонных станций.

В Грозном Дмитрий окончил школу, а в 1934 году — нефтяное училище.

В октябре 1939 года был призван в ряды Красной армии Октябрьским райвоенкоматом Чечено-Ингушской АССР. Служил в 16-м конно-артиллерийском полку . Затем окончил Сталинградское военно-политическое училище. Был направлен в десантные войска в качестве комиссара 10-й отдельной авиаэскадрильи ВДВ.

При формировании в августе 1942 года 1-го отдельного авиационно-планерного полка был избран секретарем парторганизации.  В марте 1944 года старший лейтенант Ананьев за обеспечение высокого политико-морального состояния летного и технического состава при проведении операций по доставке вооружения и боеприпасов партизанам был представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды.

Воспоминание о комиссаре лейтенанта Петра Васильевича Тетерева: «Молодой политрук Ананьев Дмитрий Михайлович. Душа человек. Умел и слово сказать и делом помочь. До сих пор помню его пламенные речи, которые могли увлечь людей на выполнение любого задания. В июле 1942 года при тренировочном полете на планере мы грохнулись в лес, попали в госпиталь. После выписки из госпиталя подходит ко мне Дмитрий Михайлович, спрашивает, как самочувствие, настроение, кто и как живут дома. Узнав, что моя родина недалеко, что дома остались больная мать с младшими братишкой и сестренкой (остальные мои пять братьев были на фронте, а отец умер еще до войны), сам предложил мне съездить на пару дней домой. И это в разгар войны! Трудно описать, какой праздник был у меня дома».

После войны Дмитрий Михайлович продолжил службу в армии. В 1948 году назначен заместителем командира по политчасти бомбардировочного полка дальней авиации с дислокацией на острове Сахалин. Закончил службу в 1960 году в звании подполковника в должности заместителя начальника политотдела Балашовского военного авиационного училища.

После демобилизации с семьей приехал на постоянное место жительства в город Тейково.

Награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, в том числе «За боевые заслуги», почетной медалью Всесоюзного совета ветеранов «Ветеран войны и труда».

Ананьев Дмитрий Михайлович — Почетный гражданин города Тейково. В Тейкове учреждена городская премия имени Д.М. Ананьева, которой награждаются активисты ветеранского движения.

С 1962 года по 1972 год Ананьев Д.М. был председателем Тейковского городского Совета и членом областного Совета депутатов. В 1986 году избран председателем Тейковского городского совета ветеранов войны и труда, членом Ивановского совета ветеранов.

Умер 8 ноября 1995 года.

Познакомившись с биографическими фактами Ананьева Дмитрия Михайловича, я испытал чувство гордости от осознания того, что такие люди родились в нашей стране, в нашем крае. Их верное служение Отечеству является достойным примером для молодого поколения, примером самоотверженности, героизма и бесстрашия.

 

Никита Пушкарев,

ученик Новогоряновской средней школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика